Николаевское укрепление

Анастасия Абанина
"Казачья, уральская родина предков:
Полынь, порубежная крепь...
Здесь Азия ходит в раскосых соседках,
Рыжеет увалами степь."
В. Кузнецов

   Гуляет вольный ветер по Южно-Уральской степи, питая, омывают её  секущие  летние дожди, выжигает  лучами солнышко и леденят в зимнюю пору морозы, накрывая пуховым снежным платком.

  Приютила степь на своих просторах беглых и исполняющих царскую волю  переселенцев с дальних мест России, стала Родиной оренбургскому казачеству. А еще раньше, несколько веков назад, позвала в свои края кочующие народы башкир, татар, казахов, калмыков, удмуртов и других, одарив их разнотравьем и  живущим зверем в своих владениях.

  Переплелись их дороги, стали спорными и вызывающими вражду. И многие полегли там, защищая эту землю , свою свободу и мирную жизнь.

  В память о событиях, происходивших в 19 веке, возвышается над равниной в селе Николаевка, что расположено в юго-восточной части Варненского района Челябинской области, Николаевское укрепление (крепость размером 66,5м x 66,5м) , выделяясь, среди привычного ландшафта, широким луковичным куполом храма и белеющими зубчатыми стенами   с четырьмя дозорными башенками и бойницами по углам, в которых устраивались потайные склады (был двойной пол для хранения пороха) и размещалось орудие.

  Когда-то, подобные укрепления окапывались рвами, что служило на пути кочевников сложным препятствием, возводился вал с одними крепостными воротами, а перед рвом устраивались рогатки, палисады против конницы. На каждое полагалось иметь не менее двух пушек. В Николаевском укреплении  также был вырыт глубокий ров (около 4 метров) и поставлены деревянные ворота рядом с земляным валом . Но к нашему времени его уже засыпали, а ворота у крепости сделали кованные.

  Основанием к сооружению этого строения из красного кирпича, и ему подобных, стало в 1835 году представление оренбургского губернатора Василия Алексеевича  Перовского (в 1839-1840 гг. он руководил Хивинским походом, а в 1853г.
Кокандским)  царскому правительству Новой пограничной линии, поскольку Старая пограничная линия крепостей, основанная экспедицией Ивана Кирилловича Кирилова (русского ученого, государственного деятеля, географа, историка и правоведа) в 1734-1737 годах для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов, джунгарских калмыков и проходящая по берегам рек Урал и Уй, к этому времени уже утратила свое первостепенное значение .

    Новая линия была начата от города Орска и шла к северо-востоку по степи до станции Березовской . За ней начали строить станицы, образовывался Новолинейный район поселений.

 Там,  где построена Николаевская крепость, пограничная линия клином врезается в территорию соседнего Казахстана. В наше время рядом с селом  расположен пограничный таможенный пост.

          Укрепления Новой линии строили служивые люди, в том числе из Башкиро-мещерякского войска.  В 1840 году вышел закон по которому их  заселяли казаками. Первыми поселенцами были нижние чины оренбургских батальонов №4,6,8,10. С 1842 года к ним было присоединено упраздненное ставропольское калмыцкое войско.
 
  В Николаевской крепости на то время числилась 281 душа мужского пола. Это укрепление относилось к 6-му полковому округу Оренбургского казачьего войска. Позже людей стало больше, потому что на тот период политика Российского государства была направлена на заселение Урала. Стали поселениям присваиваться статусы станиц.

  В 1873 году в селе Николаевка насчитывалось  136 дворов, в 1889г-224 двора, а в 1900 году уже 247. 
 
    Предполагают, что в определении мест строительства укреплений был задействован Владимир Иванович Даль, известный нам как русский писатель, военный врач, этнограф и лексикограф , собиратель фольклора  и составитель "Толкового словаря живого великорусского языка." В июле 1833 года он был переведен в Оренбург чиновником особых поручений при Перовском.  В своем письме сестре Паулине (20-25 августа 1835 года) он указывает на свои долгие путешествия по степи:

  "...Лето провел я в степи, сделал верхом я 1500 верст..."

     А в степи в ту пору  было совсем не безопасно. Кочевые племена устраивали засады на берегу рек, нападали на селения, угоняли скот, убивали и брали в плен поселенцев, чтобы потом их продавать на рынках в Хиву или Бухару , нападали и на торговые караваны, брали с них откуп.

       С  конца 1835 года и по 1837 год были основаны, кроме Николаевского фортификационного укрепления на линии обозначенной границы, еще Императорское, Наследницкое, Михайловское и Константиновское. Расстояния между ними доходили до 100 км, а свои названия эти укрепления получили в честь носителей царской власти.

     Эти сооружения различались размерами периметров ограждений, количеством служащих там казаков,  высотой и толщиной оборонительных стен, а также наличием в них церкви, поднимающей боевой дух воинов и дающей возможность остаться в живых и продолжать обороняться в том случае, если неприятель прорвется внутрь.

   Такие церкви были построены в 1844 году в Наследницкой (в честь Св.Александра Невского) крепости, а  в 1847 году и в Николаевской (в честь Св. Николая Чудотворца).  Примечательно, что в Николаевском укреплении храм, по словам местных жителей, был изнутри до середины оббит плюшем. Рядом было устроено местное кладбище. А в период коллективизации это кладбище разворотили тракторами, устроив из церкви склад. Лишь с 1979 года её начали обратно восстанавливать. До наших дней в целости сохранилась одна надгробная плита священника Василия  Троицкого, уроженца Тамбовской области села Луговитка, который скончался на 31 году жизни 18 июля 1861 года.  Других сведений о нем не найдено. В 1957 году в Наследницком укреплении был найдет подземный ход, что вел из церкви к реке. Предполагают, что в Николаевском он должен тоже быть.

  Введенные в действие реформы царской власти 1822г и 1824 г отменяли ханскую власть и ограничивали права султанов. С появлением Новолинейного района  казахи теряли еще и свои пастбища.

    Потомок хана Абылая,  Кенесар Касымов  не пожелал мириться с сложившейся ситуацией и стал оказывать сопротивление с 1837 года по 1847год   казачеству несущему пограничную службу в тех краях. Его отряды не раз нападали на укрепления, в том числе и Николаевское, но полностью захватить их ему не удавалось.

    Совсем не просто было казакам жить среди уральской степи с своеобразным климатом.  Помимо несения воинской службы им приходилось заниматься сельским хозяйством, строительством, рыболовством, охотой и другими ремеслами. Жалованье получали в своем большинстве небольшое. Но, тем не менее, являлись надежной военной силой того времени.

    В конце 19 в. исторический процесс расширения территории Российской империи практически завершился. Пограничные укрепленные линии утратили свое прежнее стратегическое значение и на рубеже 19-20 вв. были оставлены казаками.

   Николаевское укрепление  и поныне на страже пограничных интересов , молчаливо продолжает нести свою службу, напоминая о еще не совсем далеких временах нашей истории.