Скромный обзор на фильм Монах и бес

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Для начала хочу сказать, что в бога и любые его проявления я не верю, поэтому не особо заинтересован в продвижении популярности этого персонажа. Однако к верующим я отношусь с уважением (если это не фанатизм), ибо каждый из нас может верить в то, во что желает. Из этого и вытекает моё спокойное отношение к религиозным фильмам – для меня это скорее историческое кино.

А историческое кино я очень уважаю, и даже на религиозную тематику. А как же относиться именно к отечественным фильмам о вере, спросите вы? Да так же, как и остальным – просто смотреть и искать свои плюсы и минусы, не притянутые за уши. Тем более, что в России и без того религиозных фильмов хоть и не мало, но всё же и не огромное количество. Самые достойные картины отечественного производства в этом жанре, лично для меня, это “Поп” режиссёра Владимира Хотиненко и “Орда” режиссёра Андрея Прошкина. Однако как же относится к религиозным фильмам, которые сняты сразу в нескольких жанрах - фантастическая драма с элементами сатиры и мистики, ведь именно такой фильм мы сегодня и будем разбирать. Дамы и господа, представляю вам обзор на фильм режиссёра Николая Досталя “Монах и бес”.

Немного о сюжете:

События разворачиваются в России первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона. Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Сразу предупрежу, что буду рассматривать и обозревать данный фильм только с развлекательного плана, а не как ни с достоверного и исторического. Картина снята довольно интересно и поделена (не официально) на две части, которые кардинально различаются между собой. Первая часть фильма проходит в монастыре, куда и прибывает Иван. Здесь он проводит некоторое время, периодически шокирую своими способностями остальных послушников, а самое главное, настоятеля монастыря. Вторая часть, в основном, происходит в Иерусалиме. Здесь Иван путешествует по Святой Земле, уже с физическим воплощением внутреннего беса – Легионом. Я вообще к чему всё это веду – уже после того, как я посмотрел фильм, возникло такое чувство, будто посмотрел не одну картину, а две. Повторюсь, что фильм полностью целостный и не разделён на серии, части, главы или что-либо другое, однако,  данное кино можно смело делить именно на две части, которое друг на друга не похожи. Это, конечно, не минус фильма, но и далеко не плюс. Складывается такое впечатление, что создатели сначала вообще не планировали снимать действия в Святом Городе, но потом это всё же пришлось сделать. Переход от одной локации к другой произошёл слишком резко, и вот именно это и режет глаз.
 
Что в данном кино замечательно, так это его актёры. Сразу бросается в глаза
отсутствие “титанов” отечественного кинематографа. На главную роль взяли Тимофея Трибунцева, который вообще редко появляется в фильмах на главных ролях, однако создатели ленты абсолютно не прогадали со своим выбором. Тимофей великолепно справился с ролью – ему веришь и сопереживаешь, смотреть на его игру приятно, нет никаких нареканий. Сразу видно, что у Трибунцева есть актёрский талант, который можно ещё черпать и черпать. На роль Легиона взяли мало кому известного Георгия Фетисова, который до этого мелькал в разнообразных отечественных сериалах, что не помешало ему сыграть отлично. В него, как и в Ивана, веришь, наслаждаешься им (не смотря на то, что он Бес, но для этого он и создан – для искушения), актёр также талантом не обделён и в роль свою он вжился отлично. Очень хотелось бы видеть его и в других фильмах. Настоятеля монастыря сыграл уже актёр поименитее - Борис Каморзин. У него и раньше роли получались хорошо, а в данном фильме и подавно. Напоследок хотелось бы отметить игру Никиты Тарасова, вжившегося в роль Николая I. Тарасов, не смотря на то, что снимался уже не мало, многим запомнился только по роли Луи Бенуа, гомосексуального кондитера-пекаря в сериале “Кухня”. Лично мне его роль в данном фильме просто открыла глаза и заставила, по новому, посмотреть на артиста. Также можно упомянуть о Романе Мадянове, исполнившим роль высокопоставленного духовного лица, которая, скорее, эпизодическая, поэтому и отметить особо нечего.

Пусть отмеченные артисты сыграли хорошо, однако, тоже самое, можно сказать и о массовке. Актёры второго плана сыграли, не менее классно, чем артисты с главными ролями. Смотреть и слушать фильм интересно, все люди на своих местах.

Чем цепляет фильм помимо актёрского состава, так это атмосфера России XIX века. Здесь нет сцен с русскими городами, или ещё чем-либо, но в то, что действие происходит в XIX веке, вы поверите сразу. Отлично выдержана манера речи и её оборот – красивая русская речь ласкает слух . Визуально фильм также выглядит очень хорошо и красиво, как при действиях в России, так и Иерусалиме.Операторская работа заслуживает похвалы.

Но самое главное в фильме – это отношения монаха и беса между собой. Иван – истинный святой, а Легион – скорее искуситель, чем Бес. Трибунцев отлично показал мучения своего персонажа, его усталость от постоянной борьбы с Легионом, которая постепенно превращается в привязанность, или незнание жизни друг без друга. Наблюдать за этим интересно и весьма необычно, тем более что аналогов именно такого построения сюжета в отечественных фильмах я не припоминаю.

Разумеется, люди, которые являются очень верующими почитателями Всевышнего, посчитают фильм чистой воды богохульством и явным бредом. Не стоит забывать, что фильм снят в жанре сатиры, поэтому некоторые высмеивания и игры с религией здесь – это эшелон картины, поэтому если вы в принципе не переносите эксперименты с религией, то лучше воздержитесь от просмотра. Ярые ненавистники религии также останутся недовольны картиной, ибо принижения верующих здесь тоже нет – нам дают понять, что божественные чудеса случаются и свято верить в бога не всегда плохо. Поэтому если вы ищете в данном фильме опровержения веры в Господа– то ничего подобного здесь не получите.

Для остальных, более нейтральных к вопросам веры людей, фильм будет в меру забавный, в меру драматичный и весьма интересный, передающий эпоху XIX века, богатый пословицами и разнообразными размышлениями о разном. “Монах и бес” – это пример того, как нужно снимать сатирестические фильмы в таком щепетильном жанре. Хорошее кино, но не для каждого.

С вами был Вячеслав Штопель - скромные обзоры от нескромного человека.