Сколько хлеба вырастила Беловодщина в 1932 г

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ОБ ИСТОРИИ БЕЛОВОДЩИНЫ (1917-1941 гг.)

Часть VІ

Предварительно сделаем некоторые пояснения. При проведении настоящего анализа будут использованы сведения, полученные в фондах Государственного архива Луганской области до 2014 года, включающие в себя показатели о посевных площадях, объемах урожая, размерах хлебозаготовок и т.п. Частичная нехватка данных обусловлена в первую очередь завуалированным отказом администрации Луганского Госархива в предоставлении ряда документов, в том числе некоторых номеров газет «Червоний колгоспник» и «Степова комуна» за 1932 и 1933 годы. Поэтому в ряде случаев при исчислениях будут применены довольно сложные схемы, иногда с использованием косвенных данных.
Также еще раз напомним, в интересующее нас время в составе Беловодского района находился и Евсугский район. Поэтому все сведения, касающиеся Беловодщины, подразумевают собой территорию обоих районов.
Вначале попробуем определить общую площадь пахотной земли Беловодского района на 1932 год.
По представленному в части ІV раздела V настоящей книги отчету Беловодского РПК 1-й районной партконференции от 25 июня 1931 года, на 10.03.1930 г. в районе обобществленной земли числилось 83087 га или 73,5% всех пахотных площадей (таблица № 5). На 01.04.1931 года этот показатель составил уже 85234 га или 75,4%. Сделав необходимые исчисления, определяем, к весне 1931 года совокупно в пользовании колхозов и частных лиц находилось около 113000 га пахотных земель. В следствие того, что распашка не прекращалась, на 1932 год такой земли могло быть даже больше, чем в предыдущем году. Но пока примем к сведению эту цифру.
Далее определим план ранних зерновых культур на 1932 год. Для этого воспользуемся материалами Беловодской районной газеты «Червоний колгоспник», публикуемыми в части V настоящей книги. Газета от 26 апреля 1932 года пишет: «Протягом 4 днів на Біловодщині посіяно ранніх ярих 12756 га або 23,66% від загального плану». Отсюда находим, план посевов ранних зерновых на 1932 год составлял 53913 га. 
Теперь представим сообщение газеты «Червоний колгоспник» от 29 мая 1932 года. В нем говорится: «Разом по району виконано 65,4% сівби. Прорив недосіяно – 26000 га». По этим данным можем определить: первое: к концу мая было засеяно 49144 га; второе: совокупно ранними и поздними яровыми культурами весной 1932 года в районе планировалось засеять 75144 га. И все же этот показатель мы в дальнейшем применять не будем, а используем значение показателя 53913 га, включающего в себя только ранние зерновые культуры. Показатель же 75144 га нам понадобится для определения величины, припадающей на озимые культуры и чистые пары.
Исходя из того, что вся площадь пахотных земель района составляла 113000 га, из которых яровыми культурами должно было быть засеяно 75144 га, то на озимые культуры и чистые пары в 1932 году остается около 37850 га.
Точных данных о чистых парах на 1932 год у нас нет. Однако имеются сведения, что в 1930 году в районе было засеяно 82,5% земель, а в 1931-ом планировалось засеять 94,6%.* Сведения представлены в части ІV, раздел V данной книги. Принимая во внимание этот факт, оставим на чистые пары ориентировочно 10% посевных площадей. Это порядка 11300 га. Тогда на посевы озимых культур в 1932 году у нас приходится около 26550 га. (Для сравнения, на заседании Беловодского Бюро РПК, состоявшемся 7 июля 1934 года, план вспашки под озимые культуры для МТС и колхозов был утвержден площадью 18320 га,* ГАЛО, ф. П-51, оп. д. 294, л. 63 добавляя сюда площади единоличников, которых на ту пору оставалась четвертая часть от общего числа хозяйств, находим, что этот показатель достаточно реален). Теперь, если к этой площади озимых культур прибавить площадь ранних яровых (53913 га), получим немногим менее 80500 га зерновых культур, или 71,2% всех посевных площадей. Скорей всего, это минимальные показатели. В действительности план посевов мог быть значительно больше. Тем не менее примем за основу этот показатель.
