Хронология пророков и пророчеств ч. 24-1

Владимир Бровко
                ч.24
                Святой Тарасий
                Тарасий (патриарх Константинопольский)

    Патриарх Тара;сий (греч. ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; довольно известная  в  истории личность. Основные  этапы его биографии таковы: родился ок. 730 — скончался 25 февраля (1 марта) 806 года) — 79-й Патриарх Константинопольский  с 784 года.
    Забегая наперед, вынужден прямо сказать, что в сравнении со всеми ранее описанными мною христианскими пророками более бесчестного и греховного патриарха!, я пока  не встречал.
    Но вот, что интересно не смотря на многочленность тяжких грехов совершенным Тарасием в своей  жизни он в христианской церкви почитается святым! В связи с чем в Православной церкви его поминают  25 февраля (9 марта) в високосный год или 25 февраля (10 марта) в не високосные годы, и в Католической — 18 февраля, ранее 25 февраля.
     В связи с этим  и другими обстоятельствами  наше повествование о св. Тарасии будет в виду большого объема разделено на две части. А начну  я излагать биографии. и деяния  св. Тарасия  тоже традиционно - с его жития.
                Жизнеописание
         А там написано вот, что: "Во время реакции против иконоборчества Тарасий, имевший знатное происхождение, занимал должность секретаря императрицы Ирины и был значимой фигурой в делах управления империей.
       В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной было организовано избрание нового Константинопольского патриарха вместо умершего в 784 году Павла.
        При обсуждении кандидатов на организованном Ириной собрании в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом.
        Ирина сама желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается») и он согласился, произнеся продолжительную речь о необходимости проведения Вселенского собора".
      Дале в истории всего восточного христиаства происходит беспецендетный случай, когда  "рядовой мирянин", по распоряжению империатрицы Ирины за неделю срока!  проходит путь от монаха низшей степени посвящения до избрания его Константинопольским Патриархом!!!
     Так  25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова  был поставлен Константинопольским Патриархом наш Тарасий.
        После этого Тарасий, по тогдашней традиции представления другим главам христианских церквей, разослал им изложение своего вероисповедания  — «…отправил в Рим соборные послания и книгу своего вероисповедания, которая и принята папою Адрианом».
     Но, это все игры "церковной дипломатии" и ничего более не означавшие для всех участников ибо между Римом и Константинополем уже велась тайнай религиозная война!
     Более важным был тот факт, что дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына Константина и самого Тарасия.
         На состоявшемся в 787 году в Никее Седьмом Вселенском соборе Тарасий был председательствующим и отстаивал восстановление икон почитания!
          А вот далее жизнь Тарасия  усложнилась поскольку он по должности вынужден  был  принимать непосредственное участие во всех дворцовых переворотах и сведениях счетов между представителями   царствующей  династии, а иногда и поддерживать и заговорщиков!!!
     Так в правление императора Константина VI (Слепого) Тарасий вначале отказался расторгнуть его брак с Марией Амнийской, внучкой праведного Филарета Милостивого, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей.
       Император попытался обвинить Марию в попытке отравить его. Патриарх заявил, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние.
       Позднее под давлением императора Тарасий согласился на постриг Марии и император смог вступить в новый брак со своей фавориткой Федотой и даже короновал её..
      С воцарением Ирины (свергнувшей и убившей  своего сына императора Константина VI )  Тарасий продолжил возглавлять церковь и по словам жития: высокопаным но не реальным словам «пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное своё стадо». Как он пас "свое стадо мы увидим далее.
      Но   в "церковном седле" -на троне патриарха Тарасий сидел уверено и не смотря на все  войны, заговоры и смены династий  управлял Церковью ровно  22 года.
      Под конец  жизни св. Тарасий стал страдать неизвестным  нам  психическим заболевания. Очевидно ему как и в свое время Борису Годунову  " виделись кровавые мальчики".
      И об этом  в его Житии толерантно так  сказано. что, перед смертью бесы, напоминая его жизнь с самой юности, усилено укоряли его за  совершенные им бесчисленные и тяжкие грехи......
