ДЖОН И ВАНЯ

Борис Бызалов
               
    В последнее время в средствах массовой информации  появилось много суждений, сущность которых выходит за рамки  стандартных представлений  и требует отдельного исследования. В особенности это касается исторических и общественных событий.

    Наше время интересно  тем, что о исторических событиях и общественных понятиях можно составить более-менее объективное суждение, если сопоставить и проанализировать мнения об этом событии , бытовавшие в эпоху дореволюционную, советскую и современную, поскольку все эти суждения разнятся друг от друга.

    Действительно, в советской школе нас учили, что проклятый царизм угнетал не только другие народности, но и собственный  российский народ. А теперь оказалось, что почти все  русские цари были  весьма образованными людьми, патриотами своего Отечества и делали все, что могли, для блага своих подданных.

    В городе Орле недавно поставили памятник  Ивану Грозному, которому даже династия Романовых за все время своего царствования не считала возможным установить, а на памятнике тысячелетия России нет даже его изображения.

    Поэтому ко многим понятиям надо относиться крайне осторожно, так как по правильному постулату марксистов идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Особенно, если эти идеи ошибочны или злонамеренны.

    Вот и патриотизм, о котором сейчас много говорится, сам по себе являющийся прекрасной духовной субстанцией, при его практическом использовании может оказаться весьма противоположным по своему смыслу явлением.

    Есть много научных изысканий о природе и существе патриотизма. Не будем в них вдаваться. Попробуем разобраться на живых исторических и современных пример Возьмем, например, Александра Сергеевича Пушкина. В своем послании к  декабристам, отбывающим наказание по суду на каторге  он пишет: 
   
        Оковы тяжкие падут ,
        Темницы рухнут и свобода
        Вас встретит радостно у входа
        И братья меч вам подадут.

   В школе мы учили, что декабристы были хорошими  людьми. Они выступали против плохого царя. А  к чему призывает Пушкин? К разрушению  основ, к оружию, да еще и в групповом применении. Просто радикал какой - то!
  Но вот как же быть с письмом Александра Сергеевича к другу своему Чаадаеву?

        Пока свободою горим,   
        Пока сердца для чести живы,      
        Мой друг! Отчизне посвятим
        Души прекрасные порывы.         

  А вот как обращается поэт к тем, кто нас ненавидит:

       За что ж? Ответствуйте за то ли, 
       Что на развалинах пылающей Москвы      
       Мы не признали наглой воли       
       Того, пред кем дрожали вы?      
       За то ль, что в бездну повалили   
       Мы тяготеющий над царствами кумир   
       И нашей кровью искупили   
       Европы вольность, честь и мир? 
       Вы грозны на словах - попробуйте на деле! 
       Не в силах завинтить свой измаильский штык? 
       Иль русского царя уже бессильно слово?   
       Иль нам с Европой спорить ново? 
       Иль русский от побед отвык?    
       Иль мало нас? Или от Перми то Тавриды,   
       От финских хладных скал до пламенной Колхиды,   
       От потрясенного Кремля
       До стен недвижного Китая, 
      Стальной щетиною сверкая,      
      Не встанет русская земля?   
      Так высылайте ж к нам витии,
      Своих озлобленных сынов:
      Есть место им в полях России
    
    Ну и кто скажет, что Александр Сергеевич Пушкин  не патриот, не смотря на свое волюнтаристское обращение к декабристским каторжанам? Он был настоящим гражданином и в хорошем он мог видеть плохое, недостойное, насильственное,  неоправданно жестокое и как умел своим  гениальным  даром боролся против этого, за что и страдал сам. Он был настоящим патриотом!

   Ну, а Лермонтов?

     Прощай немытая Россия,   
     Страна рабов, страна господ,   
     И вы, мундиры голубые,   
     И ты, послушный им народ.

  Мало того, что страну покидает, так еще и обзывается!

    Но, вдумайтесь и ощутите. В этих строках звучит  не презрение к России, а боль за нее. И страну он покидал не по своей воле, а в наказание за  обвинение  существующего политического и социального строя в гибели гениального русского поэта.

