О социализме в СССР

Юрий Бахарев
Строители социализма в СССР руководствовались благими намерениями, привлекательной, высокой идеей: ликвидировать эксплуатацию человека человеком, построить справедливое общество. Эта идея трансформировалась в  примененную к жизни технологию построения невиданного прежде на земле справедливого строя.

При построении нового строя учитывалась известная цитата К.Маркса:
«Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора…»

Из анализа цитаты следует, что общественная формация начинает деградировать, когда производственные отношения  формации начинают тормозить развитие производительных сил, и гибнет, когда тормоз становится непреодолимым препятствием развитию.

Основой производственных отношений капитализма является товарно-денежные отношения.  Они же играли важнейшую роль во время НЭПа, при многоукладной экономике в СССР. До тех пор пока товарно-денежные отношения не начнут тормозить производительные силы, страна успешно развивается вне рамок социализма.

После ликвидации кулачества как  последнего эксплуататорского класса, принятием Советской Конституции 1936 года СССР провозгласили социалистическим государством.

В марксистской литературе дореволюционного  периода было распространено представление, что при социализме  товарное производство и товарно-денежные отношения полностью отомрут.

Но оказалось, что у товарно-денежных отношений гораздо больший запас прочности и без них оказалось невозможной экономическая деятельность в условиях государства с провозглашённым социализмом

К сожалению, словесной эквилибристикой стали  объяснять, что товарно-денежные отношения в обществе, построенном на общенародной и кооперативной собственности, являются товарно-денежными только формально.

На самом деле, всё время существования СССР мы жили не при социализме, а  в период, переходный от капитализма к социализму, в государстве социалистической ориентации. Товарно-денежные отношения и товарное производство сохранялись в обществе переходного периода как реликт капиталистического способа. Об этом обществе  Маркс писал:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Конституция 1936 года определённо поспешила назвать Советский Союз социалистическим обществом, а Конституция 1977 года поторопилась провозгласить утверждение в СССР» развитое социалистическое общество». Тогда же определение СССР, как государства диктатуры пролетариат, официально заменили  общенародным государством.

На самом деле в СССР только ещё начал вызревать новый уклад, и созревать материальные условия который бы позволил перейти от товарного производства к новому типу отношений.

Карл Маркс писал: «…новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества ".

В СССР более высокие, нетоварные производственные отношения, с развитием общества стали медленно вытеснять товарное производство в сферах, отнесённых к общественным фондам потребления

В значительной степени под влиянием СССР начали развиваться более прогрессивные, нетоварные производственные отношения и в обществах развитого капитализма, при которых отмирание отношений производства товаров, создавало условия для превращения труда производителей товаров в непосредственно общественный труд.

Большинство европейских капиталистических государств с развитой сферой социальной защиты населения обладают смешанной (гибридной) экономикой, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства.

Деятельность такого  государства с развёрнутой социальной сферой, финансируется  не только за счёт налогов и акцизов, но главным образом—     за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций в новом типе общественных отношений.

 К нетоварной экономике, в которой фигурирует непосредственно общественный труд, относятся учреждения социальных гарантий и  социальная инфраструктура: библиотеки, детские сады, школы,  больницы, коммунальное хозяйство, всё, что в СССР относилось к общественной сфере потребления.

Но в недрах капиталистического общества не может вырасти социалистическое общество, прежде всего потому, что буржуазия мирным путем никогда  не отдаст своё имущество и власть.

В отличие от всех других общественных систем, социализм возникает и утверждается не в результате стихийных процессов, протекающих в недрах предшествующего способа производства, а сознательно строится народными массами на основе познания и использования объективных законов его развития.

 Это отличие обусловлено тем, что  внутри предыдущей, капиталистической формации возникающие «очаги» социализма  неизбежно размываются, разрушаются окружающим их капитализмом. Поэтому социализм можно построить только в рамках всего общества в целом.

Отсюда, неизбежно должно существовать общество перехода от капитализма  к первой фазе коммунизма социализму, государство этого общества должно быть государство диктатуры пролетариата.

Государство диктатуры пролетариата насильственным путём отбирает у  класса буржуазии существующий государственный капиталистический механизм и  уничтожает его, создавая новый, пролетарский государственный механизм, который будет подавлять
 попытки буржуазии вернуть себе власть.

Государство же, используя все возможности производственных товарно-денежных отношений, должно будет совершенствовать производительные силы общества. В конечном итоге, новые производительные силы создадут базу новых производственных отношений, которые уже не будут иметь товарный характер, а  создадут условия для превращения труда товаропроизводителей  в непосредственно общественный труд.

Чаще всего общество переходного периода  будет представлять собой многоукладное общество, в котором государство диктатуры пролетариата допускает, как частную и корпоративную, так и  государственную собственность на средства производства.

Оно позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что пролетарское государство обладает приоритетом в  оперативном планировании развития экономики.

