Глава 11. Национальная этика

Юрий Шпилькин
Сущность понятия «этика». На знаменитой фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» идущий рядом с Платоном, Аристотель держит в руках свой труд «Этика». Раздел учения Аристотеля, который именуется «практической философией», посвящён законам разумной и нравственной деятельности человека. Он разделяется на три части: этику (нравственную философию), учение о хозяйственной деятельности экономику)  политику (философию государственных наук). Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха.Называется это сочинение «Никомаховой этикой» – для отличия от других трактатов, тоже именуемых «этикой» и, по всей вероятности, ошибочно приписанных Аристотелю («Большая Этика», «Эвдемова Этика» и др.). Понятие этика (происходит от греческого слова «ethos» - традиция, нрав) – это учение о морали и нравственности. Впервые слово «этика» как термин использовал Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в определениях практической философии, в том числе в поисках ответа на вопросы о том, что нужно делать, чтобы поступки людей были правильными, гуманными. Этика и воспитание, представляющие собой нормы гуманности в отношениях между людьми, появились с древних времен. Главную отличительную черту добродетели в «Никомаховой этике» Аристотеля определяет в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности, по его мнению, это – пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие – есть этическая добродетель. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т. д.

История этических процессов, возникающая из национальных и общечеловеческих начал, восходит к далеким временам. Начиная с первобытнообщинного строя, человеческие нравственные взаимоотношения людей были связаны с выполнением семейного, общественного, религиозного и традиционного долга. В древнем Египте, Греции, Индии, Китае, в средневековой Европе появилось множество литературных, дидактических трудов об этике как особо важной форме общественного сознания, отношения и поведения. Духовное наследие древнетюркского народа отражает высказывание «Хороший характер – половина человеческого счастья». Необходимо отметить восточное поучение «Кабуснаме» (ХІ век) персидского писателя Кабус, опубликованное в последние годы на казахском и узбекском языках, отразившее духовное наследие наших народов. В рассказе легендарного мудреца Лукпана Хакима говорится о беседе, в которой на вопрос царя своему визирю: «Какого человека народ всегда и везде принимает хорошо?», – был получен ответ: «Вежливого человека» (Румановская Е.Ю. Кабус-наме. Избранное – Спб.: Диля, 2002).
Понятие «этика», аль-Фараби толковал, как процесс взаимосвязи трех положений: 1. Чистый характер; 2. Чистое намерение; 3. Чистая душа. В данном треугольнике понятие «чистое намерение» указывает на то, что внутренний облик личности должен быть кристально-чистым. (Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата: Гылым, 1973).

Произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В них казахский просветитель критикует патриархально-феодальные обычаи, предрассудки, пропагандирует народную мораль, выражающую идеи социального прогресса. В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы. Образованность, развитие умственных способностей, культурность у Абая — это те критерии, по которым можно оценить поступки, поведение людей. Все, что противодействовало просвещению народа, его экономическому и духовному развитию и поддерживало невежественные обычаи, осуждалось и обличалось поэтом-мыслителем. Отсюда и особенность произведений Абая, посвященных проблемам морали. Они обычно начинаются с критики господствовавших ее норм: невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других. Абай гневно осуждает современное ему общество, в котором даже дружба между людьми основана на корысти. Здесь, говорит Абай, стало обычным, когда:
Друг нашептывает: «Коль не дашь, я готов
Перекинуться в стан твоих лютых врагов.
Не могу ж тебя я обслуживать даром!
И рассоримся мы до скончания веков».
У Абая вызывали отвращение такие уродливые явления, когда «сын продает отца, брат — брата». Он возмущался тем, что потеряно взаимное доверие между людьми, они следят друг за другом, господствуют среди них вражда и ненависть. В этом мире, говорит просветитель, «человек рождается плача, умирает сердясь. Не видя счастья, преследуя друг друга, хвастаясь друг перед другом, теряем мы бедную жизнь, ее губим непристойными поступками, пренебрегаем ею, как песком, как гнилой веревкой, а когда она подходит к концу, то плачем и не можем купить один день жизни за все свое состояние». Абай утверждает, что если у людей дружба построена на расчете, то вражда между ними происходит только из-за «зависти и неуживчивости». В почете не умные, честные, добрые люди, а те, кто имеет богатство, нажитое бесчестными способами. В стихотворении «Осел» поэт-мыслитель подмечает, что, пока осла грузили золотом, его почитали, гладили даже тогда, когда он бил людей ногами, кусал их. Но как только с него сняли золото, люди перестали его почитать и стали возить на нем навоз. В данном случае Абай в сатирической форме выразил мысль о том, что в обществе, основанном на неравенстве, единственным мерилом определения достоинства людей является богатство. «Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает современников всячески избегать эти пороки. Он особенно ненавидит леность и безделье, считая их великим злом, портящим нравы людей, и источником всяких других отрицательных поступков. «Каждый лентяй—трус и бессильный,— пишет Абай.— Бессильные же бывают трусами и хвастливыми. Хвастливые и трусливые бывают глупыми и невежественными. Из лентяев выходят бессовестные, бесстыдные попрошайки. Они бывают обжорами, неукротимыми, неумными, неумелыми, человеконенавистными». Перечисленным выше пяти порокам Абай противопоставляет и возвышает пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту», которые настойчиво предлагает поддерживать и развивать. По своему социальному смыслу эти моральные качества выражают стремления прогрессивной части общества, у которой трудолюбие и упорство сочетаются с добротой и разумностью. Абай делал все, чтобы воспитать молодежь волевой, трудолюбивой, готовой к преодолению любых препятствий на пути изучения науки.

