Глава 100. Женщины, не берегущие мужчин

Борис Жеглов
           Можно сказать особенностью високосного 2016 года является массовый приход на властные посты многих европейских стран женщин. Характеристики очень многих этих энергичных и решительных женщин я достаточно подробно изложил в главе 96 своих записок. Они полностью соответствуют названию этой главы. В последнее время к этому списку добавилась президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Возраст 47 лет, муж русский, с 2004 года представляла Эстонию в Европейской счетной палате. Первая женщина – президент в истории Эстонии. Возможно поэтому выборы такого президента стали самыми долгими в истории Эстонии и насчитывали шесть туров. С третьего октября Эстония получила себе нового президента, которая, ежу понятно,  одобрительно оценила санкции против России. Дата 3 октября по разным причинам стала для меня знаковой, хотя в октябре были у меня и другие важные даты. День рождения внука пришелся на 6 октября. На следующий день отмечал свой день рождения президент России В.В.Путин, которому исполнилось 64 года. Возможно, чтобы я не отличался от Путина хотя бы по возрасту,  моя любимая Валентина приняла решение отметить мне мое, по ее мнению шестидесятипятилетие, в нашем любимом кафе «ВецРига» и повелела считать всех трех знакомых ей юбиляров «октябрятами». Желание женщины обсуждению не подлежало.

           Латвия получила своего нового президента на год раньше - 3 июня 2015 года. Им стал министр обороны от партии «Союз зеленых и крестьян» Раймонд Вейонис. Возраст 48 лет, мать русская, отец латыш. Президентом, почти как и в Эстонии, он стал после пяти туров, что говорит о том, что оба новых президента не пользовались поддержкой своих правящих партий. Как положено при выборах, обещал общаться с журналистами на русском языке и развивать диалог с русскоязычной частью общества, чтобы улучшить ситуацию со сплочением общества Латвии. Обещал с Россией развивать прагматические отношения. Практика показала, что все президенты Латвии люди несамостоятельные и выполнить все предвыборные обещания им не позволяют различные обстоятельства и усилия националистических партий. Главной же причиной при этом является то, что Латвия, как и многие другие страны, является государством под внешним управлением. Многолетние наблюдения показывают, что практически все президенты Латвии, заступая на этот пост, говорят о необходимости сплочения общества, но потом забывают об этом. Исключением среди президентов в этом деле за всю недолгую историю независимой Латвии  явился только президент Андрис Берзиньш. Похоже, новый президент Вейонис тоже решил стать исключением. Он считает, что сплоченность общества является вопросом национальной безопасности и предпосылкой для стабильности государства. По его инициативе для решения вопросов сплочения общества была создана  многочисленная экспертная комиссия во главе с доктором педагогики, профессором, опытным экспертом в сфере интеграции Лесмой Осе. Комиссия собиралась подготовить свое заключение к октябрю 2016 года. Октябрь заканчивается, но результатов работы комиссии пока не видно. Как подтверждают мои многолетние наблюдения, ничто так верно не закапывает в могилу любую проблему, как создание многочисленных и бесправных комиссий.

           В октябре месяце НАТО решило провести в Латвии большие военные маневры под красивым названием «Серебряная стрела». А президент Вейонис решил пригласить к себе в гости своего эстонского коллегу Керсти Кальюланд. Местные журналисты отметили, что оба президента по образованию биологи. И, стало быть, им будет о чем друг с другом поговорить в этой обстановке. С моей точки зрения рядового обывателя господин Вейонис допустил невнимательность по отношению к президенту дружественной Латвии страны госпоже Дале Грибаускайте. Мой жизненный опыт подсказывает, что женщины подобных промахов мужчинам не прощают. А президент Литвы - женщина весьма решительная.

