Мой опыт применения психотерапии

Анна Дмитриевна Степанова
(Продолжение серии "Начало врачебной карьеры" после части «Навластвовалась всласть»)

      Ранним осенним утром мы грузили вещи на бортовушку. Напряжённое молчание. Ни один мускул не дрогнул на лице Владимира. Именно он вёз меня и мою маму на моё новое место работы в совхоз Красный Партизан в пригороде Кустаная. Ни слов благодарности, ни слов сожаления не было. Я избегала прощальной встречи с сотрудниками. Да и никто не проявлял особого желания попрощаться.
      Небо заволокли тяжёлые, тёмные тучи, моросил дождик. Не лил как из ведра, а всего лишь моросил. Не плакал, а так слегка сожалел, что так бесславно я покидала своё первое место врачебной и административной практики. Шофёр на бешеной скорости гнал машину. На каждой кочке машина подскакивала. Лицо Владимира было искажено от злости. Мне было совершенно непонятно почему? Таким я его никогда не видела.
   - Боже мой, хотя бы довёз благополучно.
      Красный Партизан - посёлок городского типа. Двухэтажные хрущёвки, в отличие от Московского зерносовхоза без куч навоза около домов. В больнице я нашла главврача Григория Фёдоровича, и он дал распоряжение завхозу провести меня на мою квартиру. Мы быстро разгрузили наш скромный багаж. Когда машина отъехала, словно камень с души упал. Тучки разошлись, выглянуло солнце. Меня охватило чувство свободы и надежды, что, освободившись от пут руководителя, я смогу в полной мере быть полезной людям и получу удовлетворение от своего призвания.
      Первый рабочий день не удался. Всю ночь я не могла уснуть. Моя мама с такими завываниями храпела, что казалось моя черепная коробка не выдержит, разорвётся. В однокомнатной квартире деваться некуда. Потом я решила эту проблему: постелила матрас на полу на кухне. Но в первый день с невыносимой головной болью отправилась на работу. Думала: как-нибудь перенесу - такое не раз было. Но нет, на сей раз полный провал. Началась рвота. Вот такой бледной, несчастной я предстала перед главврачом Григорием Фёдоровичем. Мы с ним раньше встречались, да и он был на совещании главврачей в Московском, поэтому он моё состояние воспринял с сочувствием. Сам отвёз в областную больницу. И получилась удивительная вещь. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В неврологическом отделении я встретила врача, Вениамин Владимировича Лобкова. Для меня он стал образцом, у которого я многому научилась.
      Совершенно необычная для больничного стационара обстановка открыла передо мной возможности немедикаментозного влияния на организм человека. Я была просто очарована, покорена подходом Вениамин Владимировича к профессии служения больным.
Влияние сознания на автономную деятельность вегетативной нервной системы - это и есть суть метода. В этой загадочной области очень важен сам облик врача, его искренность. Вениамин Владимирович богатырского телосложения. В целом облик напоминает артиста Столярова: высокий, русые волосы, правильные черты лица, выражение всегда отражало искреннюю озабоченность к больным. Не заискивающая улыбка, а сосредоточенность на своём архиважном деле, святая ответственность врача. Спустя несколько лет мне пришлось встретиться с автором солидной книги по аутогенной тренировке А.Роменом. Его выражение отражало высокое звание доктора медицинских наук и больше ничего. В общении с больными его высокомерие было карикатурой на врача, да он старался избегать общения с больными. А ведь по его учебнику я познавала азы психотерапии.
