О предчувствии, о памяти Любви...

Сергей Атмож
Жуткие предчувствия - предсказания двух любящих людей.

Последнее письмо Надежды Мандельштам своему мужу Осипу Мандельштаму:

«Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память.
Осюша - наша детская с тобой жизнь - какое это было счастье. Наши ссоры, наши перебранки, наши игры и наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?
Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка - тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, мой милый слепой поводырь…
Последний сон: я покупаю в грязном буфете грязной гостиницы какую-то еду. Со мной были какие-то совсем чужие люди, и, купив, я поняла, что не знаю, куда нести все это добро, потому что не знаю, где ты.
Проснувшись, сказала Шуре: Ося умер. Не знаю, жив ли ты, но с того дня я потеряла твой след. Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю? Я не успела тебе сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе… Ты всегда со мной, и я - дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать, - я плачу, я плачу, я плачу.
Это я - Надя. Где ты? Прощай.
Надя.
22 октября, 1938 г.

***
В ноябре 1933 года Осип Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую прочитал полутора десяткам человек. Пастернак этот поступок называл самоубийством.
Кто-то из слушателей донес на Мандельштама. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают.

27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.

***
"Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,
И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –
Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.
И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.
Не будет процессии. Меня не украсят фиалки,
И девы цветов не рассыплют над черной могилой…"
Осип Мандельштам.

***

Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребённым.
Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.


***
Сергей Атмож, -... о памяти Любви...
Ноябрь, 2016

***
Иллюстрация с картины: Портрет «Осип Мандельштам».