Идеи этики в народной педагогике. Основы народной этики казахов заложены кочевыми условиями возникновения и жизни общества номадов. Этика номадов выступает показателем способности людей жить в мире и единстве. Обычно каждый из нас, встречая вежливых людей, отзывается о них следующим образом: «девушка из воспитанной семьи», «вежливый ребенок», «дисциплинированный человек». Этика – совокупность этических требований к человеческому характеру. Основная функция этики в обществе представляет собой регулирование соответствия личностных отношений к требованиям нравственности. В этом смысле этика относится к составной части культуры. В ходе формирования культуры признаки гуманного поведения превращались в требования этики. Меры этики не оглашаются специальными постановлениями и не являются ценностями великих людей. Правила этики отобраны из цивилизации и культуры. Поэтому этика создается без специального закона, народная этика – это неписанные правила.

На сегодняшний день, несмотря на процессы глобализации, каждая нация отличается своей историей, своим языком и культурой, национально-специфичной этикой. Вышеназванные 12 нравственных качеств, являющиеся основой этики согласно Аль-Фараби, находят место в концепции, указанной в программе Главы Государства Н.А. Назарбаева «Интеллектуальная нация - 2020», о приоритете развития способностей мышления молодежи в процессе становления интеллектуальной нации. В частности: 1) приобретение углубленных знаний; 2) профессиональное умение; 3) высокая квалификация; 4) служить национальным интересам; 5) опираться на понятие долга перед народом; 6) не забывать о вознаграждении за добрые дела; 7) использовать духовные ценности в профессиональной компетенции; 8) созидательность; 9) использование современных передовых технологий; 10) информационный прогресс индустриального процветания; 11) новые философские размышления; 12) быть высоконравственным и стремиться к совершенству [3]. Индикаторы названных 12-ти качественных показателей, которые дают возможность занять место в рядах 30-ти развитых мировых стран, являются источником функциональной грамотности.
В Х-ХІІ вв. во времена Караханидского государства в развитие этой мысли значительный вклад внес великий гений Жусуп Баласагуни, который описал образ вождя народа. Его произведение «;;тты білік» является путеводителем счастливой, богатой и благодатной жизни. Основной идеей дастана (поэтического произ- ведения) является наличие в каждой личности такого нравственного качества, как справедливость. Это первое учение, которое выделяет внутреннюю и внешнюю закономерности. Внутренняя закономерность – внутренний этикет каждой семьи, тогда как внешняя закономерность является государственным этикетом. Эти две закономерности должны быть в постоянной гармонии и взаимодействии. Второе учение – благосостояние. Его так же делят на внутреннее и внешнее. Внутреннее благосостояние каждой личности – это совокупность внутреннего интеллектуального потенциала. Внешнее благосостояние – это предметное богатство, как показатель внутреннего. Третье учение – здравомыслие, накопленное от внутреннего знания. Четвертое учение – довольствие, внутреннее и внешнее. Внутреннее довольствие – это довольствие внутрисемейными возможностями, а внешнее довольствие со- ответствует политическим, экономическим, культурным и социальным запросам общества.

 Выдающийся ученый средневековья Махмуд Кашкари, автор  «Собрания тюркских наречий»— словаря-справочника тюркских языков в своем словаре призывал к справедливости, чести, нравственности, доброте и этикету. Например: «Следуя по стопам отцов, даже хулиган изменится, Если станешь править народом, знаниями поделись с народом. Поспешное дело считай половинчатым делом, Поспешная растопка огня – считай потухшая головешка... Если к тебе зашел калека, принимай его как гостя, Не выгоняй из дома, но и не задерживай от пути. ... Будучи добрым, не будь гордым…». Такие мысли направляют людей к нравственным поступкам во взаимоотношениях.
 
Одним из основоположников идеи этики в педагогике является  Ахмет Яссави. Видя несправедливость в жизни современников и эгоизм людей, понимая важность чистоты человека на пути к просветлению, он оставил свой завет «Настало ужасно тяжелое время» как наследие будущему поколению. В своих хикметах Яссави говорил следующее: «Друзья, нет у народа доброты, Нет у людей морали. Нет стыда у представительниц прекрасного пола». Тем самым, указывая на снижение у женщин таких качеств, свойственных их природе, как почтительность, скромность, стеснительность, он призывал будущую молодежь к нравственности. В своих трудах великие мыслители Востока утверждали, что этика человека, может, как поддерживать, так и разрушать семейное счастье и благополучие.

Например, в трудах  собиратель устного народного творчества казахского народа Машхура-Жусупа Копеева (1858 — 1931) «Не будь во власти вожделения» преобладает философская идея, способная пробудить невежд: «Не осталось мыслей для раздумий, Проснись и соберись с мыслями. Послушай мои откровения, Пропустив через себя». Учеба и труд – спутники, К достатку и знаниям откроют путь.  Если жизнь не научила этике, Не теряй времени, обучая его!  Этими строками представлен алгоритм обогащения человеческого интеллекта для достижения этических норм. Разумеется, если человек не сможет накопить интеллектуальный потенциал из источников знаний, то целая нация не сможет достичь интеллектуального статуса. Сегодня данный труд имеет огромное значение в воспитании молодого поколения.

