Лешка, здравствуй! И прощай...

Странница Любовь
 МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

- Любовь моя, привет! Какие у тебя планы на Камчатке? Ты уже решила, чем будешь заниматься тут у нас?
Лешка застал меня врасплох… в принципе я никогда ничего не планирую в своих путешествиях, еду так сказать наобум… и знаете? Такие путешествия полны приключений, удивительных встреч  и неожиданных событий.
- Ээ… ну …
- Короче! Хочешь пожить на Асаче? Места дикие, дивные, как ты любишь. Свожу тебя в лавовые пещеры вулкана Горелый. У тебя есть уникальная возможность поиграть на своем варгане в пещере, где такая улетная акустика! Ну, знаешь, там даже концерты устраивают…
- Ты еще спрашиваешь? – заорала я в трубку – Еду!!!
Знает, хитрец Лешка, чем меня соблазнить, знает…
Я тут же залезла в интернет и вычитала, что «Асача комплекс вулканов расположенный в южной части Камчатского полуострова. Он входит в состав сложного вулканического массива округлой формы размером двадцать на двадцать два километра. Массив представлен четырьмя вулканическими постройками разного возраста и размера». Нет, вы представляете? Огромный древний вулкан раскинулся своей кальдерой на десятки километров, а в нем образовались более молодые конусы, а там еще моложе вулкан Туманов…как матрешка, вулкан в вулкане! С подножий вулкана Асача  поднимается  десяток экструзивных куполов, диаметров от полу до километра. Вулкан считается потухшим, но в восемьдесят третьем году под вулканом наблюдался рой сильных землетрясений и этот факт может служить основанием пробуждения древнего вулкана.  А на реке Асача есть и термальные источники.  Увидеть такое – подарок судьбы! А побродить по этим древним вулканам неимоверное счастье для путешественника.
Лешка объяснил, что в районе Асача они строят объект, и он вынужден неделями находиться там, потому встретить он меня не сможет, но меня к нему доставят в лучшем виде.
 
КРАСОТЫ,  СОБЛАЗНЫ  И ЧУДЕСА

Я еще не бывала на Камчатке осенью, но мечтала… и вот я лечу на вожделенный полуостров в октябре. Вид из иллюминатора самолета грандиозный… вулканы-исполины, разрывают облака,  своими конусами… а самолет летит  над ними и видны с этой высоты и Мутновский и Горелый и Велючинский и Авача с Корякским… а я прилипнув к иллюминатору, пытаюсь  впитать в себя это величие и  нереальную красоту…
На ночь я остановилась в Лешкиной квартире на Паратунке. Лешка от  щедрот своих, разрешил мне есть все, что у него в холодильнике припрятано, надеюсь что он не пожалел в последствии о своем безрассудном предложении. Ведь первое, что я сделала в его квартире, это полезла в  холодильник… Мама дорогая! Там была рыба! Рыба в разных баночках, тарелочках, контейнерах…под разными маринадами, солениями и прочими вкусностями… от холодильника я отползла, когда меня начало подташнивать от обжорства…а потом еще пол ночи я ныряла в Лешкин холодильник... Тяжкий грех чревоугодия еще мной не преодолён, оттого и испытания судьба посылает мне жесточайшие.
Утром позвонил мужчина, назвавшийся Алексеем и объяснил, что  работает на объекте вместе с Лешкой, предупредил, что в ближайшее время заедет, что и сделал в скорости, я даже не успела допробовать-догрызть все припасы Лешкины, хотя и нанесла ощутимый урон его закромам.
В Паратунке стояла по летнему жаркая погода, но Алексей сказал, что нам надо спешить, так как за перевалом обещают серьезную непогоду и мы можем серьезно «попасть». Куда «попасть» я выяснять не стала, додумывала сама. В спешном порядке «под завязку» мы  загружали едой и оборудованием  видавшую виды машинешку, старенький пикап. Нас было четверо, двое мужчин я и молодая собака непонятной мне породы, то ли кане-корсо, то ли бандог, то ли бульмастиф … бедную собаченку всю дорогу мутило и под конец таки вырвало, слава Богу,  не на меня.
И вот мы мчим по ухабам разбитой «большегрузами» гравийной дороге, ведущей на перевал Велючинский. Вот уже и огромный  Велюча, одетый по случаю моего прибытия, в белоснежную  шубу, медленно проплывает слева от нас, лес вокруг желто-зелен, а кое-где и гол… Алексей «приспустил» колеса и на полуспущенных скатах мы резво петляли между выбоинами, подскакивая до потолка с промежутком в три секунды. Со стороны вулкана светило и радовало солнце, а справа  из-за Зайкиного мыса ползли грозовые облака.
Перед подъемом на  перевал мы остановились. Мужчины достали бутерброды, термос, объяснив, что это место у них называется «Закусочная» и это уже традиция у местных, перед подъемом на перевал поесть, отдохнуть…выдохнуть и вперед… Вот и мы закусили, попили, выдохнули и… вперед!
С высоты перевала, открывалась грандиозная панорама… мир разделился надвое…слева, со стороны вулкана чистое небо, солнечные блики отражаясь от снежного покрывала исполина режут глаза, зелень стланика на белом фоне, игра осенних красок… А справа, низко плывущие серобрюхие облака, закрывшие все до горизонта, и из красок оттенки черного и белого…
За перевалом все и началось… слева дороги все было так же солнечно и радостно, а справа…ветер кидал в нас пригоршни снега, толкал машину так, что она подскакивала-отпрыгивала  на полном ходу. Я даже поснимала видео с этим казусом природы. Но это было только начало удивительных событий, которые Камчатка подарила мне.

