Случайная встреча

Лариса Иванова-Ленская
         
                Был замечательный тёплый весенний вечер 17 апреля 2008 года. Я вошла в прекрасное купе комфортабельного вагона скорого поезда С-Петербург – Москва. Место у меня было очень удобное – нижняя полка по ходу поезда.
         Вскоре в купе вагона вошли трое. Я предположила и не ошиблась – это была семья: муж, жена и сын. Они продолжали негромкий разговор, очевидно, начатый задолго до того, как оказались в вагоне.
         Мама давала советы сыну, который слушал её и соглашался, потом она спрашивала, уточняя что-то, он отвечал.
        Это был среднего роста, крепкого телосложения юноша с чистым взглядом и красивой, излучающей свет, улыбкой.
         Мама, моложавая изящная женщина, продолжала говорить, было видно –
 она волновалась.
        Отец произносил иногда одно или два слова, сильно заикаясь и растягивая их. Дефект речи как будто смущал его, и он, в основном, молчал.
         И я поняла, этот скромный человек, почти не слышит, и жена иногда поясняла ему смысл своего разговора с сыном – жестами.
        Он, стараясь понять, о чём говорили сын с матерью, внимательно смотрел на них, ни на что другое не отвлекаясь, смотрел с теплотой и нежностью.       
            Мне эта семья сразу понравилась. Сын был в форме военно-морского флота, которая ему очень шла.  Мама, казалось, вот-вот расплачется, но,
 видно, прикладывала не мало усилий, чтобы сдержать слёзы – ей так не хотелось отпускать сына.
           Муж переживал и за сына, и за жену.
         Расставание было мигом высокого напряжения чувств, проявлением большой человеческой любви, взаимной любви. Мне показалось, что его жену что-то тревожит.
          Вроде бы всё хорошо, как я поняла из их разговора: сын учится в С-Петербурге, родители нашли время и возможность приехать и навестили сына.
           И нет никаких веских причин для напряжения и волнений. Но это – взгляд со стороны.

         И вот объявили, что поезд отправляется и провожающим следует покинуть вагон.
        Очевидно, есть какая-то причина, которая беспокоит женщину, подумала я, когда они покинули купе.
         Вскоре муж с женой вернулись. Жена присела напротив меня и заплакала навзрыд.
        Муж погладил её, как маленькую девочку, по голове, но она продолжала плакать. Расстроенный, он вышел из купе.
           Мне было очень жаль эту симпатичную женщину, я не знала причину её слёз, не знала, что так печалит её, но мне хотелось её успокоить.
         Очевидно, предположила я, они живут где-то далеко от С-Петербурга и она теперь не скоро увидит сына.
          И чтобы её как-то отвлечь, я поинтересовалась – далеко ли они едут.
       – Нет, не далеко, мы едем в Тверь, – она платочком вытерла глаза и мягко взглянула на меня, – правда, там ещё добираться до нашего посёлка, но, вообще-то, недалеко.

       – Как Вас звать? – спросила я.
       – Татьяна.
       – И почему же, Таня, Вы так опечалены. У сына  с учёбой всё в порядке?
        – Да, в этом отношении он молодец!
        – Ну, так в чём же дело, зачем так переживать.
          Вы живёте  недалеко, можете в любое время навестить его  при желании.
      – Да, Вы правы, это так. Но вы не знаете, где он учится.
      – Догадываюсь – в Высшем военно-морском.
      – Верно, но ведь учится он не просто в военно-морском…
       –Что Вы имеете в виду? – не поняла я.
       – Он учится на  подводника, – она снова промокнула глаза, мокрые от слёз.
       – Сколько мы ни отговаривали его, сколько ни убеждали – ничего не помогло. Видите, какой он. Заявил, что хочет быть только подводником, – она тяжело вздохнула.
          И по голосу, я заметила, что она недовольна поступком сына, очевидно, связано это с тревогой за него.
         Мне хотелось вселить некоторое спокойствие
за сына:
         – Да как же Вы можете плакать, когда ещё не произошло ничего плохого.
          Сын ваш успешно учится  в таком замечательном ВУЗе, который выбрал сам. Ведь  это так?
         – Да, он мечтал об этом уже давно.
         – Вот видите. Вы не плакать должны, Вы должны гордиться сыном. В наше время столько никчёмных молодых людей, которые увлекаются пивом, наркотиками и ещё сами не знают чем – вот чьи матери  должны плакать.
   