В творчестве Шакарима Кудайбердиева проблемы этики также передаются в стихотворной форме. Например, в произведениях «Стремление и ум», «Что такое человек?», «Беспричинное наказание или неожиданная смерть» обосновывается философская мысль: Если стремление и разум объединить, Не зависимо от того злая ли, добрая ли воля ими руководит, Благодаря ясному уму, Нет ничего недостижимого для него. Из этих строк заметно, что для достижения цели человеку одного лишь стремления недостаточно. Здесь преимущественно направление к этике, к познанию, чем к внутренним чувствам. Поэт посвящает свои стихи личности человека, который стремится к гуманизму соблюдению этических норм. Этика формируется от образа жизни человека и жизненного пути. «Чтобы сформироваться как хороший человек, велика роль не столько природы, сколько жизненных уроков», – говорил древнегреческий философ Демокрит. Следовательно, благодаря воспитанию можно достичь этичности. Самый ценный человек в обществе – нравственно воспитанный человек. Этичные люди – это бесценное богатство общества и его слава. Если в обществе этика будет на высоком месте, то будет высок его престиж, богато его благо. Даже бестактность одного человека может нанести вред обществу. В народе о таких говорят: «Ложка дегтя испортит бочку меда». Этика основывается на духовной необходимости общества и служит как мощное средство объединения людей по их свойственным признакам и особенностям.

Итак, этика – общественный инструмент, связывающий людей на основе нравственности. Поэтому этикет человека проявляется в отношениях с другими, в манере поведения. В народе есть поговорка «Сказав, что он хороший, убедишься в этом, когда обратишься к нему». У казахов много пословиц и поговорок, выражающих нравственность народа, такие как: «Воспитать вежливого человека – честь для  народа», «Где нет вежливости, нет и уважения», «Если станешь великим, будь скромным», – все это является важнейшим направлением этического воспитания.
 Принципы и особенности национальной этики. В обществе человек распознается своим поведением, из которого видно каким человеком он является. Необходимо  уметь формировать принципы этики для того, чтобы найти свое место в обществе. Разумеется, настоящим человеком может стать тот, кто впитал в себя почтительность и этичность. Этичность не передается генетически от отцов к детям по крови, то есть человек не может быть этичным только потому, что он похож на своих пред- ков. Этичность развивается вместе с человеком. Человечность определяется такими личностными качествами, как честь, авто- ритет и величие. Основой всему этому служит этичность. Таким образом, человек должен основывать свой образ жизни и жизненный код на этичности. Этичность воспитывает характер человека, делая его полезным для общества. С этой точки зрения общественная жизнь людей связана с их гуманностью, а чувство гуманности начинается с этики. В целом, этика делает человека добрым и милосердным, благодаря чему даже общество становится милосердным. Когда-то у Лукпана Хакима спросили: «У кого Вы научились этикету?», он ответил: «У невежды. Я старался не повторять грубого поведения невежд». Таким образом, каждый человек может заниматься самовоспитанием, потому что все реализуется через воспитание. Воспитание в обществе основывается на дисциплинированности.

Следовательно, этика – это основа порядка, так как невозможно устанавливать порядок в обществе, где нет места этике. Более того, общество не может существовать, если в нем нет порядка. Поэтому, когда го- ворим, что «человек должен быть этичным» подразумеваем порядок в обществе. Будучи решительным в данном направлении и укрепив в себе этические принципы, человек станет самым нужным для общества, а если будет эгоистичен, не будет жить по принципам этики, то он в первую очередь потеряет себя. С появлением человеческого общества все должны считаться с желаниями, поведением и интересами друг друга. Как говорил Габит Мусрепов: «Скотина выращивает своего детеныша рядом с собой, дерево раскрывает свои листья на безветренной стороне, а человек растет под влиянием общества». Нормы этики были сформированы, как условные принципы регулирования нравственных взаимоотношений людей. Народ сохраняет свое естество через основу национальной этики. Особенность, оригинальность, универсальность казахского народа основывается на принципах этики. Казахская этика - это проявление хороших манер, принципы и правила, которы- ми руководствуется каждая личность. Этические принципы казахского народа считаются ценными нормами этики. Например: - Чистота сердца и мысли (намерения) человека. Общеизвестно, что не все действия человека результативны. Даже хорошо продумав свои действия, он может получить плохие результаты, или нечаянно допустив ошибку, может завершить свое дело с плохими последствиями. Поэтому, прежде всего огромное значение имеет чистое намерение человека. Человек с хорошими намерениями справится с любыми трудностями. Чистое намерение – это основной принцип трудов Ю.Баласагуни. - Умение прямо и справедливо выражаться во взаимоотношениях. В казахской этике воспитывали искренность и прямолинейность во взаимоотношениях с людьми, и это считалось источником преодоления своих плохих качеств.

Этика терпеливости всегда трактуется как образец соблюдения этики разума, сдержанности, терпимости. В народе говорят «Терпение - золото, приводящее к цели». Торжество терпеливости особенно заметно, когда человек оказывается в трудной ситуации. Суетливость обжигает, а терпеливость охраняет. Абай Кунан- баев говорил: «Поспешность приводит к сожалению, надо быть терпеливым», что олицетворяет образцовые поучения нравственности. Терпеливый человек обладает разумным здравомыслием.