      Пример живого учителя был убедителен. В каждой палате неврологического отделения после обеда по радио под специальную музыку звучал психотерапевтический сеанс расслабления. А два раза в неделю Вениамин Владимирович собирал больных в холе, проводил сеанс и беседу. Для меня это была большая профессиональная удача, что я имела возможность учиться и перенимать этот метод.  Постараюсь вспомнить как это было. Для этого нам нужна полная тишина, удобная поза и сосредоточенное внимание на 10 минут. Нажимаем на ссылку и начинаем работать. (ссылку нужно скопировать, вставить в поисковую строку браузера и нажать «Пуск» https://www.youtube.com/watch?v=0hPMxHb_iT8&t=3s) 
      Кто что почувствовал? Мне бы хотелось узнать. Не расстраивайтесь, если не всё сразу получилось. Со временем, если ежедневно прослушивать этот сеанс, процессы будут проходить автоматически. Стоит только представить себе всё, что мы услышали и усвоили, как Вы почувствуете и тяжесть, и тепло. «Ну и что здесь особенного?!»- вправе спросить Вы, дорогой мой читатель. Давайте разберёмся. Начинается сеанс с команды расслабления. Глубокое дыхание в этом процессе играет большую роль. Импульсы из патологического очага по чувствительным волокнам идут в кору головного мозга. Ощущение боли или других неприятностей всегда проявляется в коре головного мозга очагом возбуждения. Чем больше патологический участок в любой части тела, тем больше очаг возбуждения в коре головного мозга. Нейроны болевого центра коры больших полушарий головного мозга, производящие анализ и синтез болевого возбуждения, и порождают сенсорный образ болевого раздражения. Для работы коры головного мозга характерно два процесса - возбуждение и торможение. Наша команда на расслабление распространяет торможение и суживает очаг возбуждения - это способствует и нормализации в самом патологическом очаге. А теперь уже идём дальше. Ощущение тяжести даёт глубокое расслабление мышц. И на этом фоне следующий этап – тепло, то есть расширение сосудов. А вот это уже чудо! Обычно мы не можем по своему желанию расширить сосуды в какой-то части тела или органа, участить или замедлить пульс, повысить или снизить артериальное давление. Хотя всем известно, что особо тренированные люди – йоги - могут по своему желанию замедлить обменные процессы в организме и ещё много чего.
      У обычных людей эти процессы регулируются автоматически через так называемую вегетативную нервную систему. Вегетативная система ответственна, главным образом, за поддержание автоматических (происходящих без специальных умственных или других усилий со стороны человека) функций таких органов, как сердце, лёгкие, печень, почки, желудок, кишечник, мочевой пузырь, половые органы и кровеносные сосуды. Вегетативная система состоит исключительно из двигательных нервов, действующих как реле между спинным мозгом и различными мышцами.
Вегетативная нервная система делится на две части — симпатическую и парасимпатическую. Каждая из них использует свой медиатор, каждая устроена по-своему и каждая оказывает своё особое действие на орган, который обслуживает. Например, парасимпатические нервы, обслуживающие бронхиальные пути, идущие в лёгкие и обратно, заставляют их сжиматься (сужаться).
      Симпатические нервы, идущие в тот же участок тела, вызывают расширение бронхов. Вся вегетативная система контролируется участком головного мозга, называемым гипоталамус, а он связан с корой головного мозга. Он получает информацию о любом изменении, к примеру, изменении в химическом балансе организма, и корректирует вегетативную систему с целью вернуть организм к правильному балансу. Если, например, уровень содержания кислорода падает из-за физической нагрузки, гипоталамус даёт команду вегетативной нервной системе увеличить частоту сердечных сокращений для увеличения кровоснабжения.
      Соматическая система выполняет двойственную задачу. Во-первых, она собирает информацию об окружающем мире от органов чувств, таких, как глаза, в которых находятся специальные рецепторные клетки. Сигналы от этих рецепторов переносятся в центральную нервную систему по чувствительным волокнам. Во-вторых, соматическая система передаёт сигналы по двигательным волокнам от центральной нервной системы к скелетным мышцам, вызывая таким образом движение.
      Такой маленький ликбез преподавал и Вениамин Владимирович, и я на своих занятиях. Для улучшения восприятия о чём идёт речь у нас были красиво выполненные цветные плакаты из анатомического атласа центральной и периферической нервной системы, системы кровообращения с изображением всех органов. Так, что каждый мог себе представить, как под руководством центральной нервной системы, которая имеет связь с гипоталамусом, при команде «струится тепло» расширяются сосуды и улучшается кровоснабжение органов. Вывод - таким образом каждый получил свою собственную аптечку с успокаивающими, расслабляющими, сосудорасширяющими средствами.