Еще раз уточним: показатель 80500 га означает, сколько – по нашим подсчетам – гектаров земли в 1932 году в районе планировалось засеять зерновыми культурами. Имея данный показатель, не трудно определить, какой процент урожая обязан был сдать район относительно плановой площади посевов зерновых. Беловодская районная газета «Червоний колгоспник» от 6 августа 1932 года пишет: «Цього року Біловодщина мусить здати (продати) державі зайвини хліба 13400 тон».* ГАЛО. «Червоний колгоспник». 06.08. 1932 г.  Разделив план хлебозаготовок (134000 ц) на плановую площадь посевов зерновых культур (80500 га) получаем показатель 1,66 ц га. Это та часть возможного урожая зерновых 1932 года, которую планировалось руководством страны изъять у беловодчан в счет хлебозаготовок. Не скажешь, что правительство было таким уж кровожадным…
Прежде чем продолжить далее, зададимся вопросом: если, по утверждению исследователей, очевидцев, в некоторых колхозах Беловодского района хлебозаготовки 1932 года очистили их амбары с хлебом практически подчистую, то какую урожайность зерновых культур получили те колхозы – 2, 3, 4, центнера с гектара? И кто в этом виноват или «что виновато»?
Также, для сравнения, хотелось бы напомнить о показателях, представленных в упомянутом выше отчете Беловодского РПК от 25 июня 1931 года. Там говорилось, годовой план твердых зерновых культур по Беловодскому району на текущий год составляет 16018 т. То есть план хлебозаготовок 1931 года был значительно выше, чем план 1932 года. Тем не менее он был выполнен и даже с преувеличением. Отсюда можно сделать два важных вывода. Во-первых, план хлебосдачи в объеме 13400 тонн, возложенный на Беловодский район, касаясь того времени, можно считать реально выполнимым. И второе, если в 1932 году план выполнен не был, то только по причине недобора зерна. Почему не смогли собрать необходимое его количество – это уже другой вопрос. 
Далее попробуем хотя бы примерно определить фактическую площадь посевов зерновых культур в 1932 году.
Из публикации районной газеты известно, что к 29 мая всеми яровыми культурами было засеяно 49144 га. Сколько из них приходится на зерновые, мы не знаем, но в любом случае это на менее 40000 га. Добавив сюда величину озимого клина, получаем примерно 66550 га общих посевов зерновых.
Для проверки наших расчетов представим такие данные. В упомянутом выше отчете Беловодского РПК от 25 июня 1931 года, в таблице № 2 находим, в 1930 году совокупно «харчовий клин» плюс «зерно-фуражний клин» в Беловодском районе составил 66167 га, а в 1931 году должен был составить 76810 га.
Теперь, если разделить план хлебозаготовок 1932 года (134000 ц) на фактическую площадь посева зерновых, высеянных к 29 маю 1932 года (66550 га), получим показатель около 2 ц с га. Это та часть урожая, которую Беловодский район обязан был сдать государству с каждого гектара зерновых. И хотя сев еще продолжался, и посеять могли больше, тем не менее остановимся на этой цифре, потому как вряд ли на тех площадях, ввиду сильного запоздания со сроками, мог быть получен какой-то урожай. 
Далее попробуем определить, сколько хлеба должно было остаться на каждого жителя Беловодского района при урожайности, скажем, 7 центнеров с гектара после выполнения районом плана хлебозаготовок и засыпке семенного фонда на следующий год. (Показатель средней урожайности 7 ц с га был официально обнародован в тот год правительством).
У нас нет точных сведений о количестве жителей Беловодского района на 1932 год. В то же время, в упомянутом выше отчете Беловодского РПК от 25 июня 1931 года, указано, что в 1930 году население Беловодского района составляло около 70000 человек. Это огромная цифра. Для сравнения, в 1976 году в Беловодском районе проживало 31200 человек;* «История городов и сел Украинской ССР. Ворошиловградская область». Киев, 1976 г., с. 155. на 1 января 2008 года – 25600 человек.* Луганська область в цифрах – 2007 р, с. 14. Головне управління статистики у Луганській області. И все же не доверять этой информации мы не имеем права. Во-первых, в части ІІ настоящей книги были представлены сведения, указывающие, что в 1925 году население района составляло около 66000 человек. Там же другой источник подтверждает, что на 1 января 1926 года население составляло более 68000 человек. Во-вторых, в том же отчете Беловодского РПК за 1930-1931 годы число жителей Беловодского района еще раз определяется путем математических расчетов. Результат получается немногим более 66000 человек. Поэтому цифру населения  на 1932 год в количестве 70000 человек можем с уверенностью взять за основу.
Количество семенного фонда определим на ту же площадь, которую планировалось засеять в 1932 году (80500 га), исходя из нормы тех лет 100 кг на гектар (эти нормы приводятся в газете «Степова комуна» от 23 апреля 1932 года; в наших материалах были представлены данные даже о более низких величинах высева).