           В деле сплочения общества Латвии решил не отставать от своего президента и премьер Марис Кучинскис, который решил обратиться к русскоговорящим жителям через газету «Русские дни». Газета интересна тем, что издавалась с 1925 года еще во времена Первой Республики. Со временем эта русская газета в свободной и независимой Латвии прекратила свое существование, но в 2012 году, во время правления президента Берзиньша ее выпуск возобновился. В газете, посвященной «Дням русской культуры – 2016», премьер-министр М.Кучинскис высказал «заинтересованное отношение к русскоязычной части населения и готовность побороться за «русские души». Вопрос конечно интересный, но в этом году Латвия могла бы культурно отметить двацатипятилетний юбилей существования в стране института безгражданства для русскоговорящих жителей, за души которых собираются бороться премьер и президент. На мой взгляд, за русские души в Латвии никому не нужно бороться. Просто всем национальностям, как говорили на Руси, нужно жить душа в душу. А бороться нужно с теми, кто мешает так жить. Похоже, эти два государственных мужа не замечают, что стоящая над ними по должности и званию национально озабоченная спикер Сейма Инара Мурниеце в июне выступила против облегченного получения гражданства русскими жителями Латвии, а на днях в интервью русскому радио принципиально общалась с русскрговорящими жителями страны на латышском языке, и речь ее переводил переводчик. При такой ситуации дистанция достижения реальной консолидации в Латвии далека как до Луны. Как гражданин Латвии могу напомнить всем жителям, что в 2004 году из-за борьбы с русскими школами потерял свой пост министра образования Карлис Шадурскис. Отсиделся в Сейме и сегодня снова на посту министра образования воюет с нелойяльными русскими и латышскими учителями. Полный «шаусмас» (кошмар), как выражаются местные аборигены.

           Чтобы не зацикливаться на этой беспросветной ситуации, снова с удовольствием вспоминаю как меня поздравляли с днем рождения мои верные друзья. Отовсюду.  Первой меня поздравила красивыми стихами Валентина, потом  все мои рижане. Из Севастополя получил хорошее поздравление от моего друга и соратника по работам Сергея. Из Москвы поздравили, тоже в стихах, Сиротины. Очень теплое поздравление пришло от семьи донских казаков из Каменска. Не забыл меня и мой друг Жан из Канады. Естественно, поздравили мои бассейновые друзья, а один из них подарил мне очень интересную книгу В.Корнилова «Донецко – Криворожская республика. Расстрелянная мечта». Историей я интересуюсь давно и прочно. Книга явилась для меня не только дорогим подарком, но и во многом историческим откровением. Прочитать эту книгу рекомендует Николай Стариков и я к нему полностью присоединяюсь.

           Октябрь для меня был хорошим месяцем. Ранее я упомянул, что дата 3 октября стала для меня знаковой. В Севастополе мои очень хорошие друзья Сергей и Юрий спрашивали, почему я не взял с собой Валю. Вопрос взять ее с собой для меня не стоял. Она негражданка, и оформление ее поездки в Россию было гораздо проще моего. Но в этом году она устроилась на работу воспитательницей в обеспеченную латышскую семью и не решилась терять работу. Работодательница отпуск ей не обещала и частенько задерживала с оплатой по месяцам. Последняя ситуация мне не нравилась, но неконфликтная Валя заявляла мне, что она человек подневольный. Хозяйка за сентябрь задолжала Вале немного больше ста евро и отдавать не спешила. Наконец, у Вали лопнуло терпение, и я посоветовал ей подарить хозяйке деньги и на работу не выходить. На следующий день из Валиного лексикона, похоже, надолго пропало выражение «человек подневольный», и она стала свободным человеком, что сразу же было заметно по выражению ее лица. Событие это было нами скромно отмечено. Президенту Вейонису и премьеру Кучинскису над проблемой Вали стоит задуматься. Если работник готов отдавать хозяевам свои деньги и при этом радуется, то с проблемой консолидации общества в Латвии далеко не все в порядке. Все граждане в стране равны, но некоторые намного равнее. Это я заявляю как гражданин Латвии хорошо знакомый с проблемой.