     Скончался Тарасий 25 февраля 806 года после мучительной болезни и как вспоминали его современники -нераскаявшимся грешником.
     Был погребён в устроенном им же особом монастыре на Босфоре.
   Вот примерно так, в головы  современных православных, да что там современных и всех предыдущих поколений, на протяжении 1200 лет вкладывается дезинформация под видом "красивой легенды" о св. Тарасии!
    Но спрашивается а откуда  христианские писатели  " черпали сведения о биографии св. Тарасия!?  И тут оказывает есть у них один источник -Житие Тарасия, патриарха Константинопольского!
 Причем  историки разных времен ,школ и направлений  а просто произвольно списывают  этот текст "жития", как правило  без всякой  критической переоценки его содержания  на основе подлинных исторических документов того времени!!!
            Потому  мы с вами в нашем поиске истины пойдем  другим путем.
    А именно взяв  за основу биографии св. Тарасия  его " Житие"  перепроверим его с особой  тщательностью, чтобы  за  приписанными Тарасию "добродетелями и заслугами" мы  смогли увидеть подлинный облик нашего героя повествования!

              Житие Тарасия, патриарха Константинопольского

   "Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, ро­дил­ся и был вос­пи­тан в Кон­стан­ти­но­по­ле, где по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние.
     Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра".
   Тут мы остановимся чтобы  навести исторические справки о личностях им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той императрицы Ири­ны (797–802;
  Ведь зная о них мнение х историков  нам будет значительно легче понять то о чем пишется в "Житии" св. Тарасия! И отделить там правду от лжи!
    И начнем  с описания биографии императрицы Ирины! Поскольку  именно она в нашем повествовании есть главной движущей и направляющей силой для  большинства  упоминаемых  исторических персонах!!!
       Вы уважаемый читатель усаживайтесь поудобнее перед вами монитором, заварите себе чайку по крепче и приготовитесь к "погружению" в кровавую историю средневековой Византийской империи.
     Где вопреки описаниям разных  христианских писателей увы  не было места никакой православный христианской святости и христианскому  образу жизни  на основе  учения Иисуса Христа.
    А была  непрекращающаяся на протяжении последних почти 1500 лет борьба за власть, деньги и призрачную славу "Византийского императора" особенно ярко показанная на примере борьбы за трон византийского императора!
   Итак Ирина (греч. ;;;;;;; ок. 752 года — 9 августа 803 года) — византийская императрица из Исаврийской династии.
   Стала первой женщиной в истории Византии, правившей самодержавно в 797—802 годах!!!
     Но вначале она вышла замуж за  императора Льва IV Хазара в 768 году, после его смерти в 780 начала править как регент при своём малолетнем сыне Константине VI.
      Когда сын повзрослел и стал претендовать на самостоятельное правление, Ирина ослепила его а заем организовала и его убийство, в итоге  ей удалось захватить  при непосредственной помощи Константинопольского патриарха Тарасия всю  самодержавную власть в Империи!
    И тем не менее, даже  грех  детоубийцы в глазах церковных иерархов восточных христианских церквей  не  явился препятствием в признании Ирины - СВЯТОЙ за восстановление ею  иконопочитания икон. А сделано это было уже  на Втором Никейском соборе.
    А  вот начало жизни нашей Ирины увы ничего подобного ей не предвещало ибо  родилась около 752 года в Афинах и рано потеряла родителей.  А будучи сиротой, воспитывалась в семье своего дяди, патриция Константина Сарантапекоса, который предположительно был стратегом (военачальником) в местном округе. Выросшая в провинциальных Афинах Ирина, как отмечает Шарль Диль, "была набожной", но одновременно отличалась и чрезмерной пылкостью женской страсти.!