Великий писатель Мухтар Ауезов говорил: «Можно терпеливо ждать, но время тебя не ждет». Когда дело требует целенаправленного решения, не уместно быть сдержанным, это считается беззаботностью. Человек должен отличать сдержан- ность от беззаботности. Неуместная сдержанность приводит человека к раскаянию. - Строить хорошие взаимоотношения между людьми разного этнического сообщества и социального уровня. Любая нация сможет быть в единстве с други- ми нациями в качестве равноправных коллег только при сохранении духовно-психо- логического облика и развитии национально-культурных благ. В связи с этим, наш народ, сохраняя собственное своеобразное бытие, открыт возможностям мирового образовательного пространства и извлекает для себя самое полезное.

Каждый член общества должен соблюдать нормы поведения, применяемые в со- циальной жизни. А эти нормы основываются на следующих убеждениях: считайся с обществом и соотечественниками, уважай их, если хочешь, чтобы другие относились к тебе хорошо, то и ты к ним так относись. - Умение быть вежливым и милосердным. Умение поддерживать этичные (культурные) взаимоотношения называют вежливостью. «Старшим почет, младшим забота» – говорят в казахском народе. Вежливость зарождается от добрых, светлых, милосердных, сострадательных взаимоотношений. Вежливости не учат, вежливость прививают. Родители и мудрые люди своей вежливостью к окружающим показывают образцовый пример нацио- нальной этики молодому поколению. Поэтому существует поговорка: «Если будешь дружить с хорошим, то достигнешь цели». Милосердие – признак проявления заботы, добра к человеку и природе.
Оно начинается с семьи. Для оказания милосердия инвалидам, недееспособным детям, человек оказывает им непосредственную благотворительную помощь, финансово поддерживая в тяжелых бытовых условиях. Конечно, все это делается в зависимости от милосердия, возможностей и собственного финансового положения. Благотворительная помощь сиротам, матерям одиночкам, людям с тяжелыми бытовыми условиями – это человеческий долг каждого гражданина. В народе говорят «Если увидишь сироту, опекай его». Народные традиции, сформированные как нравственные ценности, превратились в принципы человечества. Если эти принципы не будут выполняться, то социальные законы будут нарушены. Нарушение, невыполнение этих традиций показывает неразумность, безродность, мелочность, бессовестность личности.

- Умение разделять радость и боль других. Умение разделять радость и боль других людей – это одно из гуманных качеств человека. Нелегко делить чье-то горе, быть вместе в разных тяжелых ситуациях. Быть опорой в беде – это нравственный поступок. Конечно, все это должно исходить от чистого сердца. Это показатель моральности человека. - Воспитание с помощью духовных ценностей. Веками сформированная этика, словно духовная ценность, оберегает благородное имя «Человек». Экономика, культура, образование и социальное положение достигнут высокого уровня только тогда, когда такие понятия, как совесть и честь, справедливость и честность, милосердие и благотворительность, умение держать слово найдут твер- дое место в духовном сознании народа. Этика – духовное ядро жизни человека. Ее высокий показатель - это совесть. По убеждению Шакарима совесть, стыд и доверие - субстанция этики. Этикет закаливает характер человека и развивает такие качества как чувство стыда, проявление заботы, милосердие к людям, удовлетворенность, храбрость, внимательность, бережливость, опрятность, умение ставить себя на место других, любовь к человеку и желание оказать ему услугу, предотвращение зла и искренность. Культура, которая движется вместе с народом, является основой духовного развития человека. Согласно жизненному принципу «Не желай другому того, что не пожелал бы себе» человек не должен вредить ни себе, ни другому.

