Учитель и воин

Лауреаты Фонда Всм
ЕЛЕНА БРЮЛИНА - http://www.proza.ru/avtor/konstella - ПЯТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК" ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ИВАНЕНКО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 Учитель.

Накануне последнего вступительного экзамена Машенька заболела. Обычная простуда, но температура шпарила под сорок градусов. Всю ночь Сергей не отходил от кровати сестренки. Сочинение кое-как написал, но чтобы поступить на физико-математический факультет баллов не хватило. Но не попасть в институт означало, что Сергея заберут в армию, а Машеньку – в интернат. В сущности, Маша не была ему сестрой, но никак больше он ее не воспринимал. Часто так и звал ее «сестренка.

Когда Сереже было почти четыре, его мама укатила на гастроли  со своим театром, да так больше и не появилась. Прошло немного времени, и в дом вошла красивая и добрая Аленушка. Сережа был уверен, что она та самая, из сказки, и всей душой привязался к новой маме. Сережа об этом узнать не успел: семья попала в аварию. Нерожденный малыш и его папа погибли. Алену и Сережу врачи спасли. И стали они друг другу самыми близкими людьми.

Когда Алена познакомила сына с будущим мужем, Сережа от души радовался. Через год у него и появилась сестренка Машенька. Как же он любил это маленькое существо! Его любовь помогала не замечать неприязнь отчима и помогать любимой маме. Спустя три года, мама снова забеременела. Врачи еще после аварии предупреждали, что это очень опасно, а когда родилась Маша, вообще запретили рожать. Алена  решила рискнуть. Но на седьмом месяце началось кровотечение, и спасти никого не удалось.

Кое-как протянув год с детьми, отец Маши уехал жить к другой женщине. Временами он приезжал, привозил дефицитные продукты и подарки дочке, оставлял небольшую сумму на жизнь, и снова пропадал на неопределенное время. Сережа справлялся. Перед школой отводил девочку в сад, днем после занятий занимался хозяйством, к вечеру бежал за сестренкой, а вечером, когда она засыпала, делал уроки. Иногда получалось подзаработать: разгрузить машину с мебелью, потрудиться на овощебазе или позаниматься уроками с соседскими детьми.

 Особенно ему нравилось заменять учителя физкультуры у младших классов, когда тот уезжал со старшеклассниками на соревнование. За это ему не платили, но дали характеристику в педагогический институт. Но на физ-мат баллов не хватило. Зато с этим количеством Сережа спокойно проходил на факультет начальных классов. В душе он очень радовался, хотя всем говорил, что потом переведется.

Весь педагогический коллектив районной школы был удивлен, когда на место учительницы младших классов, пришел мужчина. Сереже предложили взять второклашек, брошенных ушедшей в декрет учительницей. Потекли школьные будни. Сережа легко влился в коллектив, быстро завоевал любовь и доверие детей, уважение родителей. Конечно, за его спиной часто шушукались, распускали слухи, придумывали небылицы. Постепенно все успокоились, привыкли, а может, как это часто бывает, кто-то узнал все подробности и рассказал остальным. К концу учебного года класс молодого талантливого педагога был на первом месте по успеваемости.

На следующий год в его третьем классе случилась беда. Мальчишка с говорящей фамилией Веселовский, хорошист и спортсмен, стал получать одни двойки, часто пропускать уроки, хамить и огрызаться.. Однажды, войдя в класс, Сергей обнаружил Васю сидящим с опущенной головой за партой. Он плакал. Одноклассники дразнили его плаксой, и смеялись над задирой.

- Ребята, садитесь, садитесь! –сказал Сергей Алексеевич. Он погладил Васю по голове. – Если хочешь, могу отпустить тебя домой.
- Нет! – почти испуганно вскрикнул мальчик, - все нормально.

На перемене, когда все побежали переодеваться на физкультуру, Сергей заметил, что Вася медлит, копается, делает вид, что собирает вещи. Тогда он позвал его к себе.
- Да, Сергей Алексеевич, - мальчик подошел к учительскому столу, опустив голову.
- Вась, ты хотел бы со мной поговорить?
Мальчик кивнул.
- Они смеялись, когда я плакал, - всхлипнул Вася.

В этот момент он вдруг стал совсем маленьким в глазах Сергея, ему захотелось пожалеть малыша, как жалел сестренку, и он прижал его к себе. Мальчишка уткнулся лицом учителю в рубашку и, не стесняясь, громко зарыдал. Потом он отстранился от учителя, и, размазав кулаком по лицу сопли и слезы, стал рассказывать:
- Сергей Алексеевич, - заикаясь начал Вася, -  папка нас бросил. Он последнее время постоянно орал на нас, а недавно двинул мамке так, что она свалилась. А потом ушел. Это я виноват. Я всегда маму защищал. И учиться стал плохо. Зачем ему такой сын?  -  ребенок снова уткнулся в учительскую рубашку мокрым лицом. Сергей обнял мальчика. Так они стояли молча, пока ребенок не успокоился.

С того дня между ними возникла обоюдная привязанность и дружба. Василий часто ждал учителя после уроков, чтобы вместе пойти домой. Иногда мальчик приходил к Сергею в гости. Они обедали вместе с Машей, смотрели  старые комедии или играли в настольные игры втроем.

После новогодних каникул, Вася снова пришел в слезах. Он  подошел к учителю и прижался к нему, уткнув голову в плечо. Сережа медленно гладил его по голове, спине - успокаивал. В этот момент в класс вбежали три женщины. Директриса и мама и бабушка Василия.

