Конь с розовой гривой

Анастасия Полынская
Сценарий короткометражного фильма по мотивам рассказа «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева. Написан в рамках обучения в сценарной мастерской Александра Молчанова.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ - УТРО

Большая комната в избе, занавески на окнах, большая беленая печь, полати, две кровати, небольшой стол, полка с коробочками, туесами. В комнату из сеней входит БАБУШКА (67 лет) в платье, фартуке. Бабушка снимает с полки небольшой туес.

БАБУШКА
Витька! Подь сюда.

Из-за печки выходит ВИТЯ (8 лет). Штаны с заплатками на коленях, рубашка, голые ноги. В руках у него веточки, согнутые и связанные травой в коня. Бабушка протягивает ему туесок.

БАБУШКА
Левонтьевские ребятишки на увал по землянику идут. Давай-ка сходи тоже.

Витя неохотно берет туес.

БАБУШКА
Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

ВИТЯ
Конем, баба?

БАБУШКА
Конем, конем.

Витя обнимает бабушку, уткнувшись лицом ей в живот. Бабушка еле успевает приобнять Витю одной рукой. Витя кидает коня из палочек на стол, выбегает из комнаты.

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА - УТРО

По наезженной телегами дороге, замкнутой с двух сторон одноэтажными деревянными деревенскими домами, заборами, бегут шестеро ДЕТЕЙ (от 5 до 11). В руках у детей битая, сломанная посуда под землянику (бокалы с отбитыми краями, изодранные туески, кринки, обвязанные по горлу бечевками, ковши без ручки). Дети толкаются, везут друг друга на загривке, играют в салочки, свистят, кричат. Из ворот в высоком заборе выбегает Витя с туесом, бежит вслед за детьми. Ворота за ним сами закрываются с громким стуком.

Дети по улице добегают до низкой ограды, за которой видно грядку. На грядке густо в несколько рядов растут зеленые перья лука. САНЬКА (10 лет) машет рукой в сторону грядки.

САНЬКА
Ребзя! Лучку соберем?

Санька первым и все дети за ним перепрыгивают через низкую ограду в огород. Дети окружают грядку и отрывают зеленые перья c грядки, заталкивают в рот, жуют, рассовывают по карманам. Младшая девочка АЛЁНКА (5 лет) прибегает последней, пролазит между жердями, срывает одно перо лука, тут же жует. К огороду вместе с Алёнкой прибегает Витя. Он останавливается и смотрит на детей. Озирается по сторонам. Санька, поднимает голову от грядки, замечает Витю.

САНЬКА
Ну, чего встал? Будешь лук?

Витя качает головой. Смотрит то в огород, то по сторонам. Улица пуста. Вдалеке в пыли купаются курицы. Дети выбираются из огорода и бегут дальше на улицу. ТАНЬКА (7 лет) толкает Витю, пробегая мимо него.

ТАНЬКА
Та он ишпужался!

Витя провожает их взглядом, затем бежит за ними.

НАТ. ЛЕС - УТРО

Дети и Витя рассыпались по лесу. Собирают землянику каждый в свою посуду. Старший ребенок МИТЯЙ (11 лет) с металлическим чайником, к которому привязана металлическая крышечка. Крышечка позвякивает. Витя отходит от остальных детей. Он собирает ягоды в туесок и после каждой второй ягоды заглядывает в него, сжимает губы.

МИТЯЙ
(за кадром)
Ешь, да? Ешь, да? А домой чё? А домой чё?

Витя вздрагивает, поднимается, оборачивается. Танька ревет. Санька держит ее за ухо.

ТАНЬКА
Ага-ааа! Шанька шажрал, дак ничо-о-о…

Митяй отворачивается от Таньки и шлепает по уху Саньку. Санька подбрасывает и пинает свою посудину с ягодами, падает на землю лицом в траву.

