Новое Владимирово крещение. Статья 1952 г

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
НОВОЕ ВЛАДИМИРОВО КРЕЩЕНИЕ

("Православная Русь", церковно-общественный орган. Передовая статья в № 14 от 28 июля 1952 г.)
 
Нередко, воздвизая стяг Св. Владимира, православные русские люди говорят, что новое крещение Владимирово надо нести в нашу несчастную страну, ибо только так можно восстановить Историческую Россию, вызванную к жизни Равноапостольным Просветителем нашего Отечества. И те, кто так говорят, - не ошибаются! Всякая «политика», которая отрешилась бы от этой основоположной задачи, была бы самообольщением, вызванным неспособностью высвободиться из плена отжитой обыденщины, безвозвратно ушедшей. Имя Св. Владимира, из всего сонма строителей России, одно достаточно широко раздвигает горизонт, ибо оно одно не говорит нам о каких-либо реформах, не просто говорит о Вере, которую должны мы укреплять, не олицетворяет какие-либо великие ценности нашего относительно недалёкого прошлого, а говорит нам о Вере, как о том основоположном, что должно быть снова как бы впервые, на девственной почве, утверждено! Имя Св. Владимира говорит нам о задаче восстановления России, как страны - всецело православной, отданной Православию, в Православии сущность своего бытия видящей!
Этого не будет - ничего не будет! To есть, не будет ничего, кроме того, что есть сейчас, и линия развития чего ведёт непосредственно к — КОНЦУ. Это так ясно, что только нежелание думать «по-христиански», или уже и неспособность к тому, может объяснить упорное пребывание людей в тенетах «политики», отрешённой от задачи «нового крещения России».
Но и те реальные — подлинно реальные! — политики, которые Св. Владимира принимают, как своего вождя, всегда ли отдают себе ясный отчёт в том, что являет собою «новое крещение» Руси! Ведь если чудом было погружение изначальное целого народа в крещальную купель и рождение народа-богоносца, удостоенного, после многовекового испытания, высочайшей миссии: приять на плечи своего великодержавия Православную Церковь, — то неизмеримо большим чудом являлось бы возвращение этого народа на свой исторический путь — им отвергнутый!
Новое крещение! Что понимает под ним Церковь? То - ПОКАЯНИЕ! Великое это таинство одно способно, погружая нас в крестильные воды покаянных слёз, сделать нас достойными приобщения Св. Тайн – не в суд и осуждение, а в жизнь вечную. Так и народ наш: только омытый слезами покаяния способен он будет вернуться на покинутый им исторический путь - то не метафора, то подлинная реальность. И она уже явлена была однажды с наглядностью разительной — в Смутное время. Не «политики» вернули Россию к жизни, а сам народ, «политикам» вопреки, к ней вернулся, в посте, в молитве, в смиренном сознании своих великих грехов — в таинстве покаяния, в этом втором крещении, возвратившем его на стезю всецелого служения Церкви Православной, всецелой отданности Православию...
Несказанное то было торжество — и должно оно быть пред глазами каждого из нас, как светлое упование, в недрах души нашей лелеемое. Но знать должны мы, что если чудом, большим чем первое Владимирово крещение, было восстановление России из Смуты крещением покаяния, то ещё неизмеримо большим явилось бы новое крещение покаяния, выводящее Россию из Смуты современной.
Первая Смута была г р е х о м  в о л и — пусть чуть не повальным, пусть потрясшим самые основы гражданского и государственного быта, пусть расшатавшим нравственность народа до основания и доведшим его до жалкого малодушия: то не был грех ума! Если люди падали — понимали они, что падают! То ли сейчас? Г р е х о м у м а согрешила ныне Россия — тем страшным грехом, покаянное преодоление которого потому неизмеримо трудно, что нет сознания греха у согрешающего. А как каяться в грехе, которого не сознаёшь? И вот из этого САМОГО СТРАШНОГО ГРЕХА, против которого Церковь предостерегающе возглашает, во всех видах его, свою анафему каждогодно, в Неделю Православия, - из этого греха должна высвободиться Россия современная, омывшись слезами покаяния и чрез это новое крещение — возвращаясь к исторической жизни! Не будет того — нет будущего ни для России, ни для всего мира. Конец.
Иной отмахнётся от этих «бредней»! — Слышали мы, скажет, это — от начала новозаветных времен пугают нас Страшным Судом! Мы люди дела, а вас послушаешь, так и руки не подымутся на работу! Скажет так, и пойдёт на делание своё. А скажут ведь так многие — чуть не все!
Что значит это? То лишь, что не только о новом крещении России не помышляют они, — а и сами его отвергаются, нуждаясь, однако, в нём не меньше, чем граждане советские.
И вот что хотелось бы сказать таким людям, если способны они хоть краем уха прислушаться к голосу Церкви.