           Супруга моего генерала является  аккуратной читательницей моих записок «Узелки на память» и к последнй главе 99 «Севастопольские рассказы» сделала, на мой взгляд замечание по существу. По ее мнению, в «Севастопольских рассказах» мало отражены события в Севастополе. Приходится исправляться. Я достаточно много писал об улице Большая Морская и о дорогих для меня объектах на этой улице. Покровский собор на этой улице в этом году был наиболее посещаемым мной объектом.  На стене собора, обращенной к Большой Морской, выложено мозаичное панно почитаемой в православных храмах святой Казанской Божьей Матери. Рядом с ней на стене историческая надпись времен II МВ «Проверено. Мин нет. Ильин 12 мая 1944 года». Обращаясь к этой святой я неоднократно замечал, что просьбы мои часто исполняются. В этом году в Севастополе проходила большая церковная выставка – ярмарка «Крым православный», на которой были представлены делегации из России, Греции, Израиля и других государств. Выставка показала, что православие в Крыму и в Севастополе,
 в частности,  было, есть и будет. Еще один объкт в Севастополе, который я посещаю каждый приезд, это знаменитая героическая 35-я батарея. О ней я достаточно подробно писал в своих записках.

           В Крыму и Севастополе проживают люди разных национальностей. Во время Крымской весны абсолютное большинство из них объединяло твердое убеждение, что с присоединением к России они избавлены от войны и связанными с ней трудностями. Жить в мире хочется всем. Перебои с водой, электроэнергией, некоторыми продуктами питания, организованные правителями Украины, серьезно ухудшили жизненные условия крымчан. К этому добавились результаты санкций от США,  ЕС и рост цен, но большинство жителей Крыма продолжали одобрительно оценивать свой выбор за присоединение к России, несмотря на все трудности. Мне приходилось наблюдать людей, которым не нравится Россия, и они временами позволяли себе называть русский народ быдлом, пока я их резко не останавливал. Некоторые терпели Россию, но им не нравился Путин. Один мой выпускник по училищу с украинской фамилией Нога жил в России, ел русский хлеб, питал патологическую ненависть к России, восторгался майданными порядками на Украине. Он возмущался, что жители Севастополя не позволили майданутым активистам помаршировать по улицам Севастополя, и обратился ко мне за поддержкой. Пришлось напомнить ему русскую пословицу, что в чужой монастырь приличные люди со своим уставом не лезут, а в Киеве улиц и площадей хватает. Пришлось вычеркнуть двух таких выпускников с украинскими фамилиями из состава друзей без сожаления. Когда я в Риге на Проза. ру разместил свою главу 99 «Севастопольские рассказы», то больше всего многочисленных критических замечаний я получил от своего бывшего выпускника по училищу Валентина Ноги. Такое рвение бывшего друга лишний раз убедило меня, что я не зря пишу свои заметки. В 2016 году я несколько раз навещал нашего выпускника по училищу и участника нашей сборной команды по боксу Колю Потапова. У него отказали ноги, и он прикован к постели. Надо заметить, что ни один из бывших выпускников по училищу, проживающих в Севастополе, ни разу его в этом состоянии не навестил. 

           Активно отдыхая в Севастополе на даче своих друзей я вернул к жизни почти десяток кустов болгарской ежевики, которые будут жить, если Сергей во время банных заездов в парилку найдет время поливать эти кусты. Помимо ягодных кустов я посадил своим друзьям несколько многолетних цветов, которые к следующему лету должны украсить дачу моих друзей. Среди них дикая лилия с оранжевыми цветами, красивые белые колокольчики дурман травы. Уже растут мальвы с цветами необычной расцветки. Очень надеюсь, что приживутся посаженные мной несколько кустиков гибискуса сирийского. А небольшой декоративный камыш из Георгиевского монастыря к моему отъезду достиг высоты моего роста.  Сергею понравились мои садоводческие усилия, и он обещал все это поливать. Надеюсь моей цветочнице Валентине все это тоже понравится. Среди этих приятных работ в саду находилось немного времени для отдыха и чтения. В садовой библиотеке морских офицеров нет четкой системы в подборе книг, но приятные и интересные книги всегда находятся. Среди таких книг оказались «Воспоминания» Надежды Яковлевны Мандельштам, жены замечательного поэта Серебрянного века России Осипа Мандельштама. Иногда великим мужчинам Бог посылает великих жен. Такой оказалась для своего мужа Надежда Яковлевна. Ее книга воспоминаний показывает тяжелые условия жизни в первые годы Советской власти. Ее подвиг заключался и в том, что она, несмотря на регулярные обыски работников НКВД, сумела спрятать и сохранить большую часть литературного наследия Осипа Мандельштама. С интересом прочитал и записки бывшего иеромонаха Илиодора (Сергей Труфанов) «Житие блудного старца Гришки Распутина, «Святой черт». Книги несут в себе массу интересной информации и иногда показывают, кто из людей способствует Богу, а кто Сатане.