  А его надрывные стихи:

     Прекрасны вы, поля земли родной, 
     Еще прекрасней ваши непогоды!..
     Туман здесь одевает небосводы!    
     И степь раскинулась лиловой пеленой,   
     И так она свежа, и так родня с душой,      
     Как будто создана лишь для свободы... 
     Но эта степь любви моей чужда,   
     Но этот снег,  летучий,  серебристый 
     И для страны порочной  слишком чистый      
     Не веселит мне сердца никогда.

  Вот это и есть отчаяние патриота, горячо любящего свою Родину.

    Ну, а в наши дни? Гениальный сын земли русской академик Андрей Дмитриевич Сахаров! Он осудил афганскую войну, как несправедливую войну, вызвав на себя поток ненависти со стороны тех кто ее развязал и кто все годы замалчивал ее сущность. А солдаты? Что ж  солдаты?  Они проявляют героизм даже в несправедливых войнах, потому что   всегда рискуют своей жизнью. И академик пытался защитить  именно  их. Так в  своем проекте Конституции страны он пытался обеспечить  реальную свободу и права своих сограждан.

  Это ли не настоящий патриот своей страны, для защиты которой он создал еще никогда не виданное оружие?

   В бескрайних просторах  за Окой, под городом Рязанью живет наш соотечественник и современник  по имени Иван, Ваня. У нег за околицей растут три березки, а чуть подальше  березовый лесок. С этих трех березок для Ивана начиналась Родина.  Любит он их как невесту, а бережет, ну почти как родную мать!

   А в Канаде под Оттавой живет его одногодок Джон и  на его усадьбе тоже растут три березки, ну впрямь как у Ивана, такие же белоногие с черными отметинками.   Джон их тоже очень любит и бережно за ними ухаживает.

  Оба они и Иван и Джон нормальные ребята. Без дураков!  Иван где-то, может быть, и в Интернете, прочитал про Джона и его березки и теперь его иногда заносит, особенно когда выпьет:  он везде кричит,  что его березки красивей, чем у Джона!

   Лучше бы взял садовый вар и замазал дупло, которое образовалось на березке, когда Ваня, не совсем уж по-сыновьи , не соблюдая бережливость, отбирал  у нее весенний  сок.

     Патриотизм   настолько трепетная субстанция, что при неосторожном обращении с ним,  он может легко переродиться  в национализм, шовинизм или  еще в какой-нибудь  непотребный  "изм"!

  Кроме того патриотизм не может быть по определению государственной идеологией. Таковой может быть высшая идея, например, построение коммунизма, достижение мирового господства, создание процветающего  строя в своей стране. Это первично! А патриотизм - это вторично, это один из инструментов для достижения основной цели. И в этой своей ипостаси он, патриотизм, конечно полезен для общества и почетен для его носителя.

  Ну, а что же сейчас у нас? Где наши патриоты?
В Советском  Союзе были  два класса: рабочих, крестьян и прослойка между ними - советская интеллигенция.  Ощущать себя прослойкой было как-то не комфортно и, наверно, поэтому в анкетах это понятие  впоследствии изменили на " из служащих".

  С тех пор, уже к нынешнему времени  рабочий класс  скукожился  и потерял свое значение гегемона, колхозное крестьянство пропало вообще и превратилось неизвестно во что:  то ли в фермеров, то ли в сельскохозяйственных рабочих, то ли в пенсионеров, доживающих свой век, а вот служащие превратились в действительно реальный класс чиновничества, насчитывающий десятки миллионов  управленцев разных  рангов и мастей.

  Такого  огромного стада не было никогда ни в царской России, ни в Советском Союзе! Вот они-то, конечно, являются патриотами прежде всего самих себя, потом своих контор, а потом и государства, которое их щедро кормит из карманов своих налогоплательщиков. Только вот причем тут Отечество?

  Кто-то из них, чей-то медный лоб, еще в Советском Союзе понятие "врачебная помощь" изменил на канцелярское "медицинское обслуживание", в одночасье  превратив наших  уважаемых и заслуженных докторов в прислугу.

  А в наше время другой медный лоб ввел для докторов нормирование их труда, установив для приема пациента двенадцать минут. А мне хромому и кривому пациенту и двенадцати минут не хватит, чтобы напялить на слоновьи ноги ботинки и завязать шнурки.  А я    ведь тоже послужил Отечеству! Какая вражина это внедрила? Это ведь не  железную шайбу выточить на токарном станке по  установленным завкомом нормам!

