По следам Ильфа и Петрова Рыбинские известия 149 о

Владимир Макаров 3
                Идея о создании оригинального туристического маршрута в Рыбинске витает с начала 70-х годов прошлого века. Читатель спросит: «А почему именно с этого времени?» Да потому что тогда в нашем замечательном городе снимался один из лучших фильмов отечественного кинематографа – «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая.
А что если организовать туристический маршрут по местам странствий героев Ильфа и Петрова? Сделать это в общем-то реально.
 Вспомним, где начинается действие фильма. Известно, что Остап Бендер вошел в Старгород со стороны деревни Чмаровки, а на самом деле – от самой Волги, от того места, где теперь расположена смотровая площадка. Таким образом, начало маршрута совпадает с с началом фильма. Когда наш город благодаря многочисленным потокам туристов станет богатым, в этом месте можно поставить памятник Яблоку, подаренному Остапом беспризорнику. Пусть этот памятник будет символом человеческой доброты.
Идем дальше  по улице Стоялой. В том месте, где  улицы Крестовая  пересекает Стоялую, напротив дома, где когда-то располагалось подворье Югского монастыря, а сейчас находится часовая мастерская, для съемок фильма был построен макет дома. Именно здесь (в фильме этот фрагмент занял совсем немного времени) Остап Бендер И Киса Воробьянинов, возвращаясь от вдовы Грицацуевой, встречают слесаря – интеллигента Полесова, ранее узнавшего Воробьянинова и посланного Еленой Станиславовной для организации встречи. В конце разговора Остап говорит Полесову колоритную фразу: «Ведите нас, таинственный незнакомец!»
Идем дальше, вернее, переходим Крестовую, и попадаем опять на место, где разворачивались действия фильма. Здесь Киса Воровьянинов, прогуливаясь по городу, встречает отца Федора, несущего только что похищенный стул.. На этом месте соперники, выражаясь языком военных, «входят в соприкосновение». Действие продолжается на берегах Черемухи – но мы туда еще придем!
 «Дом вдовы Грицацуевой» обветшал, его стены подперты деревянными конструкциями, а мы помним, как он был когда-то красив. Неплохо бы этот дом восстановить и как архитектурную достопримечательность, и как «Дом вдовы Грицацуевой» для предполагаемого маршрута.
В нем можно поместить магазин сувениров с учетом темы фильма «Двенадцать стульев». К примеру, можно предложить туристам «фуражку Командора», ситечко от вдовы, маленькие копии чайников отца Федора и, конечно, маленькие копии знаменитых стульев, не говоря о многочисленных открытках и прочих сувенирах. Вообще, в части сувениров можно развить фантазию.
Конечно, в этом доме должны быть кафе или ресторан «У Вдовы», где публика будет сидеть на настоящих стульях из фильма. Неплохо бы, если бы интерьер соответствовал показанному в фильме. Обязательно должна быть сооружена лестница, которую мы видели во время «схватки» Кисы с Бендером, рвущих обшивку стула.
Теперь остановимся у пожарной каланчи, она фигурирует во многих эпизодах фильма: к примеру, когда «голубой воришка» Альхен сдает в металлолом трубы духового оркестра, на заднем плане хорошо видна пожарная каланча.
 От стен пожарной каланчи прекрасно виден железнодорожный мост, под которым Остап Бендер, направляющийся за ордерами на мебель, как он образно выразился к «герою труда» Коробейникову, кричит проходящему составу: «Лед тронулся!»
 Далее с моста через Черемуху можно показать туристам место, где сцепились в битве за стул и долго не могли одолеть друг друга Ипполит Матвеевич и отец Федор. Старого деревянного моста давно уже нет, но на месте, где был растерзан первый стул, можно бы установить какой-нибудь памятный знак. Хорошо бы облагородить это место и поставить там стул - хоть из чугуна – сочинить легенду о том, что посидевший в этом стуле станет богатым и т.д. Сколько подобных сказок придумано в других городах, чтобы привлечь туристов!
По маршруту следования желательно установить стационарные, хорошо оформленные стенды с фотографиями снятых здесь сцен – это даст возможность туристам «окунуться» в атмосферу фильма.
 Теперь об экскурсоводах. Конечно, было бы очень здорово, если бы экскурсии проводил сам «Остап Бендер», но я понимаю, что экскурсоводов такого типажа найти довольно трудно, поэтому экскурсовод может быть в облике отца Федора, или Воробьянинова, а, впрочем, подойдет любой герой фильма.
 В целом идея и маршрут мною изложены. К сожалению, из него выпадает особняк на углу улиц Крестовой и Пушкина, где расположена библиотека, - там по фильму находится Дом престарелых, куда Бендер ходил в поисках стула. Не задействован и участок Волжской набережной около мельницы – там снимался хороший продолжительный эпизод с посадкой героев фильма на пароход «Скрябин», а также железнодорожный вокзал, где отец Федор отпускал в почтовый ящик письмо своей жене. Но про эти эпизоды  можно рассказать  во время экскурсии  и объяснить туристам, изъявившим желание посетить эти места, как туда пройти.