ПОПАЛИ

Самое-то началось, когда мы свернули на Асачу, вот тут я поняла что такое «попали».  Я никогда не была в кальдере вулкана Горелый,да и вообще, в кальдерах не была…что такое кальдера, я поняла и почувствовала  в момент, когда мы оказались в безжизненном пространстве… Даже казалось, что  воздух здесь разряжен и его мне катастрофически не хватает… Кальдера это иной мир…мы, словно очутились на другой планете…черная шлаковая  дорога шла среди угольно-черных холмов, вулканических бомб и небольших черных скал причудливой формы, рожденных недрами земли и за тысячелетия  доведенные до нынешнего совершенства ветром-архитектором. Все вокруг в этой безжизненной пустыне смоляно-черно и безжизненно… Черный лавовый песок, словно барханы в пустыне, перемещается  по кальдере с ветром, и ветер-художник рисует на нем свои причудливые узоры… 
Быстро и как-то неожиданно мы въехали в метель. Вроде снег шел стороной и вдруг…  все исчезло в снежной круговерти, я не знаю, как водитель видел дорогу… я ее не видела вовсе, все закрыла пелена снега. На расстоянии вытянутой руки не было видно ни-че-го, только кружащиеся вихри... Машина вдруг подлетела, и мы очутились в сугробе, который  намело в ложбинке посреди дороги. Метель радостно начала заваливать снегом нашу машину. Попытки вырваться из снежного плена посредством уговоров и матов адресованных Алексеем  машине не увенчались успехом и он пригласил нас на новый для меня аттракцион  - копание снега руками на скорость… так как в машине ни одной лопаты не обнаружилось. Но состязание с метелью не давало нам шансов, мы стояли на карачках вокруг машины и  гребли, гребли  снег из-под колес, а метель тут же закидывала нас целыми сугробами нового снега. Помогла русская смекалка! Под колеса были брошены какие-то вещи из кузова, Алексей сел за руль, а мы начали толкать машину «враскачку». Я толкала и уговаривала машину, пытаясь объяснить ей, что у меня нет рукавиц и одета я не по погоде, как и мои спутники, что долго я не выдержу в этом шквальном-колюче-холодном ветре…толкала и поглаживала ее по холодному борту…
- Милая, ну, пожалуйста,… выручай родимая!
И так увлеклась толканием и упрашиванием, что чуть не свалилась, когда машина вдруг вырвалась из снежного плена…
Сидя в теплой машине, постепенно отогреваясь и гладя ее по панели, я нашептывала ей разные приятности. Машина, довольно урча, резво бежала по дороге.
- Лешка меня спас в такую же метель, я уже думал что замерзну, с жизнью прощался… теперь я его должник на всю жизнь! С таким человеком не пропадешь!
Алексей принялся рассказывать, как они попали зимой в пургу, как машина забурилась в сугробах, как он пошел искать бАлок, где базируются грейдеристы и почти потерял ориентир и как Лешка его нашел… А я ехала и гордилась своим другом, земляком Лешкой. Да, Камчатка суровый край  и место для настоящих мужиков.
 