Митяй рвет несколько кустов земляники с корнями, с травой, бросает все к себе в посуду. Санька лежит в траве, Танька вытирает слезы. Остальные дети и Витя стоят вокруг, смотрят на Митяя.
Митяй доходит до Саньки, пинает его в ногу. Санька воет, подскакивает, напрыгивает на Митяя. Валит его на землю. Митяй роняет чайник. Из чайника вываливается трава и земляника. Санька и Митяй катаются по земле, давят землянику из чайника, бьют друг друга по лицу, по груди.

МИТЯЙ
Да хватит! Ну все!

Митяй стряхивает с себя Саньку. У обоих в волосах шишки, трава, на коже царапины. Митяй встает, подходит к чайнику. Собирает разбросанные ягоды и кладет их в рот.

МИТЯЙ
Значит вам можно, а мне, значит, нельзя, да?

Все дети, кроме Вити, бросаются к чайнику. Едят землянику с земли, едят из своей посуды. Витя отворачивается и продолжает собирать ягоды в свой туесок.

САНЬКА
Пошли на Фокинскую? Искупаемся.

Танька первой прячет посудину в корнях дерева и бежит к речке. Все дети повторяют за ней. Санька оборачивается на Витю. Витя стоит, смотрит вслед убегающим детям.

САНЬКА
(детям)
Стойте! Витька струсил!

Дети останавливаются, медленно возвращаются в сторону Саньки.

САНЬКА
(Вите)
Эх ты! Бабушки Петровны испугался! Гриб ты поганый!

ВИТЯ
(несмело)
Зато мне бабушка пряник конем купит!

САНЬКА
Может, кобылой? Скажи уж лучше, боишься ее, и еще жадный!

ВИТЯ
Я? Жадный? Да я… Я… А хочешь, все ягоды съем?
Витя смотрит в туес. В туесе ягод выше середины.

САНЬКА
Слабо!

Витя поднимает глаза снова на Саньку, вытряхивает все ягоды из туеса на траву.

ВИТЯ
Вот! Ешьте вместе со мной!

Все дети, кроме Вити, бегом приближаются к кучке ягод. Накидываются на нее и съедают. Витя стоит и смотрит на это со стороны. Туесок падает у него из рук.

Санька вытирает рукой рот, отпрыгивает из толчеи.

САНЬКА
Айда на речку!

Санька бежит первым, за ним все дети. Витя поднимает свой туесок. Провожает взглядом убегающих детей. Кладет туесок в корни к остальной посуде. Бежит за детьми.

НАТ. БЕРЕГ - ДЕНЬ

Солнечный день. Витя и дети бегают по мелководью реки. Ловят руками мелкую рыбу, пойманную рвут на части. Стреляют камнями в воду и ласточек. Подбивают одну. Хоронят.

НАТ. БЕРЕГ - ВЕЧЕР

На улице сумерки. Дети шепчутся и толкутся у входа в пещеру, толкаются, по очереди забегают туда. Внутри пещеры раздается стонущий звук. Танька отбегает от пещеры. За ней бегут остальные дети. Санька бежит последним. Засовывает пальцы в рот, громко свистит. Орет благим матом, бежит, и все бегут быстрее.

НАТ. ЛЕС - ВЕЧЕР

Дети забегают в лес, подбегают к корням, где спрятали посуду. Разбирают каждый свою. Витя стоит с туеском. Санька оборачивается на него. Остальные дети тоже глядят на Витю, шушукаются.

САНЬКА
Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!

Санька зло смеется.

САНЬКА
Ягоды-то мы нарошно съели!  Нам-то ништяк! А тебе-то хо-хо!..

Все дети, кроме Вити, смеясь, убегают из леса. Витя медленно идет за ними, опустив голову. К нему бегом возвращается Санька.

САНЬКА
Знаешь, чё? Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!
(передразнивая бабушку)
Ой, дитятко моё! Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил!

Санька разворачивается и убегает.

В темноте Витя ползает по земле, рвет траву, набивает туесок.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ - НОЧЬ

Витя, не глядя в глаза, протягивает бабушке туесок с ягодами с горкой. Бабушка поднимает туесок к глазам, ахает, ставит туес на стол. Прижимает Витю к себе, гладит по голове, Витя уворачивается, не дается ласке, отстранился, стоит, насупился.