  Кто отдалил врачебную помощь от народа, создав многоступенчатую систему доступа к специалистам и в так называемые многофункциональные центры, расположенные в крупных населенных пунктах, до которых нужно еще суметь добраться из глухой деревни, а в деревне той  ликвидировал  фельдшерский пункт, существовавший с незапамятных времен?

  Кто нас бросает в объятия платной, но в российских условиях  безнравственной медицины? Чем было хуже советское здравоохранение?

  Как можно было ставить  непродуманный эксперимент  сразу на миллионах  своих соотечественников? Кто за это ответит? Те, кто считает себя патриотами?

  А в  народном образовании? Что ни реформа то, блин, ураган формального преобразования их в университеты, пронесшийся над российскими институтами, создание никчемных академий, коррупционные скандалы в  Высшей аттестационной комиссии! Сколько их появилось - невежественных ученых на тропинках отечественной науки?

  А разрушение четко организованной в СССР системы профессионального, специального и высшего  образования? Одно только введение ЕГЭ унизило целые поколения молодежи и их учителей беспрецедентными мерами по подозрению их в  мошенничестве и подкупе.

   А ведь, давным-давно известно, что  бороться надо с причиной, а не  со следствием. Почему врачи, преподаватели  и служители закона считают возможным брать взятки, а мы  не считаем предосудительным давать их? Да потому что произошла дегенерация общественного сознания. Разве могли мы представить себе в годы советской власти,  чтобы учителю, врачу или участковому дать взятку? Да что вы?
   А сейчас ,  посмотрите  программу любого телевизионного канала: везде насилие,  ложь, криминал. Смакуют они, что ли, эту тематику? А некоторые каналы гонят только западные, в основном американские фильмы, отнюдь не оскароносного содержания.  И молодым внедряется  сознание, что весь мир таков.

   Интересно, а кто же   все  это настойчиво  внедряет? В медицине, образовании, культуре? Ну, кто же еще может это делать, кроме тех , кто имеет к этому доступ? Конечно,  чиновники, считающие себя патриотами. Попробуй только, засомневайся - оскорбятся до глубины души.

   А что они, равнодушные и невежественные, сотворили с Аральским морем? Погубили тысячелетнее озеро, четвертое  по своей величине в мире, разобрав питающие его древние Амударью и Сырдарью на арыки.

   А сегодня их отпрыски, такие же невежественные, но еще и более агрессивные, подбираются уже к  и к Байкалу. Славное море  - Священный Байкал!Так о нем поется в народе.  Священный! А "патриотам" наплевать священный или продаваемый. Лишь бы "моржа" была! И сами мы, русские,  монголы и китайцы стремимся к тому же. Все чего-то  хотят. Кто целлюлозный комбинат построить на его берегах, кто электростанции, а кто и завод для  перекачки  кристальной  байкальской воды  к себе в Поднебесную.

   Только забывают при этом, что Байкал это даже не собственность России, которая может  продать, а собственность  планеты Земля, ее природное уникальное образование, которое преступно  лапать своими грязными  ручищами

   Хорошо, что  еще не успели повернуть сибирские реки на юг. Один из патриотов, находившийся тогда недалеко от власти предлагал продавать их водные  ресурсы, как мы продаем нынче  углеводороды. А некоторые большие ученые даже поддерживали его. Ну как же, для страны ведь, для государства! А"моржа"  какая! Опять же и патриотом прослыть можно, да и имя свое в истории оставить! Забывают при этом про славу Герострата. Потомки ведь и проклянуть  могут!

  Как тут не вспомнить нашего незабвенного Виктора Степановича Черномырдина,, который в таких случаях  говорил: "Если у кого - то чешется - пусть чешет в другом месте!"

  Ну, вот  мы и пробежали  от  времен Пушкина к нашим дням и вроде бы осознали, что настоящий патриот, это человек не только любящий свою Родину, но и стремящийся  выявить и исправить ее пороки, а если не в состоянии сделать это сам, то привлечь внимание власти к их устранению.

  А  Ваня?  Он хороший парень. Он вызывает симпатию и понимание. И побольше бы таких! Ведь это среди них, а не только среди дворян рождаются  Рублевы и Ломоносовы, Есенины и  Королевы. Но все-таки было бы лучше, если бы Ваня сначала замазал дупло на своей березке, а потом бы уже  кричал "Ура!".