   Ваш сын проявил такой высокий патриотизм, выбрав не только романтичную, но и трудную, точнее, героическую специальность.
             Вы должны гордиться, что сын Ваш будущий офицер-подводник. Кому, если не Вам, надо ходить с высоко поднятой головой?
          А Вы чувствуете себя такой несчастной, да и после своего визита оставляете сыну одну тревогу, разве не так?
         – Вы говорите верно, он старался меня успокоить, но я очень страдаю.
         – Но ведь и сын тоже страдает, он же чувствует, как  Вы переживаете, а это его тревожит. И всё это может отразиться на его нервной системе, а у него и так достаточно большая нагрузка.
          Он заслуживает лучшего. Ему просто необходимо, чтобы Вы радовались вместе с ним его радостям.
          Ему ведь нравится выбранная им специальность?
       – Очень, я даже удивляюсь, очень нравиться.
       – Вот видите, он должен почувствовать, что Вы восхищаетесь им, что гордитесь своим сыном, а я искренне говорю, что сын Ваш этого заслуживает.
       Он смелый человек, потому что выбрал отважную профессию, потому что не искал в жизни лёгкого пути.
            А пошёл по тернистой, но светлой дороге, проявив настоящий мужской характер, поверьте, я говорю истинную правду.
           Ибо я знаю моряков-подводников, которые гордятся своей специальностью и служением Родине. Это факт.
         Среди военных специалистов подводники – самые смелые, самые отважные и самые уважаемые среди военных моряков.               
          Мне было приято, что Татьяна перестала плакать.      
 – Вы вырастили замечательного сына. Я восхищаюсь Вами. И сын  ваш должен почувствовать, что Вы верите в него, верите, что у него будет всё хорошо.
           Ему нужна эта вера. С ней ему намного легче учиться, служить и выполнять поставленные перед ним военные задачи, а он готов принять и выполнить их,  как бы трудны они ни были.

          Женщина внимательно слушала меня, может быть, она по-новому оценивала сложившуюся ситуацию в своей семье, не знаю, но  лицо её просветлело, она улыбалась:
        – Я как-то не задумывалась об этом, утонув в своих переживаниях. Вы правы и спасибо Вам.
         – Это не мне спасибо, это Вам спасибо за такого прекрасного сына, – искренне произнесла я вслух, а подумала о том, чего не могла сказать.

            Я вспомнила московский вечер 1992 года.
Когда я после работы вернулась домой, Валера Ленский, мой муж, был уже дома. Он любил газету "Известия", выписывал её и всегда внимательно читал. Как только я вошла, он говорит:
         – Лариса, газета новая пришла, а там статья о подводниках. Может быть написано о твоих друзьях?
         – Да, ладно. Такого не может быть. Шутишь, конечно.
        – Но ведь все моряки Владивостока стояли перед тобой на коленях, – пошутил он.
         Тем не менее, я юмор его поняла, потому что у меня  среди открыток  была давняя поздравительная красочная открытка, на которой молодой принц приклонил колено   
перед красивой девушкой-красавицей.

         А на открытке написаны поздравления и следующие слова:
                Лариса Александровна,
       пусть все мужчины будут всегда  у Ваших ног.
               Капитан-директор
   к/б флотилии "Дальний Восток": Борисов  (подпись),
               Первый помощник
   Капитана – помполит: Рязанцев  (подпись)
    и примкнувший к ним   
               Председатель Профкома Коломиец: (подпись).

          После ужина я решила прочитать газету:
       – Валера, давай газету я всё же почитаю, что интересного пишут о подводниках.
          Но то, что было написано, меня поразило. Это было как гром и молния в ясный солнечный день. Действительно, писали о моих друзьях, о подводниках. Конечно, я  не ожидала этого, трудно было в это поверить, но это была правда, к сожалению, горькая правда.
 