Вместе с тем, бессмысленная борьба с соперником, врагом отпугивает от человека удачу и счастье. В обществе задача, которая возложена на одного человека, непосредственно связана с задачей другого человека. В таком случае, для того, чтобы не вредить обществу, каждый человек должен стараться не вредить другому. То есть, нарушение одним челове- ком принципов этики обязательно окажет влияние на других. Если это приобретет общенародный характер, то общество окажется в тупике, поэтому, лишь соблюдая нормы и требования этики, человек сможет оправдать доверие общества. В народе говорили: «Если не можешь делать добро, то держись подальше от злодеяния, потому что злодеяние непременно найдет своего владельца». Кто-то спросил у мудрого человека: «Что шире неба? Что холоднее льда? Что роднее Родины? Что тверже железа? Что хуже сироты?». Тогда мудрец ответил так: «Шире неба - честный труд, тяжелее земли – бранить невинного, холоднее льда – таить злобу на всех, горячее огня – вредительство другу, тверже железа – настроение плохого человека, хуже сироты - сплетник». Благодеяние и злодеяние, жестокость и доброта, благочестие и злонамеренность, скромность и высокомерие, правда и ложь, прямодушие и зависть, доброжелательность и жадность, довольство и нена- сытность – качества, свойственные человечеству. - Скромность, щедрость и храбрость. Этичность и вежливость являются одними из главных принципов воспитания. Соблюдение этикета при любых ситуациях – положительное и располагающее качество.
Важными примерами этичности и скромности в нашем народе являются почет и уважение старших, обращение к ним на «Вы», и вместо имени говорить с помощью окончания «еке». Например, Казбек – Казеке, Даулет – Дауке или Бауыржан – Бауке. Такое окончание не встречается в других языках. Заметив это, в начале ХХ века известный русский  ученый Л.Баллюзек писал: «Вежливость, скромность казахов в их высказывании имен взрослых людей с помощью окончания еке (аке)». Обращение к старшим на «Вы» также является признаком этики. По казахским традициям женщины не обращались к мужьям по имени, а уважительно говорили «Ота;асы» (отец семейства), «;кесі» (отец). А также не называла по имени родственников мужа. Также, в нашем народе ученики никогда не переходили дорогу наставнику, всегда при встрече проявляли почет. Вместе с тем, когда не было хозяина дома, при отсутствии мужчины в доме не разрешалось останавливаться другому мужчине. Таковы были крепкие законы казахской степи. Все данные принципы - свидетельство настоящей этичности, скромности в казахском обществе. «Кланяйся до земли тому, кто кланяется, важничай перед тем, кто важничает», таким образом, степной народ считал скромность высоким признаком человечности. В общественной морали казахского народа определены следующие истинные человеческие отношения: равноправие и товарищество, взаимоуважение и поддержка близких. Именно эти требования заложены в основу правил поведения. - Умение прощать. Нелегко простить человека, который причинил тебе боль. Тем не менее, призывать людей к снисходительности в казахском менталитете является основным примером этики духовности. Поэтому, человек, который хочет ужиться в своем обществе должен подчиняться этому принципу. Особенность поведения казахского народа сформировано под влиянием окружающей среды, широкого степного простора, географического положения и быта.
Особенностями поведения казахского народа сформировалось под воздействием кочевого образа жизни. Во-первых, казахи, при отсутствии чрезвычайных обстоятельств, жили спокойно и свободно. Они считали, что спешка присуща шайтану. Такой характер был свойствен казахским женщинам. Во-вторых, казахи всегда беседовали не торопясь, стремились понять суть дела. Задача заключается не в том, чтобы говорить много или мало, а в том, что необходимо говорить со смыслом, «У девяноста слов должна быть краткая суть». В противном случае, разговор становится бессмысленным. В-третьих, во многих случаях казахи не сразу отвечали на поставленный во- прос. Они вели себя так, словно ничего не поняли или не услышали. Если собеседник не знал его характер, то мог подумать, что его не услышали. На самом деле это не так. Прежде чем ответить, казахи анализировали каждое слово. В-четвертых, казахи любили веселье. В-пятых, казахи не ходили пешком. Казахи очень высоко ценили лошадей. Лошадь служила транспортом, из кобыльего молока делали кумыс, из шкуры шили одежду. Казахи издавна улучшали породу лошадей. Скакун, хорошая жена, борзая собака, хваткий беркут всегда были мечтой любого джигита. В-шестых, женщины казахского народа, по сравнению с другими оседлыми на- родами Центральной Азии, участвовали в общественных сборах, весельях и айтысах.

 Казахи никогда неуместно не ревновали своих жен. В-седьмых, казахи были снисходительными, добродушными, они никогда не отчаивались, надеялись на хорошее. В-восьмых, казахи никогда никого не чуждались, всех принимали радушно. Пришедший в дом, кто бы он ни был, становился гостем. Казахи относились ко всем одинаково. В-девятых, у казахов не было ни вдов, ни сирот. Они никогда не бродяжничали и не просили милостыню. Ибо казахи заботились о своих сиротах и вдовах, не вынуждали бродяжничать. В-десятых, казахи по своей натуре – скромный народ. Их одежда, подол и рукава всегда были свободного покроя, потому, что она была удобной при кочевом образе жизни, ведь они садились и слезали с лошадей, сидели, поджав под себя скрещенные ноги. Они обладали добродушным, открытым характером, подобно необъятным степям. Казахи никогда не чувствовали себя скованно. Придавали значение каждому слову. Всегда придерживались правил этикета. В-одиннадцатых, казахи не злопамятны. Если их критиковали перед публикой, указывали на недостатки характера и унижали род, они всегда могли дать отпор. Если доводы оказывались верными, то они считались победителями. Если же про- игрывали, они не таили друг на друга злобу. В-двенадцатых, вид у казахов не суровый, приветливый, лицо всегда было от- крытым, они никогда не опускали шапку на глаза. Их рассудительность и добродушие были заметны по лицу.