БАБУШКА
Дитятко ты мое! Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе завтра пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…

Бабушка берет туесок и выходит с ним из избы в сени.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ - НОЧЬ

В темноте Витя лежит на полатях с зажмуренными глазами. Открывает глаза, в свете луны на столе стоит туес с земляникой. Витя зажмуривает глаза, открывает снова, стол пуст. Витя перекатывается к другому краю полатей, устраивается под одеялом. Зажмуривает глаза.

БАБУШКА
(за кадром)
Ты чего елозишь!

ВИТЯ
Сон приснился…

БАБУШКА
(за кадром)
Спи с богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…

Витя открывает глаза. Бабушка лежит на кровати. Витя зажмуривает глаза. Открывает. На столе стоит туес с земляникой. Витя прячется под одеяло с головой.

НАТ. БЕРЕГ - ДЕНЬ. СОН ВИТИ

На воде в быстром течении под тяжестью переворачивается лодка с людьми и товарами (ведра с ягодами, грибами, корзины с травами, ведра с рыбой, мешки). Люди и товары уходят в воду, люди барахтаются в воде, слышны мужские крики, женский вой, плач.

МУЖСКИЕ КРИКИ
Давай! А ну! Тащи! Ну же! Помогай!

По берегу в сторону лодки бегут люди, среди них высокий бородатый МУЖЧИНА.

МУЖЧИНА
Кровь! Кровь! Разбило о бону кого-то!

По воде плывет бледно-красная струя. При приближении видно, что это земляника.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ - УТРО

Витя лежит на полатях с закрытыми глазами, одеяло откинуто.

ВИТЯ
Мамка! Мама!

Витя открывает глаза. На столе пусто. Витя переводит взгляд. Кровать, где спала бабушка, аккуратно заправлена, одна на другую поставлены подушки, накрыты ажурной салфеткой. Витя в рубашке и трусах спрыгивает с полатей, бежит к занавешенному окну. С улицы раздается громкий стук ворот.

Витя бежит к дверям.

ВИТЯ
Бабушка! Баба! Бабонька!
В дверях Витя сталкивается с Санькой.

САНЬКА
Уплыла Петровна?

ВИТЯ
Угу.

САНЬКА
Мы по рыбу идем. А крючка нет. У тебя много, дай. Я тебя с собой на рыбалку возьму.

Витя кивает, берет со скамьи штаны, натягивает на себя.

НАТ. БЕРЕГ — ДЕНЬ

На берегу камнями прижато несколько удочек. Возле них сидят пятеро детей (от 5 до 10 лет, погодки), ерзают, шепчут что-то друг другу, накрывая губы и уши ладошкой, толкаются, хихикают. У них за спинами ходит влево-вправо Витя. Пинает траву, камни.

САНЬКА
Ша! Рыбу распугали всю… Шуруйте отседа, вон, чеснок искать.

Дети подскакивают, разбегаются. Витя садится на большой камень, прячет голову в локти, изредка встряхивает плечами. Санька оборачивается на него. Встает, подходит к нему.

САНЬКА
Ну чего нюнишь? Не ходи домой, и все! Заройся в сено и притаись. Петровна тебя потеряет и как запричитает!

Санька садится на корточки рядом с Витей. Кладет руку ему на плечо.

САНЬКА
(передразнивая)
«Утону-у-ул мой дитяко, спокинул меня, сиротиночка»! Ты тут и вылезешь!

Витя дергает плечом, стряхивает руку Саньки. Поднимает голову.

ВИТЯ
Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!

Санька сплевывает слюну сквозь зубы на землю и отходит к удочкам.

Из-за мыса на реке показывается лодка. Три МУЖЧИНЫ в лодке шестами толкают ее вперед.

Витя всматривается в людей на лодке. Одна из них это его бабушка. Витя подскакивает, бежит вглубь берега.

БАБУШКА
Ты куда! Стой! Стой, говорю!

Витя спотыкается, падает, поднимается и бежит быстрее.

БАБУШКА
Я-а-авишша, я-авишша домой, мошенник!

Лодка плывет дальше.