           Мой друг и соратник по работам на севастопольской даче Сергей был убежденным атеистом. К концу моего пребывания в Севастополе Сергей отвез нашего общего друга и хорошего человека Юрия в госпиталь для планового обследования. Ничего не предвещало беды, и тут вечером Сергей сообщает мне, что у Юры случился инсульт, и он лежит в реанимации. Рано утром я навестил Катюшу, которая жила в очень религиозной семье и попросил у нее совета по этому поводу. Катюша посоветовала мне заказать в Покровском соборе литургию и молебен, что я и сделал, не откладывая. В этот же вечер мне позвонил Сергей и сообщил приятную для нас обоих новость, что Юрий переведен из реанимации в обычную палату. Это к вопросу о силе молитв, обращенных к Господу. Причем молитвы были обращены разными людьми из разных мест. Юрий уверенно пошел на поправку, и мы все были рады. Особенно, конечно, его сын, Любаша и их девочки. Мои молитвы, обращенные к Казанской Божьей Матери, тоже не оставались без ответа. Они касались помощи Валентине, на которую совершали грубый наезд ее многолетние друзья по общим увлечениям восточными религиями. Валентина же твердо решила перейти в православие и я по мере сил помогал этому ее решению. Пришлось нам обоим в августе переживать разные неприятности, которых нам хватило и на сентябрь. Только наши общие усилия помогали нам с Валей одолеть усилия всех «доброхотов».

           К середине октября (или на мой день рождения) природа подарила женщинам Риги  красивую золотую осень и теплое «Бабье лето». Мы с Валей как свободные и безработные люди старались проводить все дни на природе. Может быть случайно, хотя по нашим  совместным убеждениям случайности в жизни людей происходят довольно редко, но в первую экскурсию по старым рижским кладбищам я, не планируя заранее,  привел свою женщину к православному Покровскому храму на Покровском кладбище. Позже мы оба вспомнили мои недавние регулярные посещения Покровского собора в Севастополе и решили, что все это не случайно. Позже события подтвердили наши выводы. Оказалось, что с встреченным нами работником  Покровского храма Владимиром я заочно знаком через дорогого моему сердцу начальника Рижского нахимовского училища капитана первого ранга К.А.Безпальчева. Отец Владимира был шофером котр-адмирала Безпальчева уже начальника ВВМУ в Риге. Позже в Ленинграде Владимир с отцом встречались с Безпальчевым в военно-морском музее. Мы обнялись с Владимиром как родные, а Покровский храм для нас с Валентиной стал в какой-то мере тоже родным и часто посещаемым. Обстановка в храме была по - домашнему уютной, благодаря заботам настоятеля протоиерея Григория и его веселого и общительного помощника отца Александра. Службу протоиерея Григория сопровождал захватывающий женский хор. Иногда во время службы пела бывшая солистка государственной оперы. Владимир, выполняя в храме самые разные работы, был и заправским звонарем, и мы с Валей, оба впервые в жизни, поднялись на колокольню и слушали вблизи колокольный звон, который, по мнению многих, является лечебным.

