Сигизмунд на заборе

Наталия Лазуренко
  Сегодня - 4 ноября 2016 года - День Памяти народного единства и Казанской иконы Божией Матери. Народное единство под руководством Минина и Пожарского в борьбе против польских оккупантов аж 4 ноября 1612 года. Давно-то как! Вот живу и думаю:"А что ж поляки такого сделали, что русский народ не захотел их приветствовать как братьев по крови (тоже славяне) и разуму? А оказывается дело в различных вероисповеданиях! Поляки - католики и хотели насаждать в России католицизм. А русские считали себя наследниками Византии и, соответственно, православия, и поэтому боролись против польских братьев-славян, которые в то время активно вели в Европе свою внешнюю политику и стремились распространить свое влияние как можно дальше. И пользовались при этом любыми средствами, но, в основном, политическими. Еще в 14 веке они проявили свое неравнодушие к вопросу своего влияния в мире, когда не дали королеве Ядвиге выйти за любимого ею мужчину и не пропустили через польско-литовскую границу корону, присланную Папой для коронации Витаутаса - славного литовского короля, который воевал против хана Тохтамыша и был тяжело ранен в бою, но, тем не менее, сумел далеко оттеснить его войска и расширить границы российско-литовского государства почти до Урала.
  Вот так... Вечная междоусобица славянских племен привела в конце концов к ослаблению Польши и Литвы и к их объединению под началом Российской Империи. Россия, закалившись в этих междоусобных боях, стала играть главную роль в объединении этих и других (восточных) государств.
  Все течет, все изменяется. Царская Империя сменилась Советским Союзом, а теперь и Союз распался и Россия лишается своих бывших союзников один за другим. Судьба переменчива, Маятники Времени продолжают свой ход и уже Россия должна отстаивать свою свободу и независимость перед лицом набравшихся силы  (и наглости) государств,  стремящихся к лидерству в мировом масштабе.
  Просто вот никак не пойму, почему свои братья-славяне оказались неугодны (Польшу имею в виду), а влияние немцев и французов было более угодно и приемлемо, чем польское? В чем тут дело? Чем поляки-то не угодили?
  Вопрос для меня не праздный, поскольку предки по материнской линии были выходцы из Литвы и породнились в представителями польского дворянства. Правда во время репрессий 1937-1940 годов большая их часть погибла. Почему? И Катынь покоя не дает. И разбившийся самолет, летевший на открытие памятника, посвященного жертвам Катынского расстрела.
  Мой дедушка был вынужден часто переезжать с места на место, не задерживаясь нигде больше двух-трех лет, потому что тоже боялся преследования по социальному и национальному признаку, несмотря на то, что еще студентом-медиком работал на санитарном поезде в Красной Армии, пока не получил ранение и не был комиссован с фронта домой, что дало ему возможность закончить мединститут и стать полноценным врачом. А муж его любимой родной сестры, бежавший из оккупированного белогвардейцами Киева в 1918 году, впоследствии был арестован за то, что услышав сомнительный политический анекдот, не донес куда надо, и вся теплая компания, занимавшая очень ответственные посты,  была репрессирована и сослана в лагеря. И очень странная его смерть от сердечного приступа в начале июня 1940 года в Хабаровском Дальлаге.
  Неисповедимы пути Господни. Отец моей свекрови, который был Православным Священником и впоследствии оставивший свой сан, стал чекистом и занимал непростую должность в Дальлаге в Хабаровске, возможно, видел этого моего родственника, но свекровь в то время была маленькой девочкой и хотя кое-что рассказывала о жизни в Хабаровсе в то время,но про работу своего отца она не много знала, их семье, во всяком случае, жилось очень хорошо. .
  Еще один эпизод встречи с польской культурой и влияния ее на русскую культуру происходил очень комично, но, тем не менее, показывал, как работает маятник истории. Я была студенткой Пединститута и на третьем курсе у нас проходили Сборы, где нас готовили к педагогической деятельности на практических занятиях. Было очень весело, интересно, много конкурсов, творческих соревнований, но наш худграф переплюнул в творческом самовыражении все факультеты и выступление команды было предвестником смены эпох и правительств, как потом оказалось. Во всяком случае, ничего подобного раньше не случалось. Одним из конкурсов  было создание пионерской пирамиды в стиле 20-30-х годов. Все факультеты очень старались, но физкультурный факультет, выступавший перед нашим худграфом, был на непревзойденной высоте! Мало того, что там учились самые симпатичные и ловкие студенты и студентки, что уже обеспечивало им победу в конкурсе, так они выстроили такую многоступенчатую пирамиду - этажей в 5 или шесть, причем это было на грани циркового искусства, и еще весело помахивали при этом флажками в руках! Это был шедевр! Очевидная и непревзойденная победа и выступление наших худграфовских ребят уже не предвещало ничего такого по степени сложности и мастерства, и спортфак уже предвкушал победу.
   Но не тут-то было! Наши ребята приготовили такой сюрприз, что после только о нем и говорили. Наши мальчики были и очень рослые и пониже, они вышли на поле и выстроились в шеренгу "зубцами" повыше и пониже, через одного. Достаточно скромно. Все ждали, что будет дальше. "Делай раз!" - скомандовал самый зычный, и тут, откуда ни возьмись, наверху зубчатой шеренги оказался Виталик, которого в строю не было. "Сигизмунд на заборе!" - провозгласил зычный голос. Все трибуны издали общий вздох от неожиданности. "Делай - два!" - скомандовал глашатай. Виталика бережно уложили под ноги стоящим  в шеренге и глашатай снова произнес:"Сигизмунд под забором!" Виталик лежал на зеленой травке футбольного поля с довольным видом и милой улыбочкой на круглом смазливом лице, нисколько не расстраиваясь из-за такого перемещения. Трибуны зашлись от хохота. Такого хулиганства никто не ожидал! Это было невероятное глумление над основами пионерского движения, в котором пирамиды со времен Фараона Тутанхамона занимали место ритуала демонстрации слаженности и демократического централизма, наверное.  Жюри из преподавателей было в шоке от этой пирамиды. Дали самую низшую оценку, но трибуны заходились от хохота! Этого Сигизмунда помнили и смеялись все оставшееся время учебы, причем и преподаватели тоже посмеивались, действительно было очень смешно.
  Но меня волновало не это. Мне было интересно, что это за таинственный Сигизмунд? Ребята только пожимали плечами - мол, не знаем, имя интересное просто.  И лишь вернувшись домой, я нашла в энциклопедии , что Сигизмундом звали короля Польши. Такая вот философия.
  В общем, не повезло Сигизмунду.