         Я вспомнила свою юность, вспомнила студенческие годы, вспомнила своих друзей тех лет.
          Молодых офицеров – подводников, которые из тогдашнего Ленинграда прибыли во Владивосток на службу  на Тихоокеанский флот: и Геннадия Панарина, и Сергея Черепанова, вспомнила и Виктора Зуева, с которым мы учились в одной школе, он закончил ТОВВМУ имени  Макарова (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. адмирала С.О. Макарова во Владивостоке).               
        Они были подводниками, высококлассными специалистами. Я даже не могла предположить, что они окажутся на одной подводной лодке.
          Помню, с каким вдохновением  мои друзья уезжали из Владивостока.
       –  Конечно, Владивосток – прекрасный город, и так не хочется его оставлять, – сказал Серёжа Черепанов, – а на Камчатке то место, куда мы едем, по сравнению с Владивостоком  –  просто дыра, но, представляешь, там нас ждёт новейшая современная субмарина, такая красавица!
        Это был год 1966, уже осень.
         С каким энтузиазмом, увлечённые своим делом, эти интересные люди уезжали, чтобы встретить свою красавицу – новую самую современную подводную лодку с баллистическими ракетами большой мощности, на которой базировались две торпеды с ядерным боезапасом.
         Геннадий Панарин уже был командиром ракетно- артиллерийской боевой части, капитаном 3 ранга. На этой подводной лодке он – пионер освоения на ТОФе первого в истории отечественного флота ракетного комплекса с подводным стартом баллистических ракет, сравнимого с  тогдашним американским "Поларисом  А-1".
         Сергей Черепанов был начальником медицинской службы на данной подводной лодке.
         Виктор Зуев, капитан-лейтенант, был заместителем Панарина. На первой же боевой службе он, обнаружив в перископ силуэт огромного транспорта, идущего прямо на лодку, которая  шла ночью при волне 5 баллов под РДП (работа дизеля под водой), успел уклониться маневром срочного погружения на безопасную от таранного удара глубину.       
         Нет, они не знали, что пройдёт чуть больше года,
 и в марте в 1968 году погибнут в мирные дни где-то
 у Гавайских островов на этой новейшей удивительной субмарине.
         С того дня эта гибель подводной лодки во время боевого дежурства станет тайной века.
         
 Моё стихотворение о них:
      
            МОИМ  ДРУЗЬЯМ

           Подводная лодка
           С рассветом однажды
           Покинула тёплый
           Приют свой Лохтажный.

                В поход автономный
                Подводник уходит
                Он долг свой военный,               
                Конечно, исполнит.

            Все верят в удачу
            И в спокойный поход,
            Что спуск их подводный,
            Как обычно пройдёт.

                Возьмут пеленг снова,
                Над крутою  волной.
                Всё чётко увидят:
                Что и как над водой.

            Как тихо на море!
            Закат догорает,
            И шёлковый вечер
            Глаза закрывает.

                В отсеках подлодки
                Никому невдомёк,
                Что вечер сегодня
                У них жизни возьмёт.