           В Покровском храме Риги находятся мощи причисленного 25 сентября 2001 года к лику святых епископа Иоана Рижского (Поммера). Это событие важно не только для Латвийской Православной Церкви, но и для всего русского Православия, ибо владыка Иоан много и долго трудился и в России. В частности, в тяжелые годы Февральской и Октябрьской революций. Учитывая большое расположение к Иоану не только верующих, но и широких масс простого населения, расположением властей обеих революций и вообще властей  он не пользовался. Последние годы Владыко жил и служил Православию в Риге, и в 1934 году 12 октября жизнь его оборвалась зверским убийством, когда ему еще не исполнилось 60 лет. Память о нем празднуется 12 октября.

           Тайна убийства Иоанна Поммера не раскрыта до сих пор, что дает повод появлению домыслов различных лиц и организаций. Владыко своими сторонниками неоднократно избирался в Сейм, где горячо выступал в защиту Православия в Латвии в составе Московской патриархии. Выступал в защиту православных храмов, пострадавших от немецких оккупационных войск в период I МВ войны, защищал православные храмы и от местных властей, пытавшихся передать эти православные храмы другим конфессиям. Часто выступал Владыко в защиту православных верующих и просто угнетаемого властями населения. Вопреки всем препятствиям властей Владыке удалось 1 декабря 1926 года открыть Духовную семинарию Латвийской Православной Церкви. То, что власти Латвии его не любили, ежу понятно. Хотя современные церковные историки Латвии акцентируют внимание на том, что Владыку не любили в Сейме сторонники левых партий и даже коммунисты. Последних в Сейме всегда было мизерное количество.  Для справки должен отметить, что многие депутаты Сейма левого толка, коммунисты тем более, 21 ноября 1933 года распоряжением правительства были арестованы прямо у дверей Сейма. А противостоять властям Владыке было не по силам. Следствие по убийству, увы, не очень результативно вел прокурор окружного суда А.Карчевский. У министра внутренних дел В.Гулбиса (в ночь государственного переворота на 15 мая 1934 года писал распоряжение о введении военного положения) дела шли успешнее и, возможно поэтому, преступники не были найдены. До государственного переворота К.Улманиса оставалось всего полгода.

           Случайно или нет, но аккурат в 2014 году не без участия митрополита ЛПЦ (Латвийской Православной Церкви) Александра в типографии Патриаршего Издательства в городе Сергиев Посад напечатана небольшим тиражем в 4000 экземпляров книга в память о Владыке Поммере (житие священномученика Иоанна Рижского) «Никем не сломленный». Православным жителям Латвии память о безкомпромиссном служителе Православию в составе Московской патриархии Поммере приятна и понятна. Не совсем понятна инициатива церковных руководителей Латвии по выпуску этой книги именно в 2014 году. В книге есть глава «Большевики уничтожают тех, кто им мешает» а в ней написано : «всем было ясно, что преступление совершили наемники большевиков, отдавших приказ об убийстве». Кому ясно? Ведь убийцы не были названы. Значит кому-то понадобилась эта глава сейчас. Сразу после убийства Поммера было опубликовано решение властей об отставке начальника уголовной полиции Риги Тифенталя, который по занимаемой должности мог пролить свет на обстоятельства убийства Владыки. Сегодня упоминание об агрессивности большевиков по отношению к священнослужителю Латвии в 1934 году можно,  в свете заявлений нынешних правителей Латвии, читать как агрессивность России по отношению ко всей Латвии  в 2014 году. Подобное заявление правителей сегодня провоцирует психоз жителей Латвии, создает искусственный повод объявить  русских жителей пятой колонной. Тактику разделяй и влавствуй применяли еще правители древнего Рима и русские жители это хорошо знают. Тем более русским православным непонятно, почему церковные лидеры дублируют провокационные заявления своих светских властей Латвии. Может в Латвии своя патриархия?