Виды народной этики. Каждому народу в значительной степени присуща скромность. Они никогда не показывали грубый характер, умели проявлять этичность и деликатность в поступках, при общении и приеме пищи, при потчевании гостей и размещении их транспорта. Если человек не выполнял эти обычаи, как полагается, то его считали неучтивым. Слово «неучтивый» означает грубость, невоспитанность. Однако существовали и другие виды воспитания. Например, бабушки брали с собой своих внуков на праздничные мероприятия, чтобы они слушали мудрые рассказы, получали примеры и образцы поведения. У каждого народа по сравнению с другими народами существовало много видов этики, которые характерны только ему.
Этика приветствия. Этика приветствия формировалась веками. Приветствие взрослого человека и молодого, пешего и наездника, мужчины и женщины и т.п. – это показатель духовности, вежливости и культуры человека. Например, у казахов при встрече почтенного человека, младший, даже не зная его, обязан первым поздороваться – это традиция сформированная, как один из главных показателей этики. Путник, который приехал с далекой дороги обязательно приветствовал аксакалов и известных людей этого аула. Мухтар Ауезов в своем романе «Путь Абая» описывая момент прибытия друга Абая, образно показывает, как он здоровается сначала с аксакалами и его родными, а затем и с остальными присутствующими. Старшие, которые хорошо знают правила этикета, согласно казахским обычаям, приветствуют первыми, говоря «Когда с далекого пути приезжает шестилетний ребенок, шестидесятилетний старик приветствует его». Дружелюбие – главное условие вежливого приветствия. Правильное приветствие оказывает огромную помощь в формировании речевой этики. При встрече родителей и родственников мужа, невестка всегда делает поклон, проявляя свое почтение к ним. Молодая женщина при входе домой, стоя на пороге, смотря в сторону, где сидят взрослые, наклонив голову вниз и сгибая левое колено, делала поклон. Такое приветствие говорит о большом уважении и почтении. Это принимается как признак нравственности. По казахскому этикету человек, который проезжает верхом на коне возле юрты, должен был спешиться и поздороваться с хозяином этого дома. Хозяин дома в свою очередь должен был спросить у путника откуда он родом, куда путь держит и, конечно же, предложить отобедать. Проехать, не заехав в аул, считалось проявлением неуважения и невоспитанности. Такого неучтивого человека причисляли к вору, даже разбойнику. Поэтому известного казахского поэта Жаяу Мусу, который жил в девятнадцатом веке назвали.

 Согласно казахским традициям, каждый всадник, встретив старца на своем пути, здоровается с ним, спешившись с коня. Человек, который едет на автомобиле, также выйдя из машины, здоровается с пожилым человеком и спрашивает, не нужна ли ему какая-нибудь помощь, в случае необходимости оказывает ее. При приветствии незнакомых людей также сохраняются традиционные правила. Когда незнакомый человек подходит к юрте, люди которые сидят возле дома обращают внимание на него, ожидая от него приветствия. Люди, сидящие возле дома, встают с места и протягивают руки. Вставать с места тоже является одним из важных частей приветствия. В казахских аулах приветствие друг с другом совершенно незнакомых людей считается одним из хороших качеств. Как правило, в момент встречи со старыми людьми женщины здороваются следующим образом: «В добром ли вы здравии?» Старые люди отвечали: «Спасибо, айналайын, потихоньку живем». Сверстники-мужчины здороваются, пожимая друг другу руки, а друзья, которые долго не виделись, здороваются обнявшись.
Этика гостеприимства. У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит «Когда гость приходит, счастье в дом приводит!». Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Гость делится новостями и ведется приятная беседа. Если гость творческая личность, то играют на домбре, поют песни, а если же он поэт или жыршы, то в дом, куда приехал гость, собирается весь аул, чтобы порадоваться ему. Поэтому казахи ничего не просят у гостей кроме «Конак каде», означает просьбу к гостю спеть песню, рассказать о чем-то интересном, сыграть на домбре. Утром и вечером, когда скот отправляется на пастбище или возвращается оттуда, аксакалы, взобравшись на холм возле дома, смотрели по сторонам и вели беседы. Если они замечали путника, то, посадив одного из молодых парней на коня, поручали догнать его и спросить кто он, куда едет, какими новостями может поделиться. Данная ситуация отражена в пословице «Холм во дворе тоже самое, что оседланный конь». Гостеприимство, прием гостей – главная черта казахской культуры и казахских обычаев.

В суровых степных условиях традиции гостеприимства имели огромное значение и способствовали установлению хороших отношений между разными ро- дами, а также сглаживали конфликты и препятствовали их появлению. Некоторые признаки этой традиции заняли место в словаре Махмуда Кашкари «Словарь тюркских языков». Например, «Твой красивый и богатый чапан доставляет удовольствие только тебе, вкусную еду отдай другим, уважай гостей и пусть слава о тебе распространяется среди народа». Жусип Баласагуни в своем дастане «Благостные знания» тоже уделял особое значение гостеприимству: «Когда ты задумал гостей к себе звать, Зови без отсрочки и дело наладь». «Должны быть готовы дом, утварь, посуда, Сиденья, подушки, продумай все блюда». «Вся пища должна быть чиста и вкусна, Чтоб гости с охотой все съели до дна». «Когда поедят, принеси для гостей Сушеных и свежих плодов и сластей». Для гостя как правило режут барана. Отварное мясо обычно подавалось в плоском блюде «табак». Правильно подать табак – это целое искусство. Каждый табак должен был соответствовать возрасту гостей, их общественному положению, родственным отношениям. Табаки с мясом делились на главный, почетный, для зятя, для снох, для молодежи, простой. На каждый табак выкладывали определенные части мяса.  Человеку преклонного возраста подавали голову и тазобедренную часть, зятю плечевую кость, грудинку детям – уши, голень, молодым женщинам – неба, язык. Конечно, не все гости одинаковы. У казахов для этого существовали следующие определения: а) Случайный гость. Незнакомый путник останавливается в любом доме. Его принимает хозяин дома, угощает его и пускает ночевать; б) Официально приглашенный гость. Это гость, который приглашен специально. Конечно, такому гостю оказывают особое почтение; в) Почетный гость. Взрослый, уважаемый человек; если по дороге останавливается в одном доме, то он считается почетным гостем этого дома; г) Неприглашенный гость. Это не путник, а выходец из аула. У него нет каких-либо целей, он только ходит из аула в аул, из дома в дом, угощаясь в одном и оставаясь ночевать в другом доме. До исламской религии мысль о том, что необходимо оказывать гостеприимство исходит из тенгрианской религии. Считалось, что в числе этих гостей может находиться «Кыдыр». Пословица «Один из сорока человек» потому и существует. Кыдыром считали легендарного степного пророка, святого в образе человека, приносящего встретившимся с ним людям счастье, богатство. Иногда его называли «Сорок чильтанов». Казахи с пожеланием «Доброго пути, пусть сопутствует Кыдыр Ата!» отправляли в путь своих близких.

