На выставке И. Айвазовского. Продолжение 26

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2016/11/04/111

Рассматривая картины И.К. Айвазовского на выставке,услышала, как гид рассказывала группе мальчишек о сокровенном в творчестве мастера, прислушалась:
- Художник никогда не начинал работать на готовых, купленных холстах. Он доводил грунт до нужного ему состояния сахарным слоем и только потом писал на них по 6-8 слоев. Очередной слой наносился на не до конца высохший предыдущий.

Слушая гида, понимала, что в работе художника нет ничего необычного. Известно, что глицерин и мед являются пластификаторами, размягчителями и даже в незначительной степени антисептиками. Добавление в грунт глицерина предупреждает холст в дальнейшем от растрескивания грунта и масляного слоя при высыхании. Эти сведения имеют прямое отношение к технологии подготовки холста для масляной живописи. Возможно, во времена Айвазовского сахар был новшеством в грунтовке, но сегодня, глицерин очень часто можно обнаружить в составе даже производственного грунта.
Лично я, когда самостоятельно готовлю грунт для холстов, то непременно добавляю в его состав глицерин. Этому нас учили еще в училище.

Но, что касается техники нанесения красок послойно в картинах Айвазовского, то я пыталась их распознать. К сожалению, далеко не в каждой картине мне удалось это отследить в полном объеме. А там, где удавалось, я испытывала разочарование от увиденного, ибо усматривала в такой технике нелепый примитивизм и даже неумение автора с первого раза набрать необходимый цвет. Ощущение школярства художника не покидало меня в эти минуты. Так нас учили писать акварелью на бумаге листья деревьев в первом классе художественной школы, когда  знакомили с одним из способов работы акварелью: отмывкой. Этот способ работы обычно используют в архитектурных учебных заведениях.
Но, хочу сразу оговориться, что способ отмывки прослеживался не в прямом смысле, а в покрытии очень легким тоном, почти водянистым, поверхности отдельной части, фрагмента картины. И, что меня поразило, - художник наносил на легкий голубоватый оттенок, слегка розовый жидкий слой краски. В этот момент я в недоумении пыталась понять, почему он это делал?
Неужели сразу нельзя было на палитре взять этот цвет?
Что он выигрывал, чего добивался такими движениями кисти? Прозрачности цвета?
Увы...
Такая техника лишала воздушности холст, а заполняла его некоей мутностью.
Но, что-то же влекло автора к таким манипуляциям. Что?
И пришел ответ:
- Его обучение проходило не на живописном отделении, а где-то в топографических классах академии, где готовили картографов.
И, действительно, все сходится.
Не зря же его в 1844 году одели в мундир, а самого причислили к Военно-морскому ведомству с присуждением  звания художника Главного морского штаба.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/04/1996

Иван Константинович Айвазовский: Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец 1837 (из интернета)