           Что не вызывало никаких вопросов у русских жителей в Латвии, это начало регулярных Дней русской культуры – 2016, которые проходили с 24 октября по 6 ноября и к которым правители Латвии не имели никакого отношения. Мы с Валентиной старались не пропустить ни одного мероприятия, но упомянем мы только о тех мероприятиях, которые произвели самые яркие впечатления.  Среди них встреча с очень известной и уважаемой Светланой Видякиной. История создания Покровского кладбища и Покровского храма при нем стала книгой памяти выдающимся рижанам, служившим людям и России. Несмотря на непогоду, на встречу с Видякиной собралось очень много народу. Все подробности истории Покровского кладбища Светлана передает окружающим, пропуская эти давние события через свое сердце и в такой форме, которая не оставляет равнодушным ни одного слушателя. Архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн Поммер был похоронен на Покровском кладбище 14 октября 1934 года. Проводить Владыку собралось около 100 тысяч жителей. Почти пятая часть всех жителей Риги.   В октябре 2003 года останки Иоанна Поммера были перенесены в Христорождественский собор Риги и опять при большом стечении народа. На этом кладбище похоронен «Рижский Нострадамус» Эйжен Финк !885-1958 (сын немки и цыгана), воспитанный в латышской семье. Он заранее предсказал приход к власти в Италии 2 октября 1922 года Бенито Муссолини. На полгода раньше предсказал смерть экс-министра иностранных дел Латвии Зигфрида Мейеровица и заранее смерть первого президента Яниса Чаксте 14 марта 1927 года. Заранее предсказал приход к власти в Латвии в 1934 году Карлиса Улманиса. Почему способности этого прорицателя за большую сумму в 5000 латов не были использованы при поисках убийц Владыки Поммера, мне совершенно не понятно. Разве только, если принять мою версию, что с Владыкой расправились власти Латвии, у которых не было никаких оснований любить Владыку Поммера. А без пяти минут диктатор Улманис на момент убийства Поммера исполнял обязанности премьер-министра, и он никоим образом не был заинтересован в поисках убийц.

           Если не очень увлекаться старыми захоронениями на Покровском кладбище, то каждый может увидеть могилу известной и талантливой латышской актрисы Вии Артмане. В ее похоронах не приняли участие ни власти независимой Латвии, ни ее министерство культуры. Самое главное, в этом не участвовали и ее коллеги по работе. Или это люди очень черствые от рождения, или с культурой и состраданием у них не все в порядке. Красивое надгробие на могиле Вии Артмане на свои средства сделал молодой предприниматель из Белоруссии Андрей Павлович. Честь ему и хвала. Есть на территории бывшего СССР порядочные люди, несмотря на все гнусные старания горбачевых и ельциных по искажению сознания людей СССР.

           Отдельно стоит остановиться на могиле митрополита Сергия (Воскресенский Дмитрий Николаевич), назначенного перед самой войной экзархом Всея Прибалтики. В Ригу он прибыл в марте 1941 года. Вскоре немцы оккупировали большую часть СССР. В оккупации находилось 50 – 70 млн. человек. На некоторых территориях немцы оставляли колхозы, ставив во главе своих доверенных людей, чтобы было легче убирать хлеб для нужд немецкой армии. Они же инициировали Псковскую церковную миссию, чтобы показать, что в отличие от большевиков они не притесняют верующих. Немцы заставляли священников внушать прихожанам мысль о победе Вермахта в войне. Но многие священники укрепляли у людей веру в Бога, в человека и в победу своей страны. Во время войны митрополит Сергий выпросил из концлагеря Саласпилс под Ригой часть детей, которых монахи воспитывали в миссии. После войны многие священники Псковской миссии получили в СССР от 10 до 20 лет лагерей. Митрополит Сергий в апреле 1944 года ехал из Литвы в Ригу на похороны знаменитого оперного певца Дмитрия Смирнова. О знаменитом русском теноре  на «Русских сезонах» Дягилева в Париже  редактор газеты «Фигаро» Кальмет сказал : «Я дал бы четырех Карузо за одного Смирнова». А в апреле 1944 года митрополит Сергий ехал из Литвы в Ригу на похороны Дмитрия Смирнова и был расстрелян неизвестными. Оба Дмитрия нашли  свой последний приют на Покровском кладбище. 

           Женщины, берегите мужчин! Современных правящих женщин это касается особенно. А если эти дамы включат эмоциональные составляющие своего мозга и спровоцируют недалеких мужчин, то любой стране мало не покажется.