                Брак со Львом IV
     В 768 году византийский император Константин V выбрал Ирину в жёны своему сыну и наследнику Льву:
     1-го числа сентября, 8-го индиктиона, Ирина отправилась из Афин, и от Иерии плыла в царствующий град на многих быстрых кораблях и других суднах, украшенных шелковыми материями, и её встретили и сопровождали знаменитейшие граждане с своими женами; а 3-го числа сентября в церкви Фары патриархом явившимся во дворец совершено обручение царя Леона с тою Ириною.
    17-го декабря она в зале дворцовой венчана в царицы, и пришедши в молитвенницу святого Стефана в Дафне приняла брачный венец с Леоном, сыном Константина.
     Ирина, будучи сторонницей иконопочитания, в период правления её свёкра-иконоборца скрывала свои убеждения.
    Перед свадьбой она по требованию Константина дала клятву, что никогда не признает икон и не будет им поклоняться, как привыкла в Афинах!
    И как сам  уже знает читатель  обманула и стала  клятвопреступницей!!!
     От брака со Львом у Ирины 14 января 771 года родился её единственный сын Константин, ставший последним представителем Исаврийской династии.
       После смерти в 775 году императора Константина его сын стал византийским императором Львом IV.
      С этого времени Ирина стала влиять на своего мужа в области смягчения политики иконоборчества.
      В этот период Лев пользовался симпатиями ранее гонимых иконопочитателей. В 776 году на константинопольском ипподроме толпа, довольная не только религиозной политикой императора, но и уменьшением налогового бремени, потребовала от Льва короновать его малолетнего сына Константина.
     Император согласился на то. чтобы и в день Пасхи была совершена торжественная церемония, участницей которой стала и Ирина:
…в великое воскресение пасхи 14 индиктиона, при первой заре царь с патриархом вышел на гипподром; принесли антиминс, и в присутствии всего народа патриарх совершил молитву и царь венчал сына своего; потом два царя с двумя кесарями и с тремя светлейшими шли в великую церковь. После шествия царей, шла и царица Ирина; пред нею пажи несли скиптры; в медные врата вошла она в оглашаемую часть церкви и не восходила на средину амвона.
— Хронография Феофана, год 6268 / 768 (776)
     Историк А. В. Карташёв считает, что это было триумфом Ирины, обеспечившей своему сыну титул императора, но при этом из-за зависти братьев Льва с этого момента стали ухудшаться её отношения с мужем, который вновь стал угождать партии иконоборцев.
       Ирина окончательно впала в немилость в 780 году после того, как Лев обнаружил в её спальне две иконы, которые были спрятаны под подушкой.
      От опалы Ирину избавила смерть её мужа: 8 сентября 780 года император Лев IV скончался.
      Его кончина обросла легендой: «как величайший любитель драгоценных камней, он похитил венец из великой церкви и носил его. Карбункулы покрыли его голову; он впал в жестокую горячку и умер на пятом году своего царствования без шести месяцев».
      Причиной смерти по одной из версий стал трупный яд от короны с головы императора Ираклия, извлечённой по приказу Льва из могилы, но ряд историков делают более вероятное предположение, что Лев мог быть отравлен Ириной.!
     Итак  за Ириной  на 780 г. уже числится два преступления - нарушена клятвы  данной императору и организации  убийства своего мужа!!!
        Для официальной  легализации своего правления  вдовствующая императрица объявила Регентство над малолетним ( 9 ktn) сыном Константином уже коронованным как император Константин VI!
      Но убийство императора Льва IV и захват власти в Византии  был только первым  планом заговорщиков стоявших за спиной императрицы Ирины!
      Ведь через 40 дней после начала регентства императрицы Ирины   в отношении членов Партия Иконоборцев во главе с пятью братьями покойного императора Льва  под предлогом раскрытия  политического ЗАГОВОРА по свержению императрицы Ирины  были начаты массовые репрессии.
      В итоге основные "участники партии иконоборцев" схвачены, подвергнуты бичеванию и сосланы.  А  вот братья Льва были также пострижены в монашество и рукоположены; в сан дьяконов и священников.
     25 декабря 780 года на праздник Рождества Христова Ирина заставила их при народе служить в храме Святой Софии, чтобы лишить каких-либо притязаний на престол.