СКАЗОЧНЫЙ МИР

Метель закончилась так же внезапно, как и началась, машина вдруг выскочила из снежной кутерьмы, которая сплошной  снежной стеной быстро удалялась от нас, а впереди засияло солнце и чистое небо,  снег исчез с дороги, появились деревья… мы въехали в лес каменных берез. Каменная береза сильно отличается от наших стройных, кудрявых красавец. Камчатское  дерево аномальное, ствол и ветви ее вывернуто-изогнутые и от этого лес выглядит сказочно. Березы словно живые существа тянули свои голые руки-ветки к нам, словно пытаясь задержать… или поздороваться?  Синее-синее небо и покрытый снегом вулкан Мутновский проглядывали между изогнутых стволов, сами березы уже давно скинули листву, обнажив всю свою аномальную причудливую красу, но в лесу желтела-зеленела высокая трава, а на кустах рябины висели огромные, сочно-красные гроздья ягод. Красиво! И сказочно!
Причудливый лес тянулся с перевала в низину. Надо сказать, что занимал он достаточно большую территорию. На берегу речушки Грибная, что пробегала по низине среди леса, как раз и проходило строительство объекта, то ли турбазы, то ли объекта культурного назначения… не знаю, любопытство не мой конек.
Лешка встретил меня у машины, приобнял и даже на радостях чмокнул в щеку.
- Голодная?- спросил, и не дожидаясь ответа потащил меня к домику где, как выяснилось, размещалась столовая.
Уже сидя за столом и уплетая вкуснючий супчик, разомлев от тепла и Лешкиной заботы я почувствовала себя маленьким ребенком, у которого вот такой сильный и заботливый папа, все злоключения позади, мне тепло, сытно и уютно… Потом я пила сладкий чай с вяленой камчатской рыбой, общалась с приходящими попить чайку работниками бригады. А Лешка хлопотал, у плиты готовя своей бригаде обед, вдруг бесшумно появляясь рядом со мной и подкладывая мне камчатские разносолы, а потом так же исчезал…  Он водитель и надо сказать очень опытный водитель, сохраняющий спокойствие в любой ситуации, обладающий молниеносной реакцией, поэтому ему доверяют управление универсальными машинами со всякими современными прибамбасами.  А в своей бригаде он взялся еще, и кашеварить и надо сказать у него это здорово получается. Вставал Лешка рано утром, пока все последний сон досматривали, рубил дрова,  растапливал печь, ставил кашу, чай. Народ просыпается и тянется в столовую, а там уже заманчиво так пахнет, каша на столе дымиться. Ешь трудовой чел и вперед, на ратные подвиги. Когда требует работа, Лешка трудится рядом со всеми, на своей «воравайке» (так называют грузовые машины с подъемным краном), а потом снова к плите…
Накидывая сказочный сюжет будущего рассказа, я себя даже с Белоснежкой сравнила, ведь мне пришлось жить среди мужчин, работающих  в суровых, условиях, так сказать… Этакая престарелая Белоснежка в царстве гномов-трудяг… Укатайка!