Да, Господь и Святая Церковь пред очами нашими воздвигают картину Страшного Суда, как реальной возможности ежемгновенной и скорой.
И так оно и есть!
«История», как раскрытие домостроительства спасения — КОНЧИЛАСЬ, и только итоги подводятся ему в том, что является историей новозаветной. Нового, самостоятельного содержания не имеет она, и потому в любой момент может кончиться. И если когда святые отцы, как св. Кирилл Иерусалимский или св. Иоанн Лествичник предощущали «конец» и свидетельствовали о том — не «пугали» они народ и не воображаемым страхам отдавались, а реально видели подлинную близость конца!
Почему же не наступил он? Послушаем Лествичника:
- Обратились к нему безмолвствующие отцы — в страхе за мир — погибающий. Молитвы его просили. Ответил им старец, что и он в плаче и рыдании, ибо видит и он грядущий гнев Господень, грядущую гибель мира. Хочет Господь помиловать мир — но сопротивляется тому множество грехов! Что же удерживает руку Господню, что стоит «между губительством и миром» — «чтобы Господь не вдруг истребил весь мир»? - «Три мужа совершенных, стоящих пред Богом, которые превзошли меру человечества» - они своими молитвами удержали руку Господа! И сказано им, что «гнев сей пребудет на малое время» - то есть, что отсрочивается конечная «гибель». Двух из этих мужей называет даже Лествичник, а заключает свой ответ следующими словами: «Бог да укрепит вас услышать и вместить сие, что для неразумевающих непостижимо».
Так было тогда - так есть и всегда, пока мир стоит! Молитва, покаяние, воды этого «нового крещения» постоянно омывают и обновляют лицо мира, открывая для него возможность бытия, в процессе которого не «история» творится, как нечто, себе довлеющее, а продолжает подводиться итог домостроительства спасения — восполняется число святых!
Так и сейчас! Как ни сгущена сейчас «эсхатологичность» — до, так сказать, осязательного ощущения признаков последних времён! — занесённым остаётся, а не опущенным карающий меч Божия правосудия: открыт путь спасения, путь «второго крещения» - как перед каждым из нас, так и пред Россией в целом. Но надо ли говорить о том, как это трудно! Ибо грех ума господствует сейчас в мире. Слепотствует мир, и нас заражает этой своей слепотой. Все объединяются на почве практического дела сегодняшнего дня, перспективу свою, самую предельную, ограничивая всё тем же сегодняшним днём! Вся ведь земля со всей своей «историей», есть преходящи сегодняшний день пред лицом Божией Вечности, о которой никто сейчас не хочет помышлять. Самое небо низводя на землю — земной рай строят.
Антихрист, страшный суд — сказки! Даже католицизм «полинял» в этом смысле до неузнаваемости. Было время, когда, под непосредственным воздействием Французской Революции, взметнулась католическая мысль. Как ясен тогда был верующему католику знак антихриста на лике Революции и её сына Наполеона! Есть, конечно, и сейчас католики, которые чувствуют дыхание Антихриста в мире. Что должны переживать они пред лицом той демобилизации духовной католичества, которая сейчас в действии потрясающе наглядном. Ведь если бы то было не так — разве не нашлось бы у нас — именно у нас, у Соборной Церкви! - общего языка с католицизмом пред лицом Антихриста, державно воцарившегося в Кремле и оттуда готовящегося распространиться над всем миром? Однако, нет!
Читатель найдёт ниже воспроизведение той «отповеди», которую дал нам католический орган, взяв под свою защиту Нимеллера! И только иронию вызывает у него наше восприятие советчины, как дьявольщины! Если Французская Революция и её порождения были от Сатаны — то что сказать о советском коммунизме?!
...
Тьма, тьма везде! Пусть читатель с вниманием прочтёт сегодняшний отрывок повести «Особый путь», пусть задумается над этим «видением» — не фантастика то! Россия верующая, подъяремная, живёт сейчас в ясном понимании того страшного, что надвигается, застилая горизонт всё более и более тёмной тучей. В нашем распоряжении имеется материал, которым мы надеемся поделиться с читателем. И не к тому, чтобы слагать руки в бездействии побуждает верующего ясное мистическое понимание действительности, а к тому, чтобы именно ДЕЛОМ начать заниматься, которое, ведя к собственному спасению, одно только может повести и к спасению России, водами нового крещения, чрез таинство покаяния, омытой. О, как хотелось бы в этом именно направлении видеть оживление в жизни Церкви! Будить надо совесть! Примеры тому были — не без успеха они оставались. Вспомним хотя бы дни покаяния, объединившие всю русскую Германию по пламенному зову покойного архиепископа Венедикта. Пусть только не думают люди, что покаяние подавляет волю к жизни — то Враг нашёптывает нам. К жизни во спасение обновляет покаяние.
Стяг Святого Владимира к этому и зовёт всех нас.