- Вот, - кричала бабушка, - я же вам говорила! Извращенец он, ваш Сергей Алексеевич. – Смотрите, смотрите! Вы видели? Они же при всех уже, - тут она понизила голос и продолжила:  - обнимаются!

Скандал этот долгие годы еще будут помнить и учителя, и родители, и дети, обогатившие свой лексикон такими словами, как «извращенец», «педофил», «гомосексуалист». Уголовное дело заводить не стали, но из школы Сергею пришлось уйти. Тогда Сергей принял решение в весенний призыв уйти в армию, а потом переехать в другой город. Маше уже исполнилось двенадцать, она была самостоятельной девочкой, к тому же отец давно предлагал ей переехать к ним.

Воин.

В середине апреля Сережу забрали в армию. Он попал в роту, где командир сурово пресекал «дедовщину». В его отряде ребята подобрались веселые, дружные. Все как один – косая сажень в плечах, сильные, выносливые. Сергей был самым старшим, все остальные пришли сразу после школ.

Вскоре после «учебки» весь отряд под командованием Сергея был направлен на Северный Кавказ. Все знали, что это такое, но страха никто не показывал. Шел 1999-й год. Отряд был перекинут на границу с Чечней, где жаркой июльской ночью впервые был поднят по тревоге. После этого мало было спокойных ночей. Не проходило суток, чтобы не слышались выстрелы, не звучали тревожно сирены.

Осенью Российские войска вошли в Чечню. Среди них был и взвод под командованием младшего сержанта Сергея Алексеевича  Семенова. Ребята его отряда стали командирами расчетов. Все они погибли в январе, в боях за Грозный. Сергей, спасая товарищей, был тяжело ранен и отправлен в Москву. Так он получил свой первый орден Мужества. И демобилизацию.

Но Сережа решил остаться на службе. После ранения он долго восстанавливался, но когда врачи дали «зеленый свет», начал усиленно тренироваться, чтобы вернуть былую форму и силу. Он был зачислен в специальный отряд Федеральной Службы Безопасности осенью 2001 года и с ним вернулся в Чечню.

За три года дальнейшей службы Семенов получил еще несколько легких ранений, несколько наград  и повышение в звании. И узнал, что Машенька, его маленькая сестренка, переехавшая с отцом в Москву, чтобы готовиться к поступлению в Университет, едва не погибла при взрыве в метро. А на следующий день их отряд был срочно направлен в Беслан.

Беслан! Первая школа! Первое сентября! Для многих оно станет последним.  Террористы захватили в заложники всех, кто пришел на торжественную линейку, загнали внутрь школы и  удерживали в душном спортивном зале. А это -  более тысячи детей и взрослых.

Это были ужасные дни для всех. Для Сергея, повидавшего за годы войны в Чечне многое, они были самыми страшными. Если бы он мог, не задумываясь, обменял бы свою жизнь на жизнь любого из тех детей, что без воды и еды, в тесноте, духоте находились под дулами автоматов. Если бы он мог, он сам бы вошел к ним, чтобы просто попытаться защитить и успокоить. Он смотрел на здание школы, а видел своих детей. Тех, кого учил всего полтора года, но любил всей душой. Видел глаза каждого из них.

Нет, это не была его школа. И Беслан не его родной город. Но дети они везде дети, и для Сергея его детьми стали те, кто находился теперь за стенами: так близко и так недосягаемо далеко. Слышались крики, стоны, и плач. Был пожар, дети задыхались в дыму, умирали от жажды, их расстреливали бандиты. А ты ничего не можешь сделать. Надо терпеть. Ждать. Ждать неизвестно сколько времени.

Никогда еще Сергей не терял самообладания, но теперь, видя, как во дворе школы росли кучи мертвых детских тел, был близок к этому. Вдруг из школы стали выходить женщины с малышами на руках, и отряд приготовился к действию. Но опять было приказано ждать.

Когда днем на третьи сутки снова началась стрельба и прогремели взрывы, из школы стали выбегать дети. Они бежали в разные стороны, худые, голые, одни с криками и плачем, другие крепко стиснув зубы. Солдаты прикрывали их своими спинами от града пуль, летевших сзади.

Мальчишка лет десяти упал перед Сергеем, он был ранен в ногу. Сергей поднял его на руки и побежал. Почти добежав до безопасного места, он почувствовал, как пули обжигают спину и разрывают все внутри. Но он не мог  уронить свою ношу, отдать ребенка в лапы смерти во второй раз.

Сделав еще с десяток шагов, Сережа почувствовал, что ребенка берут из рук.  Он взглянул на мальчика, и ему на мгновенье показалось, что это его любимый ученик.
- Прости меня, малыш! – пересохшими губами прошептал воин.

Перед новым годом старшему сержанту Сергею Семенову присвоили звание Героя России. Посмертно.

Вася узнал об этом из новостей. Через три года, закончив школу, Василий навсегда оставил мать и бабку, так и не простив им своего учителя. Он уехал из родного города, чтобы найти могилу своего друга и попросить прощения. И нашел ее. Долго сидел. Рассказывал, курил, плакал, опять курил, рассказывал, и так, пока не начало темнеть. А в сентябре он ушел в армию. По контракту в погранвойска.

*** Всем, погибшим в мире от рук террористов,  посвящается…