ЖИТИЕ МОЕ

Я поселилась в Лешкин домишко, состоящий из  небольшой жилой комнаты, большой кладовой и сенец, где складировались дровишки и всякое барахлишко необходимое для лесной жизни. В комнате стояли две кровати, между которыми располагался  столик и у окна печка-буржуйка. Для комфортной  жизни в суровых условиях Лешка выдал мне шерстяные носки,куртку, резиновые сапоги, сланцы и  полотенце, ну и койкоместо естественно. Вот так мы и жили, душа в душу в этом домишке на краю мира, среди сказочного леса…
Лешка рано встает, подтапливает буржуйку, укрывает меня своим одеялом и спешит на кухню… я сплю пока домик, остывший за ночь,  не прогреется, потом одеваю купальник и иду принимать водные процедуры в реке. Для всех это стало новым развлечением, народ собирался якобы покурить, и как бы между прочим  фотали, видео снимали, балагурили по поводу моего моржевания, и сколько я не призывала аборигенов к здоровому образу жизни, никто так и не окунулся со мной в приятно-холодную воду реки.
На кухне я заняла должность поваренка-стажировщика, помогала-мешала Лешке. Мешала, наверное, больше и он то и дело отправлял меня собирать  рябину на компот  или  придумывал еще какие-либо задания, что бы я не суетилась у него под ногами. Хотя… я все-таки умудрилась приготовить борщ  и тортик под названием «Слипница» из рациона туристов. Его готовят, когда от печенья крошки остаются и для этого случая припасена банка сгущенки. Моя «Слипница» в отличие от туристической богатой вышла, гора печенья, которое я ломала руками и толкла березовой чурочкой и две банки сгущенки – вкуснота!  Я даже попробовать не успела...
Когда Лешка был занят,  я  бродила по живописным окрестностям, то поднималась вверх по течению реки Грибная, то спускалась к реке Мутная, но как только, отдалялась от стройки на почтительное расстояние, мой друг тут же появлялся на квадрацикле и возвращал меня «в стойло», пугая медведями и прочей лесной нечестью.
- Лешка, да медведи давно тут поразбежались от шума генератора. Требую свободы передвижения! Ты ограничиваешь мои права и свободу!
- Пока ты со мной, будь рядом со мной, что бы я не беспокоился. Давай лучше погоняем вместе по окрестностям, буду твоим гидом.
И как только появлялось свободное время, Лешка возил меня по сказочному лесу, холмам и оврагам. Мы гоняли на квадрике вдоль реки Мутная, цвет которой напоминает молоко с синькой, останавливаясь у каждой медвежьей «кучи» тщательно ее изучая.
- Смотри, это медведь рябины натрескался, только добро переводит… он ее даже не переваривает, видишь она целиком, хоть сейчас в дуршлаг, а потом в компот.
Я молотила Лешку по спине, в знак протеста. Мне не очень хотелось компота из медвежьих какашек и мы мчались дальше, останавливаясь для фотографирования на вулканических бомбах и поедание шикши.
Мне посчастливилось пожить в сказочном лесу между двух уникальных рек: рекой Мутная, с мертвой водой, пахнущей серой  и рекой Грибной, в нее даже рыба заходит, а вода в ней студёная и удивительно вкусная. Чем не сказочная ситуация и повод для включения воображения?
Вечером, мы с Лешкой, лежа на своих кроватях, рассказывали друг другу разные истории из своей приключенческой жизни. Лешка, уставший за день засыпал быстро, а я дождавшись, когда он уснет тихонько выскальзывала из домика… Почему тихонько и крадучись? Да, один раз я не тихонько прошлась, так Лешка тут же соскочил:
-Стой, кто идет? Куда это ты намылилась? Быстро в койку!
Так что я со всеми предосторожностями выходила из домика… Представьте… огромная, ну, просто огроменная луна висит над лесом, освещая все вокруг призрачным светом…В свете луны деревья кажутся ожившими, они тихонько поскрипывают, постукивают ветками, что-то шепчут в ночной тишине… Я иду к реке… луна отражается от бегущей воды… тихие всплески… журчание, словно тихий разговор невидимых… иду между деревьями вверх по тропинке… сажусь на поваленное дерево, созерцаю… двери в параллельную реальность открыты… хочешь, заходи, но найдешь ли ты дорогу обратно? А сколько сокровенного и удивительного может поведать мир в такие минуты… вот заради такого общения с миром, и мчусь я на край земли…

ПРОЩАНИЕ-ВОЗВРАЩЕНИЕ

Пришло время возвращения из мира Асачи. До вечера Лешка работал, я трудилась на кухне, иногда заныривая в речку. И вот, когда уже близился закат Лешка пришел за мной. И все мои надежды уговорить его поехать рано утром не увенчались успехом, уперся мой друг и все! А я так мечтала встретить рассвет на перевале, так мечтала… Расстроенная, рассерженная словно фурия, залезла в машину, и как не пытался Лешка меня растормошить, сидела, словно Сфинкс египетский…