Старый казахский обычай, что «Каждый гость приходит со своей долей хлеба» принимается как один из признаков приличия.
Этика милосердия. Проявление человеком великодушия окружающим, природе является признаком чистого сердца и человеческой ценностью. Доброжелательный человек, чутко чувствуя, любуясь, любя человеческие ценности, явления природы, окружающую красоту заботится о ней, совершает благие дела, дополняет, красит ее. Родительская ласка показывает их силу, счастье, принципы, желание жить. С помощью ласковых слов «золотой мой», «ненаглядный мой», «душа моя», «солнце мое», «жеребенок мой», «ягненок мой», «ясный мой свет» и др. родители активно развивали нравственные чувства, чувства любви у ребенка, порождая чувства с возвышенности национального воспитания. Родительская забота безгранична. Мать ничего не пожалеет ради ребенка, готова даже жизнь отдать, любит, говоря, что «дети – самое дорогое». Заботливость хороших людей можно увидеть в их отзывчивости. Добро и доброта – ценные признаки благодеяния. Каждый народ воспитывает своих детей добру, чувствам, вдохновляя совершать благие дела. Любовь родителей к внуку особена. Традиции, яркие человеческие чувства, духовная гармония и безграничная любовь показывают «возвышенную» заботу и любовь между родителями и внуками. Национальные традиции, сохранив это прекрасное чувство, повышают ее престижность. Милосердие – кредо деликатности народа. О такой особенности милосердного, гостеприимного народа знает все человечество.

Этика гуманности. Гуманность – прекрасное проявление беспрекословного вы- полнения принципов искреннего почтения священных жизненных законов, присущих национальной личности. Только благие намерения, проявление добра к людям, забота о природе, и вера в хорошее являются признаками гуманности. Не проявлять злость, не сплетничать, творить добро и приносить пользу словами и действиями – это характерные особенности поведения духовно воспитанного человека. Умение сохранять чистоту тела и души ценное качество человека. Чистота мыс- ли, речи, действия, одежды, постели, комнаты, рабочего места и т.д. - все это говорит о моральном облике человека. Беспрерывный полезный труд в жизни человека говорит об его гуманном качестве. Внимательность, ответственность, единодушие, усердие, чистота, коллективизм и единство в труде и т.д. - все это показывает сознательные качества гуманности. Порядочность - яркий облик национальной культуры. Народ, воспитывая молодое поколение гуманности, приучает их беспрекословно выполнять законы, традиции, задачи и долг. Гуманность – яркий облик нравственности. Вера в жизненные законы, в его волшебную мощь, умение показывать в жизни принципы веры являются особенностью гуманности. Гуманность - это яркий пример воспитания, национальное кредо каждого народа.

 Этика здорового образа жизни. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное  развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Здоровая личность не говорит лишних слов. Чистота языка, ясность речи, значение красноречия - светлый луч здорового образа жизни. Здоровая личность не пьет спиртное, держится подальше от азартных игр. «Ключ ко всем грехам – в пьянстве». Человек, ведущий здоровый образ жизни воздерживается от любых опьяняющих напитков. У здорового человека ясное сознание, действия четкие, он умеет подчинять тело душе благодаря своему самообладанию. Здоровый человек не играет в азартные игры, он борется с «пристрастием». Народ направляет к здоровому образу жизни молодое поколение, говоря им, что «Азарт требует платы», «Не следуй за испорченным человеком, не поддавайся забавам». Народ, держа подальше от курения и наркомании свою молодежь, использует следующие лозунги: «Табак – чужд твоему происхождению», «Водка не свойственна твоим предкам», «Не мучай себя, не окуривай легкие», «Дым, попадающий вовнутрь – гибель», «Курение лишает всего», «Курение забирает зубы, алкоголь забирает силы» и доказывает, что курение это не здоровый образ жизни. Чистота тела – результат чистоты души.

Этика патриотизма. Национальные особенности каждого народа, национальные традиции и культура радуют душу и озаряют светом облик личности. Поэтому, нет человека, который не любил бы свою нацию. Пословицы «Пусть крылья отпадут у того, кто не любит свой народ», «Если пить яд, то вместе с родом», «И в огонь и в воду за Родину», «Герой рождается для народа, умирает ради народа» отражают культуру патриотизма. Любящий свою нацию, в первую очередь высоко ценит родной язык, любит национальную литературу и культуру. «Родной язык – мое богатство. Сознание, знание, гордость» пишет он, говоря об уважении родного языка. Патриотизм – это национализм, то есть, не личность, которая, любит только свою нацию и относится с неприязнью к остальным, а престижный признак личности, хорошо освоившей настоящие нравственные качества. Движущая сила патриотической личности – национальная гордость. Национальная гордость – национальное качество, формированное с помощью многовековой героической борьбы и упорного труда отважного, милосердного, доброжелательного, творческого народа.