       О гибели этой субмарины контр-адмирал Алексин
   вспоминает:
         – Командование не было уверено, что лодка погибла.
   И, чтобы не хоронить людей раньше времени, было принято решение: подождать, пока не закончится полный срок автономного существования лодки…
       О погибших молчали, но не до окончания автономного      
плавания, а более 20 лет.
         Газета "Известия"  № 158 от 9 июля 1992 года сообщила о гибели подводной лодки ПЛ-574, с экипажем порядка 100 человек, среди которых были и мои друзья.
            Очевидно, пройдёт ещё много лет, прежде чем тайна её  гибели  будет раскрыта, а возможно, и не будет.
            Разве могла я рассказать об этом Татьяне, моей попутчице, матери будущего офицера-подводника.
            Нет, не могла. Но я могла искренне восхититься её сыном и такими родителями.
             В наше сложное время, мне даже начинало казаться (если смотреть сегодняшнее телевидение), что молодых людей интересуют только деньги и развлечения.
              Ан, нет и, слава Богу!
              В глубинах нашей Великой Родины, я бы сказала – 
   к счастью, и сейчас есть такие необыкновенные, яркие молодые люди. Они живут в маленьких городах, в посёлках, в деревнях и вырастают значащими личностями.
            Я восхитилась своими попутчиками, едущими со мной в поезде из С-Петербурга, прекрасными людьми, родителями курсанта-подводника.            
           Я была знакома со многими офицерами-подводниками, такими обязательными, смелыми, целеустремлёнными.
              Быстро летят дни в нашей жизни, по разным дорогам они разводят людей. Но мы помним своих друзей, и, если годами мы ничего не знаем о них, всё равно верим, что они живы.
             Прочитав, как и многие, этот номер газеты "Известия" в тот памятный год, я узнала о загадочной  гибели подводной лодки, на которой погибли и друзья моей юности.
            А, узнав, я плакала, вспомнив этих замечательных ребят, мне не хотелось верить, что тех молодых красивых людей так давно нет в живых.
             Вспомнились годы юности, годы больших надежд, радостных и чистых встреч.
            Я пролистала книги, подписанные ими и подаренные мне в те далёкие годы. Я плакала – мне было жаль, что таким коротким оказался их жизненный путь, пусть и ярким.
             Но я даже не думала тогда об их матерях. Мне и в голову не приходило подумать о том, сколько тревог и волнений пришлось пережить матерям этих мальчиков, которые после окончания школы выбрали эту героическую, опасную профессию – быть подводником.
             Сколько страданий выпало на долю этих матерей, когда они ждали много лет весточки от своих сыновей и ничего не знали, где, когда и при каких обстоятельствах погибли сыновья  в мирные дни, сыновья – подводники, офицеры военно-морского флота.
         И вот встреча с замечательной семьёй в поезде вернула меня в прошлое.
         В лице Татьяны – матери офицера-подводника,   определившего свой славный путь,  я увидела лица матерей тех подводников,  которые уже погибли, увидела и  лица, полные надежд, матерей  тех ребят, которые и сегодня несут военную вахту в море под водой в суровых условиях океана.
            В этой миниатюрной женщине по имени Татьяна я увидела большое сердце, красивую душу, увидела любящую мать, которая смогла понять сына и принять его выбор, с волнением и тревогой, но принять.

            Сколько ещё тревог и волнений ждёт её впереди.
            Сколько таких замечательных матерей, никому не известных, живут в нашей стране, сколько замечательных их сыновей посвящают свою жизнь служению Отчизне. 
            Нет, я не слышу, да и никто не слышит ни по радио, ни по телевидению передач о таких людях, которым хочется поклониться, хотя бы мысленно, потому что такие люди и составляют главную основу и опору нашего Государства.
           Моё стихотворение о сложной военной службе
           моряков-подводников:

         
                У  ПРИЧАЛА


                Субмарина стоит у причала.
                А недавно –
                только "Полный вперёд!"
                Непрерывно
                на вахте звучало.               
                Автономным
                был далёкий поход.


                И, возможно,
                не простой переход.
                Очень точно
                рейс закончился в срок.               
                Только что
                лодка прибыла в порт.
                Субмарина –
                на поверхности вод.

                В глубине
                в море нас не качало. 
                Только вот
                сердце сильно стучало.
                Очевидно,  военная служба
                Постоянно
                в напряженье держала.

                И, конечно,
                матросская дружба
                Нам надёжно
                под водой помогала.
                А теперь на борту  тишина.
                У причала
                тихо плещет волна.


                Освещает в море чайку луна,
                Замирает
                жизнь в порту до утра.
                Экипаж засыпает устало –
                Тишина сразу всех укачала.

                Субмарина
                в порту отдыхает,
                И волна её нежно ласкает.    
               
               
                Очерк "СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА"             
                опубликован в альманахе
                "СИЯНИЕ ЛИРЫ"  № 11
                и в книге  "ДЫХАНИЕ  НАШИХ  ДНЕЙ", М., 2016г.