Нам пришлось вырезать из фотографии лишь фрагмент, чтобы можно было лучше рассмотреть основную часть сюжета.
«Смотрю ли вперёд или назад. Я вижу, что смерть всё следует за мной …»
СОЗИДАНИЕ
ГЛАВА 12 1971 год
ЧАСТЬ 4-25 ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИГУЛИСТЕ
Напоследок хочется рассказать о церкви Святого Нигулисте. Она того стоит…
Практически из любой точки Вышгорода виден барочный шпиль храма Св. Николая, увенчанный флюгером в виде петушка. Церковь Святого Николая, более известная под названием «Нигулисте», расположена в историческом центре Таллина, в паре минут ходьбы от Ратушной площади.
Сверху от холма Тоомпеа к храму Нигулисте ведёт улица-лестница Люхике ялг.
История церкви Нигулисте восходит к XIII веку, когда немецкие купцы, прибывшие с острова Готланд, основали в Нижнем городе, у подножия Вышгорода новое поселение. На собственные средства переселенцы воздвигли часовню, освятив её в честь святого Николая Чудотворца, который почитался как покровитель моряков и купцов.
Церковь Св.Николаса (по-русски Николая, по-эстонски Нигулисте) несколько раз перестраивалась, современный внешний вид приобрела в 15 веке.
Построена в стиле поздней готики, которая в это время в ведущих странах Европы уже начинала вытесняться более поздними стилями, а в остальных как раз получила широкое распространение.
В средние века в этой церкви было много произведений искусства, изготовленных в Любеке, столице Ганзейского союза, в который входил и Таллинн, и привезенных в город оттуда.
Первоначально Нигулисте была католическим костелом, однако во время Реформации перешла в лютеранство, как и большинство храмов на территории Эстонии.
Храм Святого Николая представляет собой трёхнефную базилику с четырёхугольной колокольней, завершённой замысловатым шпилем.
В последующие столетия к основному приделу Нигулисте пристроили несколько часовен, в том числе капеллу Святого Антония в стиле поздней готики.
Первоначало поселение купцов располагалась за пределами городских укреплений, поэтому церковь Нигулисте служила не только молельным домом, но и крепостью. В случае нападения неприятеля купцы могли укрыться в надсводном помещении храма и спрятать свои товары в специальной кладовой над потолком.
В сентябре 1524 года, когда Таллин захлестнула лютеранская Реформация, толпа разъярённых таллинцев, настроенная против католических священников, разгромила церкви Олевисте, Св. Духа и храм Св. Екатерины при Доминиканском монастыре.
Все священные реликвии и церковная утварь были изуродованы, и лишь имущество Нигулисте уцелело благодаря находчивости старосты Буша. По легенде, предусмотрительный староста запаял все замки церкви свинцом, поэтому агрессивная толпа не смогла проникнуть внутрь храма.
В церкви находился известный и популярный из-за своего звучания орган, построенный в1895 году мастером Эбергардом Фридрихом Валкером.
Во время Второй мировой войны, в результате бомбежек Таллинна в 1944 году, храм был разрушен, орган погиб вместе с ним.
Кроме органа многие средневековые экспонаты были утрачены, да и само здание пострадало — обрушилась крыша со шпилем.
Лишь через 40 лет (в 1984 г.) отреставрированный храм вновь открылся для посетителей, но уже не в качестве приходской церкви, а как филиал Художественного музея Эстонии, который теперь является филиалом KUMU (Kunstimuuseum, Эстонский Художественный музей).
В 1971 году музея в церкви ещё не было, поэтому мы рассматривали только её внешний вид.
А сейчас её экспонаты можно посмотреть хотя бы на фотографиях.
В числе экспонатов музея значатся серебряные изделия, изготовленные купеческой гильдией, надгробия, статуи, резьба по дереву, картины и деревянные исповедальни, некогда стоявшие в эстонских храмах.
Главную гордость церкви Нигулисте составляет сохранившийся фрагмент средневекового эпического полотна «Пляска смерти». Автор этого шедевра — немецкий художник Бернт Нотке — написал две одинаковых картины, но одна из них, хранившаяся в храме Мариенкирхе, погибла во время воздушного налёта на Любек, а вторая — находится именно здесь, в Нигулисте.
На картине «Пляска смерти» показан хоровод, состоящий из людей разных сословий и возраста — фигуры младенца, императора, императрицы окружены скелетами в саванах. Вся эта процессия направляется к Смерти, несущей саркофаг на плечах;
Смерть завлекает в танец и Папу римского.
Под величественными готическими сводами Нигулисте часто звучит органная музыка, в церкви проводятся концерты.
За невозможностью познакомить вас с экспонатами музея подробно, мы расскажем вам хотя бы легенду - о герцоге де Круа.
Два века назад в церкви Нигулисте на всеобщее обозрение был выставлен необычный экспонат - гроб со стеклянной крышкой. Внутри его находилась… нет, не Спящая королева, а наряженная в черный комзол мумия, на голове которой был одет пышный парик.
Что же это за история и откуда в христианском Таллине появилась мумия?
Оказывается, мумия это была реального исторического лица, герцогa Карла Евгения де Круа. За время военной карьеры довелось послужить ему под разными знаменами - в датской гвардии, в австрийских и польских войсках, а с началом Северной Войны он пошел на службу в русскую армию.
Петр I самолично произвел его в генерал-фельдмаршалы, но военная карьера герцога оборвалась после поражения под Нарвой.
Шведы взяли его в плен, перевезли в Таллин, где отпустили под честное слово. Таким образом "демобилизовавшись", герцог быстро освоился и зажил в свое удовольствие, да вот беда - так как денег у него было немного, задолжал он приличные суммы зажиточным горожанам.
Долго ли, коротко ли, но представился герцог, так и не расплатившись по кредитам.
В то время действовало Любекское право, по которому горожане могли запретить похороны должника до тех пор, пока родственники с ними не расплатятся. Родственники не горели желанием погашать весьма приличные долги, поэтому тело положили в гроб и перенесли в подвал церкви св. Николая.
И забыли..
Гроб был найден только сто с лишним лет спустя, причем, то ли благодаря микроклимату подвала, то ли каменной соли, используемой в скреплении камней фундамента, но тело мумифицировалось и весьма неплохо сохранилось.
Некоторые острословы даже указывали на благодатное воздействие крепкого спиртного, которое наш герой в бытность потреблял в неумеренных количествах.
Мумию герцога показывали без малого полвека, и она превратилась в своего рода достопримечательность церкви Нигулисте, такой же, как и "Пляска Смерти" Бернта Нотке.
Лишь в 1897 тело было предано земле - к этому времени и должники уже не предъявляли свои претензии герцогу.
Напоследок еще одна легенда, связанная с мумией.
В то время, когда мумия выставлялась в церкви, ее тщательно оберегали, ведь показ мумии приносил неплохие доходы.
Как-то, во время дождя потекла крыша, и мумия намокла. Церковный сторож решил отнести ее просохнуть к печке.
И в то же время в здании задержался органист - представьте его ужас при виде качающейся мумии, направляющейся на свет печки.
К счастью, та история закончилась вполне благополучно, а может, это была просто байка, выдуманная от скуки сторожем.