      Я больше любила проводить коллективные сеансы. Если в одной палате места не хватало, открывали двери в палату напротив. Туда обычно я помещала больных с приступом бронхиальной астмы и с другой тяжёлой патологией. К концу сеанса приступ купировался и высокое давление понижалось. Влияние на расстоянии в таких случаях более эффективно.
      Преимущество коллективного сеанса в том, что больной не сосредотачивался на своей проблеме, а выслушивал других. Я всегда готовила рассказ о том, как кто-то преодолевал сложные ситуации, и тогда своя ему казалась вполне преодолимой. Сейчас я, конечно, не помню тех примеров. Приведу свежий. В нашу церковь пришёл слепой от рождения юноша. Когда он сел за орган и сыграл потрясающую музыку, а потом аккомпанировал во время службы все гимны на органе и пианино, все замерли от удивления и восхищения. Как он освоил эти инструменты - я не знаю. Постараюсь узнать и описать. Но ведь он преодолел, казалось бы, непреодолимое! А нам то уж и подавно - стоит только приложить усилие!
      Один из ярких примеров преодоления недугов и тяжёлых обстоятельств жизни с помощью описанного метода я приведу из моей практики. В Красном Партизане на новом месте я быстро освоилась. В стационаре около 30 больных, 2 раза в неделю рентгеноскопия и ежедневный поликлинический приём. Мне не забыть, как однажды вошёл молодой человек лет 35, фамилию даже помню - Виктор Хомутов. Он не просто плакал, а рыдал от невыносимой головной боли. Проблема мне знакома. Я его осмотрела как положено. Помимо головной боли на руках и ногах у него был цветущий псориаз. Я решила его показать на следующий день Вениамин Владимировичу. К нему я ездила за опытом психотерапии два раза в неделю на сеансы к 5 вечера. С первого же раза организм Виктора подчинился беспрекословно. И беседа с Вениамин Владимировичем вселила в него надежду. У Вениамин Владимировича были прекрасные иллюстрации из анатомического атласа. Виктор попросил книги и нарисовал мне на больших листах ватмана очень красочно и все органы, и систему периферической иннервации, и кровоснабжения, и центральной нервной системы (сейчас я пытаюсь найти подобные картинки в атласах, но не удаётся). Из-за занятости Виктор нечасто посещал сеансы у меня в больнице. Как-то под вечер прибегает ко мне домой жена Виктора
  - Прошу Вас, пойдёмте скорей со мной. Виктору очень плохо!
      То, что я увидела, привело меня в смятение. Лицо, руки, ноги - всё тело отёчное просто как тесто на дрожжах. Что это аллергия, диэнцефальный криз, или отёк Квитке? Во всех случаях необходимо вводить сенсибилизаторы. В наличии у меня были простые, всем известные по тем временам сенсибилизаторы димедрол и хлористый кальций. Я вернулась с процедурной сестрой. Ввели хлористый внутривенно и димедрол подкожно, но реакция неожиданно оказалась парадоксальной. Отёк только увеличивался. Я попросила всех выйти из комнаты и начала сеанс гипнотерапии. Здесь уже я ввела его в состояние гипнотического сна, и акцент у меня был на сужении сосудов и уменьшении отёков. Я над ним говорила часа полтора, а может и больше и наблюдала, как отёк спадал буквально на глазах. Когда я закончила сеанс, Виктор имел совершенно нормальный вид. Представляете удивление жены, детей, да и его? На второй день я решила проконсультироваться с Вениамин Владимировичем.