Как только мы оказались  в кальдере Горелого… началось что-то невообразимое…справа от нас в небе появилась большая, прозрачная луна, слева  солнце коснулось горизонта и… все вокруг радужно засияло… снежное покрывало, закрывшее черноту кальдеры, окрасилось неимоверно нежными цветами с переходом от бледно-голубого до нежно малинового…Вулкан на горизонте стал пурпурным, а озеро справа от него фиолетовым… Но этого Творцу было мало…алый  диск солнца медленно падал за синюю полосу гор на горизонте краски начали сгущаться… над закатным солнцем вспыхнула ярко желтая полоса, окаймленная пурпуром, плывущие по небу свинцовые облака подкрасили свои бока нежно вишневым цветом… снег заиграл всеми цветами радуги… А смена декораций продолжалась и продолжалась… пока солнце не исчезло и на небосклоне осталась одна луна... Краски потускнели и лунным, призрачным  светом залило все вокруг… Восторг сменился печалью... ужасно не хотелось покидать эти места в таком понуром состоянии...
На перевал мы поднялись в темноте, Лешка остановил машину на обочине дороги, скомандовал выходить  и повел меня  на смотровую площадку, к подножию Велючинкого вулкана. На фоне чернильного, ночного неба, вулкан выглядел фантастически. В лунном свете его снежное одеяние святилось… в темноте он казался  выше, громаднее, величественнее… лунный  свет волнами медленно скатывался с его вершины к подножью… Я достала варган… Лешка, поняв, что я хочу остаться одна сказал:
- Я в машину… там тебя подожду - и исчез…
Звуки варгана, взлетая к вершине вулкана, вместе с волнами света неслись вниз и снова улетали к вершине…и я вместе с этими волнами парила в вихрях лунного света, левитируя до самой вершине непокорённого человеком исполина…
 Вернулась я в машину тихая и опустошённая, молча села на свое сиденье…
- Давай, лезь в люлю!- Лешка, указал мне на спальное место для водителей, расположенное за креслами.
- Зачем? Что я тут не доеду?
- Никто, никуда не едет. Всем спать!
Ничего не понимая, но, не задавая больше вопросов, я перелезла в узкое пространство, а оно, вдруг,  оказалось к моему удивлению удобным ложем и… моментально уснула…
- Эй, соня, вставай, этак ты все проспишь. Я хочу подарить тебе рассвет!– Лешка щекотал мне под носом какой-то травинкой. Я чихнула, открыла глаза и… вылетела из спальника… из машины…  побежала, спотыкаясь на смотровую… то, что предстало передо мной описать невозможно!
 Лучи восходящего солнца подсвечивали недосягаемую вершину Велючинского вулкана …чистое, прозрачное  небо над головой сияло весенней голубизной, стайка легких розоватых облаков убегала за гряду гор у линии горизонта, луна снова превратилась в призрачный шар, повисший над Мутновским… Мир постепенно оживал…
Вспышка! Ослепила на мгновение… и солнечный диск засиял на небосклоне, вытаскивая на «свет Божий» все, что пряталось в темных закоулках уходящей ночи…  и тут я увидела их!  Ведь с того места, где мы находились видны все восемь знаменитых, камчатских вулкана! Я орала от восторга, плакала и смеялась одновременно… успокоить меня было не возможно и Лешка, понимая это, держался в стороне, наблюдая за моим «безумием»… 
Потом мы сидели на изящной лавочке смотровой площадки, без слов…без эмоций… созерцая мир вулканов…

МИР  РАСПАХНУТЫХ  ДВЕРЕЙ

Мы прощались с Лешкой. Выделенное вселенной для нашей встречи время подошло к концу. Лешка, как всегда, приобнял меня, чмокнул в ухо, и выдал ставшее уже традиционным:
-Ну, когда ты угомонишься? Когда будешь дома сидеть и носки внукам вязать?
- Не, я еще не нагулялась! Ну, все, я пошла, пока…
И  закинув за плечи рюкзак, замаршировала в сторону остановки…
- Любовь  моя, подожди! – окликнул, догоняя меня,  Лешка - На, держи ключ от квартиры… надоест мотаться приезжай, живи…
-Спасибо, Лешка! Ты настоящий друг, но…
- Никаких но! Человек должен знать, что его где-то ждут и всегда рады ему! Все, иди уже…
И я пошла, сжимая в кулаке ключ, хранящий тепло Лешкиной руки…
***
Спасибо тебе, Лешка, за человеческую теплоту, за широту душевную, за самый ценный подарок в моей жизни - камчатские закаты и рассветы, за твой мир распахнутых дверей!