Теперь, умножив показатель 7 ц с га (взятый нами произвольно показатель возможной урожайности) на показатель 66550 га (общую площадь посевов зерновых культур), получаем немногим более 46500 т зерна. Отняв отсюда план хлебозаготовок (13400 т), а также семенной фонд на следующий год (8050 т), получаем 25050 т. Разделив этот показатель на количество жителей района (70000 человек), получаем 358 кг зерна. Принимая во внимание, что этим хлебом необходимо питаться до нового урожая примерно 300 дней, получаем 1,19 кг зерна в день на человека. Если Беловодским районом план хлебозаготовок 1932 года выполнен не был (к сожалению, сведениями об этом мы не располагаем), то величина этого показателя должна быть больше. Но если даже мы где-то ошиблись, и посевов зерновых по району в 1932 году оказалось не 66550 га, а, допустим, 60000 га, то и тогда на каждого жителя района приходилось бы по 975 г в день на человека.
Здесь остается добавить, минимальной продовольственной нормой в дореволюционной России считалось 250 кг зерна в год на человека.
Конечно, все это теоретические расчеты. И если даже они в некоторой степени правильны, то все равно: распределить весь запас хлеба строго на каждого жителя района никому бы не удалось. К тому же часть зерна необходимо было выделять на корм скоту, в первую очередь это касается госконзаводов, так как за падеж племенного поголовья никто бы «по головке не погладил». Давайте посчитаем, сколько реально необходимо было иметь зерно-фуража госконзаводам, чтобы не допустить подобной катастрофы. По приведенным ранее сведениям, количество племенных лошадей в хозяйствах трех Беловодских конезаводов по пятилетнему плану развития на конец 1933 года должно было составлять: маток 340 гол., количество племсостава – 3224 гол. Поэтому не будет большой ошибкой предположить, что на год раньше, в 1932 году, общее поголовье лошадей названных выше конных заводов составляло около 3000 гол. По норме 1922 года (данные за рассматриваемый период у нас отсутствуют) суточный рацион одной взрослой племенной лошади, кроме мягких кормов, составлял 5 фунтов овса.* ГАЛО, ф. Р-2290, оп. 1, д. 1, л. 13 (Один фунт – 0,454 кг.). Умножив это количество на 300 дней, получаем 681 кг зерна. Следовательно, для 3000 голов лошадей конезаводам необходимо было обладать запасом фуража около 2000 тонн. Это 7,7% от общего количества зерна, которое должно было остаться в районе после выполнения планов хлебозаготовок и создания семенного фонда. На такой же процент автоматически должен быть уменьшен и рассчитанный нами ранее показатель суточной нормы на человека. Как видим, от средней величины 1,19 кг это не такой уж большой объем.
Подведем итого.
Проделанный нами анализ подтверждает предыдущие выводы о том, что в Беловодском районе в 1932 году урожайность зерновых культур в среднем была значительно ниже 7 ц с га. Именно этот фактор и следует считать главной причиной голода в районе. Другое дело – почему был собран такой низкий урожай. Ответ на этот вопрос включает в себя весь спектр различных объективных и субъективных причин, часть из которых рассматриваются в книге автора «СССР тридцатые – борьба за выживание», другие вытекают из документальных материалов, представленных в настоящей работе. Сюда входят и катастрофический недостаток тягловой силы и рабочих рук, и хроническое недоедание людей, занятых на полевых работах, и острая нехватка семян, и многое другое. Возможно, некоторые из причин нами были изучены не полностью. В этом ряду стоит и факт, фигурирующий в начале данной главы: почему в Беловодском районе за первые 4 дня весенней посевной кампании было посеяно 23,66% от общего его плана площадей, а за последующие 33 дня – 41,74%?
О том, что представленные здесь выводы об очень низком урожае 1932 года не являются из ряда вон выходящими, косвенно подтверждается материалами за 1937 год, которые будут представлены в разделе о репрессиях. По ним, даже в высокоурожайном 1937 году, когда зерновые в районе по сравнению с предыдущим годом дали показатель на треть выше, некоторые колхозы Беловодщины вырастили в среднем от 5,8 до 6,8 ц с га.
Другим подтверждением о невысоких показателях урожайности тех лет может служить выступление штатного пропагандиста РПК Бондаренко, который в 1937 году на собрании райпартактива в присутствии более ста человек коммунистов заявил, что в 1935-ом, а затем и в 1936 году, в Беловодском районе была получена средняя урожайность зерновых 5,5 ц с га.* ГАЛО, ф. П-51, оп. 1. д. 311. л. 39 Никто из участников собрания такое утверждение не опроверг.