      На утро я собралась поехать в Кустанай и привезти Вениамин Владимировича, чтобы решить, что же делать если такой приступ не дай Бог повторится. На то время главврачом больницы была Инесса Иосифовна, врач-педиатр. Григорий Фёдорович уехал. Её внешность легко представить из персонажей Рубенса. Речь её энергичная, в еврейской манере ироничная, а вот телеса с трудом отрывала от стула. На мои нововведения смотрела спокойно, с насмешкой. Я попросила у неё машину, чтобы привезти Лобкова на консультацию. Всё-таки для участковой больницы областной специалист - это великая честь.
 - Анна Дмитриевна, ещё чего Вам взбредёт в голову?! Нет у меня машины!
Так обидно было. Ведь она в город по магазинам со старшей сестрой через день мотались. Да уж ладно. Поехала я на автобусе. Вениамин Владимировича мой рассказ заинтересовал чрезвычайно. Он дал необходимые указания коллегам, и мы на автобусе поехали в Красный Партизан.
      Жили Хомутовы в обычной казённой квартире. Две небольших комнатушки обставлены очень бедно. Вся семья встретила нас как спасителей. Из спальни вышел бледный, худой как Иисус Христос Виктор.
 - Анна Дмитриевна, Вениамин Владимирович, спасители вы мои. Ведь я реально воскрес благодаря вам!
      Вениамин Владимирович осмотрел Виктора и пригласил его лечь в неврологическое отделение на обследование. Потом мы пошли в наш стационар. Моему учителю было интересно, чему я научилась и как я провожу сеансы. Ему очень понравились иллюстрации, которые нарисовал Виктор. В заключении он побеседовал с больными. У него особенность ёмко и кратко отвечать на вопросы, так что всё всем ясно. Я заметила, что он как-то побледнел, и ещё раз подошла к Инессе Иосифовне попросить машину, чтобы отвезти доктора. Она ему мило улыбалась, но сказала:
 - Мы очень Вам благодарны, что Вы посетили нашу больницу. Очень жаль. Извините, машина не на ходу.
      Искусство лицемерия налицо. Мы побрели пешком на автобусную остановку.  Делились планами. Я пообещала все интересные случаи описывать и передавать ему для его кандидатской диссертации. По дороге он часто останавливался. Его бледность вызывала тревогу. Но он успокаивал:
 - Ничего, как-нибудь доберёмся.
Я хотела сопровождать его до больницы.
 - Не волнуйтесь, всё обойдётся.
      Через день Виктор вернулся из областной больницы с сообщением, что Вениамин Владимирович прямо с дороги попал на операционный стол с гангренозным аппендицитом. Вот тебе и на! Во что всё обернулось. Слава Богу, выходили Вениамин Владимировича. А я Виктора лечила как могла. Он приходил на сеансы в стационар. Сам освоил технику внушения до автоматизма. Справлялся даже в сложных ситуациях.
      В феврале 1967г меня на 4 месяца послали на специализацию по рентгенологии в Алма-Ату. Я старалась за этот период схватить максимум впечатлений и даже с 29 апреля по 10 мая самовольно ещё с одной такой же бесшабашной студенткой отправилась в тур. путешествие по Средней Азии. Это было лучшее судьбоносное для меня путешествие. Одна из туристок проявила ко мне искренние, родственные чувства. Елена Карловна пригласила меня жить у неё. А вот на кафедре усовершенствования за мою провинность - отсутствие на занятиях - мне устроили особый (так сказать «общественный») экзамен. После всех мне с Лидой задавали вопросы все члены экзаменационной комиссии, сколько хотели по своему усмотрению. Вывод сделала зав. кафедрой Елена Михайловна Пурышева. На вечеринке, посвящённой окончанию курса, она подняла бокал вина за меня и открыла мне дорогу в будущее:
- Анна Дмитриевна, Вам не в Кустанае прозябать, а здесь, в столице, заниматься наукой.