      В этот же день, по словам Феофана, Ирина вернула в храм корону, ранее изъятую её мужем.
     После чего Ирина начала открыто высказывать поддержку иконопочитанию: возвращались из ссылок монахи, в Халкидон были торжественно возвращены мощи мученицы Евфимии, высланные Константином V.
      Заключив в 781 году вынужденный мир с арабами и одержав в следующем году победу над славянами в Греции, Ирина имея намерение на соединение Западной и Восточной частей Римской империи обручила в 783 году своего несовершеннолетнего сына с 8-летней дочерью Карла Великого Ротрудой!.
     Утвердившись у власти, Ирина начала вести дело к восстановлению иконопочитания.
      Но на этом пути было одно важное препятствие -Константинопольский патриарх Павел!
      Но для такой  правительницы как императрица Ирина и это была не помеха. В итоге  после ряда   придворных интриг  взволновавших высокопоставленных  константинопольских священослужителей в  784 году константинопольский патриарх Павел  вынуждено удалился в монастырь святого Флора, где  принял схиму и объявил о своём отречении от патриаршества.
     Послам от Ирины он высказал пожелание провести церковный собор: «если не будет вселенского собора и не исправится погрешность среди нас, то вам не иметь спасения».
    Сам  Павел  очевидно чтобы не передумал со своим отречением - "вскоре скончался", а сразу же после его смерти вопрос о почитании икон стал обсуждаться открыто, и было решено по этому поводу  провести новый  Седьмой Вселенский собор.
      И вот тут перед императрицей Ириной встал вопрос  кого избрать Константинопольским Патриархом, поручить ему проведение чтобы потом подготовка к созыву вселенского собора!
  Так выбор Ирины пал на одного из ее чиновников некого Тарасия.   И так в нашем повествовании вновь появляется  св. Тарасий!!!!
      "В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной в 784 году было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла.
       При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом, а занимал должность асикрита (императорского секретаря).
     Ирина  тоже желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается»), а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора.
     Присутствовавшая во дворце оппозиция утверждала, что созыв Собора нецелесообразен, так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но голос иконоборцев был заглушён волей большинства.
    После этого Тарасия  быстро (экспресс методом!!!)  возвели во все степени православного священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен константинопольским патриархом.
       После этого избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания.
      А так же одновременно были разосланы  и приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе:
         27 октября 785 года был получен ответ папы Адриана, который позже с сокращением неприятных для константинопольского патриархата высказываний (касавшихся, в основном, главенства Рима в христианской Церкви) был зачитан на Соборе.
      Понтифик высказался, что считает возможным "восстановить иконопочитание" только на основании святоотеческого предания выдержку из которого он приводит в своём письме, но видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:
1.торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов;
2.предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов;
3.возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата;
4.неиспользование константинопольским патриархом титула «вселенский».
      В своём письме папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой.
    Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов.
      6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора.
     Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев:
        «Не допустим», — кричали они, — «чтобы вы отвергли догматы царя Константина; пусть будет твердым и непоколебимым то, что на своем соборе он утвердил и законоположил; мы не допустим, чтобы в храм Божий вносили идолов (так они называли святые иконы);
   если же кто осмелится не повиноваться определениям собора Константина Копронима и, отвергая его постановления, станет вносить идолов, то сия земля обагрится кровью епископов.»
     Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись.
     Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора.
      Под предлогом войны с арабами императорский двор был эвакуирован во Фракию, а верный иконоборцам гарнизон отправлен вглубь Малой Азии (якобы навстречу арабам), где ветеранам дали отставку и выплатили щедрое жалование.
    Константинополь был передан под охрану другой по составу гвардии, завербованной из Фракии и Вифинии, где взгляды иконоборцев не получили распространения.
Завершив подготовку к Собору, Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.
                Вселенский собор (787 год)
      В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею.
     Состав делегаций практически не изменился. От Рима были те же легаты; трёх восточных патриархов, не имевших возможности приехать из-за войн с арабами, представляли их синкелы Иоанн и Фома.[16]
    Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.
Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн.
  Собор провёл 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына.
     Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние.
     И лишь на четвёртом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.
 По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон:
   "Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, то есть предание кафолической церкви, от конца до конца земли приявшей Евангелие".
    После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины!
     Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре.
    К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

                Борьба за власть

Ирина, привыкшая за период регентства к самостоятельному управлению империей, не желала передавать власть повзрослевшему сыну Константину.
 Она продолжала обращаться с ним как с ребёнком, он жил отдельно от императорского двора и не привлекался к участию в вопросах управления.
В 788 году свадьба Константина с дочерью франкского короля Карла Великого расстроилась, несмотря на то, что, по свидетельству Феофана, он испытывал к ней симпатию.
Причины отмены свадьбы точно неизвестны.[20] Феофан сообщает, что в том же году Ирина послала войска на север Италии, чтобы воевать с франками, однако византийцы потерпели поражение.
      В 788 году, желая женить сына, Ирина организовала так называемый смотр невест, впервые введённый в практику византийского двора. Этот оычай был потом прямо заимствован и в Великом Московском княжестве а затем и Московском царстве!
     По стране были разосланы доверенные чиновники с набором требований для идеальной невесты, куда входили такие параметры,  рост, длина стопы, размер головы и, конечно, отношение к иконам в семье.
     По сути это  был  первый всемирный конкурс красоты "Мис Римская империя"!!!
     Из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святого праведного Филарета Милостивого.
     В 789 году был против Ирины  был   "устроен заговор" с целью передать всю власть Константину. Вернее, о разговорах среди ближайшего окружения Константина донесли Ирине, и она в качестве предупреждения возможной попытки переворота  предприняла жестокие меры:
      Арестованные заговорщики были подвергнуты пыткам, изгнаны или заключены в тюрьму; но что еще важнее, сам император был подвергнут телесному наказанию, как непокорный ребенок строго отчитан матерью и на несколько дней посажен под арест у себя в комнате!
     В 790 году Ирина попыталась отстранить своего сына от престола, заставив войска присягнуть в том, что, пока она жива, они не позволят ему царствовать.
     В армии между тем накопилось недовольство, скорее всего, связанное с неудачами в войне с арабами. Когда заставили присягать Армянский легион в сентябре 790 года, вспыхнул бунт:
    Воины не согласились присягать в том, что: «не признаем царем сына твоего при жизни твоей», но отвечали: «мы не будем ставить имени Ирины впереди Константина, но Константина, как и прежде, поставим впереди Ирины».
     Она послала Алексея оруженосца и друнгария стражи по прозванию Муселема схватить их.
     Но они, схвативши сами его, предложили ему быть их начальником, а Никифора патриция и военачальника посадили под стражу и провозгласили Константина единственным царем.
    Узнав об этом воины прочих легионов прогнали своих военачальников, и сами также провозгласили единственным царем Константина
— Хронография Феофана, год 6283 / 783 (790)
      Ирина уступила силе и, лишённая титула августы, поселилась в декабре 790 года на полном обеспечении в Элевферийском дворце Константинополя.
      Но и эта  опала Ирины продлилась недолго.
      После ряда военных неудач в походах против болгар и арабов Константин под влиянием сановников решил вернуть матери в январе 792 года титул августы и разрешил проживать в императорском дворце.
      Восстановив своё положение, Ирина всё же желала прежней самодержавной власти.
     В течение пяти лет она тщательно готовила смещение своего сына, дискредитируя его в глазах народа, армии и церкви.
      В июле 792 года Константин во главе византийской армии был разгромлен болгарским ханом Кардамом во Фракии.
      В войске и народе заговорили о необходимости избрать императором Никифора, дядю Константина.
       В качестве упреждающей меры Константин в августе ослепил Никифора и приказал вырезать языки у братьев Никифора.
