На выставке И. Айвазовского. Продолжение 24

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2016/11/03/869

Наглядным примером мною выше изложенного, является "Автопортрет в мундире, Айвазовский 1892 год".
Обратите внимание на дату. Это год, когда он уже давно был награжден орденом святой Анны 3 степени, давно получил звание академика Петербургской Академии художеств.
Вдумайтесь только - академик Петербургской Академии художеств!
Какими же лаврами он уже обладал! И это не говоря о том, что "По распоряжению министерства Императорского двора от 21 сентября 1844 года Айвазовского причислили к Военно-морскому ведомству с присуждением звания художника Главного морского штаба с правом носить мундир Морского министерства и с тем, чтобы звание сие считалось почетным без производства денежного по оному содержания". Это звание свидетельствовало о признании исключительных заслуг молодого живописца в столь специфической области, как изображение событий, связанных с военно-морской историей"...(текст на стене выставочного зала).

Но, проблема в том, что никакие лавры не сделали его даровитее. Портрет исполнен очень слабо. Рыхлый настолько, что глядя на него, невольно возникла мысль:
- зацепи фигуру легонько, и она вся рассыпется, превратившись в труху.
В портрете явно бросается в глаза отсутствие знания анатомии у художника.
Кстати, об анатомии.
Снова невольно вспоминается статья "В гостях у Айвазовского..." Натальи Жиркевич-Подлесских, где Айвазовский во время чаепития не только страшно критиковал изучение анатомии в том объеме, в каком оно давалось учащимся, но и считал вредным: «Все эти мускулы, кости, нервы — все это только сбивает с толку ученика. Ведь потом как будет писать с натуры, с живых людей, у которых мускулатура, кости скрыты под кожей, и члены которых с кожею совсем не те, что те же члены без кожи. А ученик, долго изучавший систему мускулов, скелет и т.п. непременно будет стараться применить, писав с живого человека, свои познания по части анатомии, и у него явятся люди с неестественными позами и формами тела. Далее, редко приходится [видеть] голое тело, а в одежде оно имеет совсем иные формы... Натура, и только писание с натуры, научает верно передавать жизнь. А все эти скелеты, манекены с мускулатурой — чепуха, и при том вредная, скоро забывающаяся!..»

И это слова академика?!
Это же какая каша у него в голове-то была?
Только эти слова уже говорят о лени Айвазовского в саморазвитии.
Он жил без усилий работы над собой, в отличие, например, от А.А.Иванова, который прежде, чем написать свое грандиозное произведение "Явление Христа народу", выполнил множество эскизов по теме. А обратите внимание, как дотошно Иванов работает с фигурами. Все учтено: пропорции, анатомия, движения отобраны тщательнейшим образом.
Картина А.А.Иванова, один из нагляднейших примеров применения анатомии к написанию натуры. Но, об Иванове я отдельно еще напишу.

 Анатомия - основа. Без неё, - это, как без знания букв алфавита пытаться писать что-то разумное.
Величайшие художники Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти в своем творчестве уделяли большое значение анатомии..
Именно, отсутствие достаточных знаний по анатомии у Айвазовского и сыграли с ним злую шутку в написании портретов.

Затронув тему анатомии, не могу не вспомнить еще одну его картину,на которой изображен Лазарев Михаил Петрович (3.11.1788-11.04.1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843).
Смотрела я на адмирала и невольно возникли мысли:
- то ли карлик изображен, то ли художник с пропорциями не разобрался.

Вспомнился и другой момент из жизни Айвазовского, когда тот пытался нарисовать портрет А.С.Пушкина сразу после его смерти с натуры. Ничего у него не получилось. Из-за этого он так сильно расстроился, что рядом оказались даже утешители, убеждавшие его писать в дальнейшем только море.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/04/111
1839. Айвазовский И.К. "Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева" (интернет) точно не помню эта ли картина, выставлена на выставке, но все одно.