Аналогичные показатели тогда были получены и Евсугским районом, где общая урожайность зерновых в 1935 году составила 5,4 ц с га, в 1936 году – 5,7 ц с га.* ГАЛО, ф. П-60, оп. 1, д. 716, л. 126 
Другой причиной голода в Беловодском районе могло быть превышение выполнения плана хлебозаготовок в счет погашения задолженности по другим районам. К сожалению, в связи с недостатком фактических данных ни подтвердить, ни опровергнуть последнюю гипотезу не представляется возможным.   
Далее, для сравнения, проведем некоторые исследования по Старобельскому району.
Из сообщения Старобельской районной газеты «Степова комуна» от 28 июля 1932 года, находим, всего по району в 1932 году необходимо было убрать яровых зерновых культур 22708 га, озимых – 18026 га. Совокупно – 40734 га.
Здесь будет уместно привести данные обо всей площади пахотных земель Старобельского района (сведения будут представлены за 1976 год, более ранними данными мы не располагаем). Площадь пахотных земель Старобельского района тогда составляла 107300 га.* «История городов и сел Украинской ССР. Ворошиловградская область». Киев, 1976 г., с. 650.       
Продолжим далее.
План хлебозаготовок по Старобельскому району представлен в газете «Степова комуна» от 6 августа 1932 года – 14600 т. Разделив этот показатель на реальную площадь посевов зерновых культур (40734 га), получаем 3,58 ц га. Этот показатель означает, сколько хлеба с каждого гектара фактически засеянных площадей должен был сдать государству Старобельский район. Разница с Беловодским районом огромная (там площадь фактических посевов около 66550 га, с одного гектара район должен был сдать 2 ц). Сопоставим некоторые величины Старобельского района по отношению к Беловодскому: площадь посевов – ниже, хлебозаготовки – выше, население, возможно, больше. Все эти факторы свидетельствуют о том, что продовольственная ситуация в Старобельском районе в 1932 году могла складываться намного хуже, чем в Беловодском.
В заключение подчеркнем следующее. Утвержденный план хлебозаготовок по районам был рассчитан на плановые площади посевов зерновых культур. Однако по причине крупных недосевов он лег на значительно меньшие площади (в случае с Беловодским районом – это на 60% площади пахотной земли). Думается, государственные органы власти, составляя планы экономической политики на 1932 год (включая и планы хлебозаготовок), рассчитывали на более высокий процент посевных площадей зерновых культур.
Дополним раздел некоторыми другими сведениями.
В 60-е – 70-е годы средняя урожайность зерновых культур по Луганской области составляла: за восьмую пятилетку (1965-1970 гг.) 18,7 ц с га, за девятую (1971-1975 гг.) – 19,6 ц с га. Урожайность озимой пшеницы составила 20,2 ц с га и 22,3 ц с га, соответственно.* «История городов и сел Ворошиловградской области». Киев, 1976 г., с. 60.
В период новейшей истории Украины, средняя урожайность зерновых и зернобобовых в Украине составила: 2006 г. – 24,1 ц с га; 2007 г. – 21,8 ц с га; 2008 г. – 34,7 ц с га. Валовый сбор зерна: 2006 г. – 34,3 млн. т.; 2007 г. – 29,3 млн. т.; 2008 г. – 50,2 млн. т. (рекордный урожай).* Государственный комитет статистики.
В 2008 году в Беловодском районе было посеяно зерновых и зернобобовых на площади 41234 га. Урожай получен – 125813 т. (Общая урожайность – 30,51 ц с га, урожайность пшеницы – 39 ц с га).* «Головне управління статистики у Луганській області». Експрес-випуск № 473 от 26.02.2010 г. Метеоосадков в 2008 году выпало 377,3 мм.* Беловодская метеостанция.
  В 2009 году в Беловодском районе было засеяно 71440 га земли (включая 1371 га картофеля и 458 га овощных культур хозяйств населения), из них зерновыми культурами – 35637 га. Урожай зерновых и зернобобовых был получен 70205 т. (Общая урожайность – 19,7 ц с га). В том числе пшеницы было посеяно на площади 22004 га, получено урожая – 49732 т (22,6 ц с га). Подсолнечника было посеяно на площади 33902 га. Получено урожая – 39654 т (11,7 ц с га). Пропало посевов на площади 2400 га.* «Головне управління статистики у Луганській області». Експрес-випуск № 473 от 26.02.2010 г. Метеоосадков выпалов в 2009 году – 480 мм, из них в декабре – 117,6 мм.* Беловодская метеостанция.











Рецензии