     По предложению Ирины был ослеплён также (на всякий случай) военачальник Алексей Моселей, тот самый, который устроил переворот 790 года и находился в опале из-за очередного бунта Армянского легиона (по причине возвращения Ирине титула августы).
    Своей жестокостью Константин окончательно лишил себя поддержки в армии. Более того, среди армянских войск разгорелось восстание, которое пришлось усмирять силой. Смутой в Византии воспользовались арабы, захватив без боя несколько крепостей.
По предположению Феофана, главным действием Ирины по дискредитации сына стала поддержка его любовной связи с Федотой, одной из придворных дам.
Константин, не любивший супругу, в 795 году уговорил Марию принять монашество, а сам женился на Федоте и даже короновал её (чего Мария не удостоилась).
    Событие вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отложился от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии.
Константин высек и сослал монахов, при этом Ирина выступала в их защиту, завоёвывая расположение в церковной среде.
     Ирина поспешила ускорить ход событий, когда в 796 году у Константина родился сын.
    Младенец вскоре умер, но заговор вполне созрел.
     17 июня 797 года военачальники столичного гарнизона выступили против Константина, однако тому удалось бежать через залив, где к нему стали стекаться верные войска.
      Ирина обратилась к своим сторонникам в окружении императора с прямой угрозой их выдать, если они не предпримут решительных действий.
    Заговорщики схватили Константина ранним утром 15 августа и сразу же переправили через залив в Константинополь, где в Порфировой спальне Священного дворца, в которой император был рождён:
…в девятом часу страшно и безжалостно выкололи ему глаза по воле матери его и советников её, что он едва-едва не умер… Таким образом его мать сделалась единовластною.
— Хронография Феофана, год 6289 / 789 (797)
    Свергнутый император Константин умер если не сразу во время переворота, но вскоре после него. Его жену Федоту отправили в монастырь, где она родила сына, внука Ирины.
  Итак за Ириной  у нас  появляется и третье преступление- детоубийство!
    Так Ирина стала первой единодержавной женщиной на византийском престоле.
     В изданных ею Новеллах она величает себя по-мужски:
     «Ирина, великий василевс и автократор римлян», на монетах и парадных портретах изображается в пышных императорских одеждах.
     Но вот на Западе увы не признали за Ириной право на титул, посчитав, что престол наследия Римской империи стал вакантным.
     С самого начала своего правления Ирина начинает щедро одаривать монастыри, снижает налоги и таможенные пошлины, устраивает благотворительные заведения для бедных, чем завоёвывает любовь подданных.»  Многочисленные льготы, предоставленные монастырям, сделали Ирину в глазах монахов-хронистов благочестивой царицей, несмотря на ослепление ею сына.
   Но пока  Ирина наслаждалась императорской самодержавной властью в Константинополе стал готовится новый заговор по ее свержению.
       Придворные, понимая, что после смерти Ирины не осталось прямых наследников престола (братья Льва IV, постриженные в монашество и изувеченные, были сосланы Ириной в Афины), начали вести интриги в борьбе за власть:
     «Два патриция, Ставракий и Аэций, наперсники царицы, восстали друг против друга и уже явно обнаруживали вражду свою; оба они имели цель по смерти царицы доставить царство своим родственникам».[26] Борьба придворных обострилась в мае 799 года, когда Ирина заболела и «была почти при смерти».
      Римская церковь решила не воспринимать Ирину как законную главу Империи, благодаря чему появилась возможность передать императорский титул на Запад.
     25 декабря 800 года Карл Великий был коронован в соборе Святого Петра папой Львом III и провозглашён римским сенатом императором. Карл, убеждённый уговорами зависимых от него римских пап, считал, что стал императором единой Римской империи.
    На Востоке титул Карла не признавали до 811 года, его коронацию рассматривали как одну из попыток возмущения против законного государя.
    На Западе также не признавали императорский титул за правителями Византии.
      Карл решил утвердить свой статус браком с императрицей Ириной, что повлекло бы за собой возрождение Римской империи.  В Константинополь были направлены послы от Карла и римского папы просить Ирину «соединиться браком с Карлом, и чрез то соединить восток с западом».
