Transition Culture
2 ноября, 2016 г
Выход нового фильма Леонардо ДиКаприо ‘Перед потопом’ перед исходом президентских выборов в США не мог пройти незамеченным, и его надо приветствовать. Как и тот факт, что он доступен в он-лайне, и его посмотрели за первые два дня 3,5 млн раз. Вот что значит знаменитость. Она громогласно напоминает миру о срочности принятия мер по поводу климатических перемен, и это надо приветствовать. Вы можете сначала посмотреть фильм https://www.youtube.com/watch?v=90CkXVF-Q8M , а затем продолжить читать рецензию.
Этот фильм заставляет поверить в неотложность климатических перемен. Только очень немногие люди, отделившие свой мозг от сердца, могут смотреть без глубокой тревоги на нефтеносные пески Альберты (“Это все выглядит как Мордор”, - говорит ДиКаприо исполнительному директору компании, приведшей к тотальному разрушению ландшафта. “Что это, Мордор?” - спрашивает тот), на индонезийские леса, намеренно сожженные компаниями, добывающими пальмовое масло, или на коллапсирующие ледники. “Все, что я видел за свою поездку, меня ужаснуло”, - говорит ДиКаприо.
Фильм не пытается сгладить тяжесть проблем. Джоан Рокстром из Стокгольского центра выживаемости говорит: «Окно (т.е. окно для действий по предотвращению катастрофических климатических переменi), “едва приоткрыто”.
ДиКаприо встречается с мировыми лидерами и влиятельными людьми в правительстве и бизнесе. Мы видим, как это на него действует, например, когда для сцен в фильме ‘Выживший’ понадобилось переместить камеру на 9000 миль южнее, от канадских снегов в южную Аргентину, потому что в этом регионе Канады снега уже не осталось. Все это приводит меня к двум фундаментальным вопросам, которые вызвал фильм.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Перед потопом ... слез?
Климатические перемены безусловно нечто, что вызывает у Леонардо ДиКаприо глубокую тревогу. Один из ключевых моментов в фильме, для меня по крайней мере, это его интервью с Сунитой Нарайн из Центра науки и окружающей среды в Нью-Дели. Она вызывает его на откровение, говоря, что 30% индийцев до сих пор не имеют доступа к электричеству, и увещевания США в отношении сокращения выбросов Индии без изменения образа жизни в самих США, ни к чему не приведут. Когда она настаивает на своей позиции, он говорит “Добровольное изменение образа жизни американцев по-видимому не случится”.
С этого момента, на протяжении всего фильма, ощущается напряжение, которое, однако, никак не анализируется. ДиКаприо живет в мире противоречий. Его влияние настолько велико, что он может сделать фильм с участием Папы, президента Обамы и других "великих". Он очень богатый человек, ему принадлежит остров в Белизе, многочисленные дома по всему миру. Он поддерживает много проектов. Он часть 1%. У него 11-я по счету самая большая яхта в мире, стоимостью $200 млн, в которой есть свой винный погреб и вертолетная площадка. Но он подвергся большой критике в этом году, после полета из Канн в Нью-Йорк на частном самолете для получения награды за природоохранную деятельность. Некоторые говорили, что его расточительный образ жизни приуменьшает его ‘моральный авторитет’, и что он не имеет права говорить о проблемах климата.
Я не хочу его разносить. Во многих отношениях это великолепный фильм, и я думаю, что он - замечательный человек. Он симпатичный парень, и его мнение уважают, в особенности молодые, слушающие всю эту болтовню по поводу того, “реальны ли климатические перемены или нет”. Нельзя сделать всех в одинаковой степени счастливыми: если вы богаты и знамениты, и выступаете перед народом, люди обвинят вас в том, что вы оторвались от народа, если вы бедные и не выступаете - никто вас не услышит. То, что он сделал, это замечательно.
Но я хотел бы узнать больше о его внутренних конфликтах. Они могли бы изменить его рассказ, сделать его более убедительным. Он знает о реальности климатических перемен, но живет в роскоши как 1%. Когда он летел на самолете в Нью-Йорк, чтобы получать экологическую награду, как это он оправдывал для себя? Какой внутренний разговор вел с собой?