В СССР общество переходного периода времён НЭПа представляло собой многоукладное общество, а товарное производство и товарно-денежные отношения служили развитию производительных сил.  Это же показывает успешное развитие производительных сил в КНР в конце 20 начале 21 века. Здесь возможности товарно-денежных отношений (рыночных) отношений эффективно используются для развития производительных сил общественного сектора экономики.

Деление на общественный и необщественный сектор является в Китае главным принципом классификации существующих в стране форм собственности, при этом основное различие между ними видится как в характере собственности на капитал предприятий, так и  в той роли, которую обе формы призваны играть в экономике.

В соответствии с проводящимся в Китае курсом на создание социалистической рыночной экономики, ведущие позиции в системе собственности должны быть сохранены за общественным сектором. Официальная статистика КНР по данным на 1998 г. определяет долю этого сектора в ВВП страны равной 67 % .

Исторические особенности развития советского государства объясняют то, что, опасаясь реставрации капитализма, в условиях капиталистического окружения и памятуя опасность, высказанную Лениным, (т.44.с.463) что «Государственный капитализм объединит мелкую  буржуазию  и скинет пролетарскую диктатуру», И.В.Сталин свернул НЭП и форсировал  ликвидацию эксплуататорских классов.

«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет, — утверждал он в феврале 1931 г., — Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Слова Сталина  о десяти годах, отпущенных историей, оказались пророческими: через 10 лет началась Великая отечественная война, подготовиться к которой, и победить можно было только в условиях мобилизации всех сил страны.

Победа в великой войне не только  не отменила трудности  построения социалистического общества, но и усугубила их. Страна стояла в руинах, а потери лучшей части идейных строителей социализма затруднила воспитания  необходимых качеств членов социалистического общества

Теоретик «христианского социализма», Ф.Кавелин, писал:
«Основное нравственное различие между капитализмом и социализмом как раз в том и состоит, что капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей), а социалистический способ производства экономически нуждается в добродетели (честность, бескорыстие, справедливость)»

Все эти добродетели членов общества  должны быть сформированы  на этапе переходного периода от капитализма к социализму.

 Трудности воспитания нового человека – строителя коммунизма осознавались, и для его «формирования» прилагались значительные усилия. Но в государственной марксистской идеологии укоренился взгляд, согласно которому общественное бытие определяет  общественное сознание.

А поскольку считалось, что общественное бытие в СССР создано по проекту «единственно верного учения», то  и сознание людей ему должно соответствовать. Утверждалось, что сам советский  человек, в основной массе, стал носителем передового общественного сознания.
.
 Этому способствовал квазирелигиозный характер социалистической идеологии, основы которой принимались за истину a priori («учение Маркса всесильно, потому что оно верно»), затрудняющий критический анализ действительности.

К сожалению,  скорость воспитания нового человека отставала от потребности социализма в таковом.

Трудности формирования добродетелей необходимых социализму усугублялись ещё тем, что хотя ради светлой идеи люди способны отказались от сегодняшних благ, но такой отказ не может длиться вечно. Когда идеал, вроде бы вот-вот должный установиться на земле, все время ускользает, рождается скептицизм и разочарование.

Во многом отсюда произошли экономические неурядицы социализма, которые, к сожалению, дискредитировали и то рациональное, что было в организации советского общества. http://proza.ru/2012/06/21/1419

Утверждение о построении социализма в СССР, тем более присвоение обществу именования зрелого социализма было очевидным забеганием вперед.

Еще не были ликвидированы, по причине очевидной их необходимости, товарно-денежные отношения, не решена проблема создание добродетельного человека, уровень преступности, суицидов, алкоголизма был существенно выше, чем в развитых капиталистических странах. Не была решена проблема дефицита даже для основных социально значимых товаров.

По мере того, как  руководящая верхушка КПСС из «ордена меченосцев» превращался в «хор псаломщиков», советское государство всё больше становилось частной собственностью певцов из этого хора.

«Революционная партия в нашей стране претерпела печальную эволюцию: концентрированное ядро растворилось в аморфном двадцатимиллионном скоплении; объявленная цель построения коммунизма в 1980 оказалась фантазией; теоретическая мысль захирела; остались только необходимые и полезные организационные и идеологические функции, но они уже не смогли сохранить черты ленинской партии нового типа».(Ю.Жданов "Марксизм и современность"№2 2004г.)

Страна ждала обновления и искренне связывала его с приходом молодого коммунистического лидера М.С. Горбачева, провозгласившего «перестройку» и «новое мышление».

 В действительности перестройка выдавала усилия номенклатуры довести до совершенства систему бюрократического рынка, …легализовать стихийно сложившиеся внутри системы отношения собственности, построить (или вывести из тени на поверхность) здание номенклатурно-бюрократического государственного капитализма.

 А благие намерения большинства искренних сторонников «исправления социализма» подтвердили справедливость пословицы, что благими намерениями вымощена дорога в ад.