Этика мастерства. Каждый народ – творческий народ. Каждый человек, имея склонность к какому-либо виду искусства, будь то искусство рукоделия, пения, поэзии, сказания эпосов и дастанов, охоты, спорта, танца, музыканта и др., развивает свое мастерство, выбирая вид искусства по своей способности. Прикладное искусство осваивается каждой девочкой. Старые и современные виды ювелирного искусства прославляют имена талантливых людей. Мастерство вязания, ковроткачества, плетения кружева, валяния кошмы, вырезки узоров, шитья одежды, вышивки осваивались каждой казахской девушкой. Академик Бартольд говорил: «Я чувствую, будто казахская степь поет». Абай Кунанбаев своей фразой как бы ответил: «Вздорная песня лишь ранит слух, мудрой упьешься - и станешь мудрей» отмечает, что ценность искусства пения зависит от песни и ее исполнения. Искусство пения – священное искусство. Искусство исполнения кюев, танца есть в природе каждого человека. Развитие «процветающего» искусства – национальная задача. Быть искусным – престижный признак этики.

Семейная этика – доминанта всех культур. Семья – ячейка человечества, именно в семье человек с момента рождения  получает азы семейной этики. Невозможно сравнить влияние и силу воздействия семьи с каким-либо другим явлением в жизни, так как ничто не может заменить родительское воспитание. Поговорка «Воспитание начинается с колыбели» определяет роль семьи в воспитании. Несмотря на разницу в возрасте, между членами семьи существует духовная близость, единство цели. Как у любого социального организма имеются свое производство, внешняя и внутренняя политика, символы, бюджет доходов и затрат и т.д., также и в жизнедеятельности каждой семьи имеются схожие стороны, ей тоже необходимо руководство и управление. По этой причине особое значение придается структуре семьи, сохраняется ее значимость, воспитывается необходимость защиты чести семьи, сохранению ее секретов и честному отношению друг к другу. В семейной культуре формируются свойственные каждой отдельной семье собственные законы и принципы, которые могут не встречаться в другой семье. Поэтому понятия как «отцы, просватывающие своих детей с колыбели», «перекрестный сват» говорят о том, что дети общающихся между собой людей подчинены одной этике. Значение слов «Очаг начинается с семьи» заключается в этом. В процессе укрепления семьи перед родителями стоит ответственная задача подготовки детей к созданию собственной семьи. Создание прекрасной, дружной семьи, яркого будущего, жизнь в любви и гармонии во многом зависит от воспитания, полученного в семье. Народ, многое повидавший на своем веку говорит: «Что видел в гнезде, то и будешь ловить, когда вылетит», «Глядя на мать, бери дочь».

Основа, ядро семьи, источник великодушия – женщина. Эта женская роль развивается душевностью отца семейства по отношению к обществу, любовью детей к своим родителям, заботой и стремлением познать душу матери. Естественно, если женщина не только исполняет свой материнский долг, но и живет со своим супругом в мире и согласии, то растет уважение к ней. Надо помнить, что отношение жены к мужу определяет мнение детей об отце. Это является источником вежливого отношения в семье. Следовательно, мнение детей об их отце складывается в зависимости от поступков, манеры поведения, отношения их матери. Например, женатые люди не должны грубо, нецензурно выражаться и противоречить друг другу при детях. В противном случае, они потеряют свой авторитет перед детьми, и в будущем их дети, создав свои семьи, могут повторить их же ошибки. С этой точки зрения важно, чтобы мать говорила детям слова - назидания такие как: «посоветуйся с отцом», «отец знает», «слушайся отца» и др. К слову, в известной эпопее «Абай» есть поучительный эпизод. «…Проучившийся 3 года в городе Семей 13 летний Абай, как только слез с коня, направился к матери, чтобы поздороваться. Тогда мудрая мать Улжан сказала: «Сынок, вон там стоит твой отец, иди, поздоровайся сначала с отцом!». Как только он понял, что допустил ошибку, дав волю детским чувствам, Абай, резко повернувшись, направился в сторону, где стоял отец Кунанбай». Мухтар Ауезов показал это, не только чтобы изобразить обычай народа, но и потому, что это имеет высокое воспитательное значение.

Этика прощания. Традиции прощания с человеком, который собирается в путь с намерением увидеться вновь, означают пожелания доброго и счастливого пути. Поэтому в этике прощания с человеком основное значение придается благословению. Слова «Да благословит Аллах твой путь», «Возвращайся здоровым» посвящаются людям, отправляющимся в далекий путь. В нынешнее время такие слова можно услышать от старцев, прощающихся со своими близкими, сыновьями, внуками. Этика прощания отличается в зависимости от того, в долгий или короткий путь собирается человек. В повседневном обычном прощании с человеком произносятся знакомые слова как «До свидания», «До скорой встречи», а также не формальные слова как «Пока», «Увидимся». Человеку, собравшемуся в долгий путь, говорятся такие напутствия как «Доброго пути», «Возвращайся здоровым», при этом мужчины прощаются, пожав друг другу руки, а женщины обнимая друг друга. Проводы человека в далекий путь перерастают в праздник. Этот праздник называется «Шыгарып салу», то есть «Проводить в путь».