В самом деле, он ездит на электрических машинах, у него солнечные панели, но ничего в этом фильме, включая его реакцию на интервью в Дели, не требует ‘жертв’. Но мы-то хорошо знаем, что богатым странам и богатым людям есть чем жертвовать. Мы знаем из Оксфама [1], что самые богатые люди (10%) производят половину всех глобальных углеродных выбросов. Мы ожидаем от них действий.
Отсутствуют и его мысли в отношении будущего мира, более справедливого, более равноправного, более устойчивого, чем сегодня. Как будет выглядеть в этом мире образ жизни богатых и знаменитых? Какой внутренний диалог они должны будут вести с собой? От чего они должны будут отказаться, и как они это переживут? Как должно измениться их отношение к привилегированным и властным? Как знаменитость должна будет полюбить место, в котором живет, уйти в него корнями, а не довольствоваться шикарными домами по всему свету, и перелетать на самолетах? Я хотел бы это очень увидеть в фильме. Я хотел бы увидеть как эти дилеммы восприняло бы его сердце, как бы он думал по другому, жил по-другому, как изменился бы его имидж.
ДиКаприо мог бы все это сделать. Он мог бы стать первой знаменитостью, ставшей на этот путь. Я думал, может название ‘Перед потопом’ в самом деле должно относиться к моменту, когда потекут его слезы перед самоанализом. Реальность такова, что в мире, который хочет остаться с температурой менее 2-х градусов, не должно быть никаких супер-яхт. Никакого фрэкинга, третьих полос в аэропорту, громадных инфраструктур. Никакого 1% с расточительным образом жизни. Но в фильме нас хотят убедить, что мы можем есть пирог, и он останется. Не останется. Останется другое меню.
Я был бы очень хотел, чтобы он прочитал книгу Чака Коллинза «Рожденный на третьей базе» [2] прежде, чем делать этот фильм. Нежелание ДиКаприо честно поделиться со зрителями своими болезненными переживаниями - такая жалость. Возможно, что он в этом смысле уникальный человек. Это произвело бы такой эффект, он затронул бы 1%, и всех остальных. В своей книге Коллинз пишет: “Богатые друзья и соседи, пришло время прийти домой … прийти к своим близким и своему сердцу”. Я хотел бы пожелать ДиКаприо такого путешествия.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Социальные технологии
‘Перед потопом’ представляет собой ситуацию, в которой климатические перемены решаются политикой и технологией. Решения сводятся к международным соглашениям, новым налогам, возобновляемой энергии, меньшему потреблению мяса и емкости батарей. “Нет причин, по которой мы не могли бы решить эту проблему вовремя” – говорит он в одном месте. Элон Маск должен заставить нас поверить, что его технология справится со всем, что его видение и настойчивость действительно исключительны. И у нас остается ощущение, что эта проблема по силе только богатым и властным.
Несмотря на это, люди по всему миру уже многое делают. Наибольший вклад вносят городские мэры, местные правительства и общины. И их вклад растет, и быстро распространяется. Мне очень нравится статья Джонатана Латама «Почему движение за еду не остановить» [3].
Что это за новые социальные технологии, социальные инфраструктуры, обеспечивающие такой поворот? По всему миру ими занимаются разные люди и общины. Они понимают, что климатические перемены - это кризис вызванный прежде всего отсоединением нас друг от друга, от природы, от мест, где мы живем, и они заново зашивают эти соединения [4]. Роль Обам, т.е. 1%, должна заключаться в том, чтобы поддерживать этих людей и учиться у них.
Да, лидерство людей облаченных властью, важно. Но президент Обама не представляет собой убедительную фигуру, а историческое послание Папы по климату в большой степени осталось гласом вопиющего в пустыне [5]. Люди могут подумать, что в действительности кроме показанных демонстраций ничего не происходит. Но реальность совершенно другая.
Это сильный, важный, прекрасный фильм, и он окажет свое воздействие. Но это воздействие могло быть намного сильнее, намного глубже, намного рискованней, намного смелее. Но не желая ничем жертвовать, мы не пускаем в сердце главную проблему.
Ссылки
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
* * *
Слава богу, в России также находятся умные люди
https://www.youtube.com/watch?v=QUy24YX2TYY
(Спасибо Нине Мелашенко за ссылку)