      После специализации я ещё год проработала в Красном Партизане. Больных всегда было много, приезжали даже из Московского зерносовхоза - моей прежней работы. Иногда на скорой подбрасывали больных, от которых все отказывались. Всех принимала, всем служила, как только могла, и сама получала удовлетворение. Но в выходные или в праздники не знала, куда себя деть. На коллективных застольях была белой вороной. Алкоголь на дух не переношу. Куда податься? Степь да степь кругом навевала тоску. И перед глазами ярко рисовалось величие гор. Решалась судьба. Вы же помните, что я жила в однокомнатной квартире и спала на матрасике, на кухне. Решила пойти к председателю колхоза просить двухкомнатную квартиру. Отказал. С Еленой Карловной мы переписывались. Она мне выслала телеграмму:
«Приезжай к 20 июня, едем в путешествие! Адамсон.»
      Перед отъездом я почти весь день пристраивала тяжёлых больных в областную больницу к знакомым врачам. В отпуск я уехала, не предупредив ни районное, ни областное начальство, что уезжаю навсегда. Документы забирала моя мама. В обл. здрав ездили мои пациенты и даже председатель колхоза с просьбой, чтобы задержали меня, обещал дать 3-х комнатную квартиру. Но мама им показала телеграмму.
 - Видите, она выходит замуж. Не можете же Вы помешать её счастью.
Документы мне через месяц мама переслала.
      И тут я уже полюбила железного хозяина. Рентгеновские аппараты разного типа - все любимые. А если выходной или праздник - никогда не скучно, рюкзачок за спину и в горы! Такая красота! Заряд бодрости и вдохновения надолго! Одна даже на Алматинское озеро ходила - 12 км. Это и есть мощный ресурс биоэнергетики! Важно Ваше отношение к природе. Если Вам безразлична красота окружающего мира, Вы бросаете где попало мусор, то такой же ответ и получите. У меня чувственно-родственная связь с природой. И в тяжелейшие моменты своей жизни я именно у неё черпала энергию подкрепления.
      Года через три моего проживания в Алма-Ате, когда я жила по ул. Ботанический Бульвар 50 в однокомнатной квартире, но с балкончиком (это была моя спальня летом и зимой), вдруг звонок. Открываю дверь… Кто бы Вы думали? Виктор Хомутов! Приехал по делам в Алма-Ату и разыскал меня. Он поведал мне невероятную историю преодоления страшных бед. Вскоре после моего отъезда у него умер сын. С помощью Вениамин Владимировича он смог взять себя в руки и постепенно восстановился настолько, что нашёл работу. По образованию он юрист и устроился адвокатом. Всегда благодарит меня и Вениамин Владимировича, что мы открыли ему спасительные средства в его собственном организме. Я поинтересовалась, как его псориаз? Он показал мне едва заметные шрамы. Ремиссия уже второй год.
  - Я использовал этот метод даже во время горячих споров на судебных заседаниях. Самообладание - это важный залог успеха!
      Такое овладение мыслью над автоматической нервной системой не каждому дано. Он, пожалуй, чемпион и пример, к которому нужно стремиться. Конечно, он не только слышал мой голос, но и видел перед глазами картины всех органов с иннервацией и кровоснабжением. Когда он рисовал иллюстрации для меня, это глубоко засело в памяти. Поэтому стоило ему только представить, как сосуды расширяются, и согревающее тепло струится к каждому органу, эффект наступал незамедлительно. При помощи грамотного специалиста Вы можете стать режиссёром и дирижёром для себя.
      Признаюсь, когда мои неурядицы меня захлёстывали, я не пользовалась в критические моменты этим методом для себя лично. Жаль, но ведь всем известна пословица «Сапожник без сапог». И главная причина - навязчивые мысли, которые не дают сосредоточиться.