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР

ФЕНЯ (45 лет) ведет Витю за руку.

ФЕНЯ
Бабушка, наверное, потеряла тебя уже.

ВИТЯ
Да нет, она знает…

Феня и Витя заходят в ворота Витиного дома.

ИНТ. СЕНИ - ВЕЧЕР

Феня заводит Витю за руку в сени, подталкивает его в сторону дверей в кладовую, сама заходит в избу.

ИНТ. КЛАДОВАЯ - ВЕЧЕР

Витя ложится на лавку, где постелена постель из половиков и старого седла в головах. Лежит в полумраке с открытыми глазами. За кадром слышны приглушенные голоса бабушки и Фени. Слышны только некоторые, самые громкие слова. Витя сворачивается калачиком.

БАБУШКА
Мой-то! Малой-то! Чего утворил!
(несколько слов неразборчиво)
… Культурная дамочка, в шляпке… Все ягодки куплю…
(несколько слов неразборчиво)
… сиротинка, говорю, горемышный собирал…

Витя накрывает себя с головой половиком.

ИНТ. КЛАДОВАЯ - УТРО

В утреннем сумраке Витя открывает глаза. На него сверху накинут полушубок. За кадром слышен приглушенный голос бабушки. Витя слушает и теребит пальцами краешек полушубка.

БАБУШКА
(за кадром)
… Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота! А из него чё потом будет? Жиган будет! Вечный арестант!

У Вити из глаз бегут слезы. Слышно шаги из избы на улицу. Витя зажмуривает глаза. В кладовую заглядывает бабушка.

БАБУШКА
Не спишь ведь, не спишь! Я все-о вижу!

Бабушка выходит из кладовой. Слышно стук двери, затем шаги с улицы в избу по сеням. В кладовую заглядывает бабушка.

БАБУШКА
Так и будешь голодный лежать? За стол иди, неча тут.

Витя отирает слезы с лица рукой, откидывает с себя половик.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ - УТРО

В избу входит Витя. Голова опущена, одной рукой штаны придерживает, чтобы не упали, локтем второй закрывает глаза.

ВИТЯ
Я больше… Я больше… Я больше…

Витя воет в голос и ревет. Бабушка ставит на стол пустую кружку.

БАБУШКА
Ладно уж, умывайся да садись трескать!

Витя сидит за столом, на столе краюха хлеба, тарелка с картошкой, ложка, пустая кружка. Взгляд Вити опущен в тарелку. Продолжает всхлипывать, ест хлеб. Бабушка наливает из кринки молоко в кружку.

БАБУШКА
Эшь ведь какой смирненькай!  Молочка не попросит!

Бабушка отходит в сторону кухонной зоны за печь. Витя ест картошку из тарелки, хлеб, пьет молоко, не поднимает глаз от тарелки. Пока он ест, бабушка продолжает его ругать.

БАБУШКА
(за кадром)
Взялся шаромыжничать! Эшь какой! И куда тебя кривая твоя дорожка заведет! Потянулся с лихим людом на разбой! Ничего хорошего не жди теперь! Что за жизнь теперь будет! Арестант вечный!

Витя вжимает голову в плечи, плачет. Слезы капают ему на колени. Одной рукой он вытирает их, другой ковыряет нитки в заплатке на штанах. Бабушка замолкает, но Витя не поднимает голову.

Витя трет нос, вытаскивает нитки из заплатки. Медленно поднимает голову. Широко открывает глаза. Удивляется. Жмурится сильно. Открывает глаза. Снова жмурится, снова открывает.

Бабушка стоит рядом со столом возле места, где сидит Витя. Бабушка проводит по столу рукой, в которой держит пряник в виде белого коня с розовой гривой, как бы играя, поворачивая коня с передней ноги на заднюю, и с задней на переднюю, будто конь скачет в сторону Вити. Витя смотрит с приоткрытым ртом на пряник.

БАБУШКА
Бери, бери, чё смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь бабушку…

Витя поднимает глаза на бабушку, бросается к ней, утыкается лицом ей в живот. Бабушка одной рукой обнимает его, второй гладит его по голове.