    По словам Феофана, против этого брачного союза выступил патриций Аэций, управлявший делами империи после смерти Ставракия.
    Аэций намеревался (по версии Феофана) поставить императором после смерти Ирины своего брата.
      Сама Ирина открыто не возражала против брака, но планы Карла не были реализованы по причине государственного переворота, свергшего императрицу Ирину как раз в то время, когда франкские послы находились в Константинополе.

                Низвержение и смерть
В Лицевом летописном своде написано:
«Эта царица Ирина и её сын Константин позднее неправедно жили и не по своей воле отпали от царства»
Ирина была свергнута 31 октября 802 года в ходе заговора, организованного логофетом Никифором, ответственным за финансы империи («главный счётчик»).
     Он вместе с сообщниками привлёк на свою сторону начальников войска, распространяя вполне достоверный слух о возможном захвате власти патрицием Аэцием, которого Ирина сделала вторым человеком в государстве, но которого не любили и опасались из-за его деспотизма.
    Затем, окружив верными войсками императорский Элевферийский дворец с Ириной внутри, заговорщики провозгласили императором Никифора.
     И вот тут " как черт из табакерки"  на исторической сцене появляется и наш святой Тарасий!!!
      И вы думаете что он пришел  заступится за императрицу Ирину?
     Увы нет! Он  давно забыл все ее "благодеяния" приведшие его на пост Константинопольского патриарха!!!
И быстро стал служить новой власти!!!
     На следующий день патриарх Тарасий в храме Святой Софии  повенчал на царство Никифора. I
Новый император Никифор пообещал сохранить Ирине привилегии и Элевферийский дворец, но позднее, получив от неё императорскую казну, принял решение выслать императрицу из столицы на один из Принцевых островов в Мраморном море в основанный ею монастырь.
   Затем, опасаясь, что народ призовёт её снова царствовать, Ирину выслали подальше, на остров Лесбос под стражу.
    По местному преданию, в ссылке Ирина раскаялась в своих грехах и посадила в память о сыне дерево, которое поливала своими слезами.
     Также Ирине приписывается основание на Лесбосе монастыря Богородицы Труллоти в Пирги-Термис близ Митилины.
    Никифор, будучи умеренным иконоборцем, не проводил политики, направленной на уничтожение восстановленного Ириной иконопочитания — достигнутое ею относительное спокойствие в данном вопросе просуществовало до начала правления Льва V Армянина.
      9 августа 803 года Ирина скончалась.
       Её тело было перевезено в основанный ей самой монастырь Святого Николая на остров Принца.
      Между 861 и 864 годами тело Ирины было перенесено в Константинополе и погребено в саркофаге из проконесского мрамора в церкви Святых апостолов.
                Источники и оценка личности
«…эта прославленная монархиня была главным образом политиком, женщиной тщеславной и набожной, которую жажда престола довела до преступления, и как бы ни были велики достигнутые ею результаты, они не могут оправдать совершенного ею злодеяния.»
Шарль Диль, «Византийские портреты» и с ним вполне можно  было согласится!
      Но у Константинопольского патриарха  Тарасисия  на этот счет  в 804 году было  особое мнение!
    Ибо вскоре после смерти императрица Ирина была причислена Православной церковью к лику святых.
    Известна единственная рукопись XI века с текстом анонимного жития Ирины, содержащего заимствования из «Хронографии Феофана» (первые 24 листа), жития Филарета Милостивого и неизвестного источника (заключительные 3 листа).
    Житийная биография Ирины представляет её как ревнительницу благочестия и православия, которая «более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… приказала ослепить его», а приняв затем самодержавную власть «исправила все то, что пришло в расстройство в царствование её сына».
    Вот казалось бы и все  с императрицей Ириной?
    Но этого будет маловато. И теперь  для расширения объёма информации и усиления  контраста в рассказе об императрице Ирине, я подаю и  рассказ о жизни "бедного Константина VI"!!!
          Но он  будет помещен в ч.2 этой главы.