      Я по основной специальности проработала 30 лет рентгенологом. В моей врачебной практике был короткий период с 1967-1968гг., когда я успешно применяла метод психотерапии. Он оставил неизгладимое впечатление на всю жизнь. Я не дипломированный психотерапевт, но у меня всегда было желание подбодрить человека или побудить к борьбе с вредными привычками. Именно психотерапевты по своему профилю специализации лечат от алкоголизма, наркомании и курения. В больнице я была такой занудой – не приведи господи. Я начала кампанию против курения задолго до официальной антитабачной политики в США и СССР. Статья «Врач - курению враг» держала в напряжении всех хирургов. Какой-то зародыш психотерапевта во мне всё время дёргался. Всегда, когда была возможность проводить такие сеансы, я старалась использовать. Вовремя тур. путешествия по Енисею в роскошном зале корабля у меня было несколько пациентов. В областной больнице, когда дежурила в терапии, проводила сеансы у больных бронхиальной астмой. И даже в совминовской больнице, где я работала рентгенологом, у меня было несколько высокопоставленных больных, с которыми я проводила психотерапевтические сеансы. При этом я сама чувствовала необычайный подъём. Всем известен взаимообмен энергией. Пример, если ты поёшь в зале или выступаешь и тебя внимательно слушают, ты умножаешь свои способности, порой сам поражаешься результату.
      Сегодня я прочитала по интернету в послании психолога Марты Николаевны Гариной о психолингвистике. «Речь построена по принципу психолингвистики, формирует во второй сигнальной системе энергию высокой частоты. Импульсы этой энергии, преломляясь в коре головного мозга, проходят во внутреннею среду организма - и сразу повышается интенсивность клеточной энергии».
Это как раз то, чем мы занимались, и результаты ощущали на себе. Жаль, что в институте не преподают психотерапию. Этот предмет нужен врачу любой специальности, а не только для душевно больных и алкоголиков.
      Но не каждому больному подходит внушение «Я совершенно спокоен…» К нам в больницу в Красном Партизане ночью привезли онкобольного, которого нигде не принимали. Хотя он территориально к нам не относился, его приняли и поместили в отдельную палату. Он так настрадался от своей болячки - рак кишечника, послеоперационная выведенная наружу кишка (анус претер натуралис) - и от медицинского равнодушия, что казалась кипел от гнева. Меня он встретил искажённым лицом покойника, искрами гнева и криком души. Ошарашенная, я тихо спокойно ему сказала:
 - Успокойтесь, пожалуйста, я к Вам зайду позже.
      Я зашла к нему после обхода. Внимательно осмотрела его. И взяла за правило каждый день ему уделять особое внимание, чтобы главное залечить душевные раны и вернуть стремление к жизни. Я приносила ему юмористические рассказы, фотографии, рассказывала одесские анекдоты. Он совершенно изменился, посвежел и даже поправился. Пусть на какое-то время я вернула его к жизни. Это важно и для него, и для меня. Когда я уехала на специализацию в Алма-Ату, его выписали. Дальнейшая судьба мне не известна.
      У каждого есть возможность хотя бы словом поднять настроение собеседнику. Тем более врач просто обязан так беседовать с больным, чтобы тот почувствовал от этого лечебное действие. Одна моя читательница, очевидно, столько натерпелась от врачей, что выразилась так:
 - Я не дамся в руки врачам-убийцам.
      Она и меня приобщила к убийцам. Как говорится, кто на огне обжёгся, на воду дует. Я знаю много самоотверженных врачей, для которых служение пациентам – главное в жизни. Хотя в семье не без уродов. Я сама сталкивалась с такими (это описано в рассказе «Я – пациент»)
      Однако, врачевание души может исходить от любого человека. Есть много людей, с которыми поговоришь даже в сложный момент жизни, и словно камень с души снимешь. Вызывая положительные эмоции, мы производим оздоровительное влияние и на собеседника, и на себя. Мы возбуждаем ретикулярную формацию головного мозга, которая в свою очередь поддерживает тонус коры головного мозга. Даря другим светлые мысли и радость мгновения, ты сам чувствуешь себя счастливым. Желаю всем хорошего настроения. Полагаясь на помощь врачей, всё-таки важно осознавать и свою ответственность перед собой. Можно стать для себя главным дирижёром, используя для этого ресурсы регуляции психотерапии, множество других полезных, безвредных способов, здоровый образ жизни, оптимистический настрой.