Созидание Глава 12 1971 г. Часть 4-9 старые улочки

Дудко 3
          ЭСТОНИЯ     ТАЛЛИН               УЛОЧКИ   СТАРОГО   ГОРОДА



СОЗИДАНИЕ   

ГЛАВА 12   1971 г.

ЧАСТЬ 4-9   СТАРЫЕ  УЛОЧКИ  ТАЛЛИНА


Мы со Светланой много ходили пешком по Таллину.

Нам казалось, что мы побывали уже везде и нам многое в этом чужом городе уже знакомо и понятно.

Иногда  мы могли, бродя по брусчатке из булыжников, заблудиться. И тогда неожиданно попадали в незнакомые места.

 Вроде бы мы уже здесь были, но нет… Улочка была незнакомой. И домики – другие. Да – нет, вроде бы они те же…

А потом мы поняли – дома и улочки старого Таллина все схожи между собой - отчасти внешним видом, но главное - своей душой.

 Кроме того, всё пространство этих улочек, и небольших домов, зажатых соседними и тянущимися к небу своими остроконечными крышами, были окутаны медленной мелодией звенящих в многочисленных храмах – колоколов. И маленькие магазинчики и кафе, попадавшиеся часто на нашем пути, сбивали нас, заставляя думать, что мы здесь уже были…

Старинные улочки Таллина навевали на нас мысли о прошлом этого сказочного города.

Старый Таллин состоит из двух частей: Верхний город, расположенный на возвышенности Тоомпеа (от эстонского Toompea — что значит «соборный холм») с обрывистыми краями и Нижний город.

Удивительно, но эти два поселения всю свою многовековую историю жили совершенно разными жизнями. В замке Тоомпеа и в домах Вышгорода жили своей жизнью иноземные дворяне и властители, а в нижнем — торговцы, ремесленники и т.д.

Первым поселением на территории старого Таллина было деревянное укрепление на холме Тоомпеа, основанное, предположительно в XI веке.

Согласно одной из легенд холм Тоомпеа — это могильный холм могущественного и славного богатыря Калева, первого предводителя свободолюбивых эстов, сложенный из громадных глыб его безутешной вдовой Линдой.

 И только один камень, самый большой, не смогла удержать Линда, выпал он из ее рук и Покатился вниз. Горько заплакала вдова, и так обильны были ее слезы, что из них образовалось озеро, получившее название Юлемисте — Верхнее (то самое, где живет Ярвевана).

Чистое, как слеза, озеро поит Таллинн. «Камень Линды» сохранился до наших дней, он лежит в прозрачной воде у самого берега. И даже легендарную Линду вы можете увидеть — вот она, горестно склонившись, сидит на камне.

Такой вдову славного Калева изобразил скульптор Аугуст Вейценберг в 1920 г. Эта красивая скульптура находится здесь же, на склоне Вышгорода, в сквере, который теперь называется Линдамяги — горка Линды.


Про озеро Юлемисте существует много легенд. Расскажем ещё – парочку.

Слуги Вана — Вигалаского барона.

Когда-то в усадьбе Вана-Вигала жил барон, в чьем услужении было множество духов.
Поехал он однажды в Таллин через озеро Юлемисте. Барон строго-настрого запретил кучеру оглядываться во время езды по воде.

Карета мчалась как по зеркалу. Когда она приблизилась к берегу, где было мелко, кучер все-же посмотрел назад. К своему великому изумлению он увидел, что вокруг кареты суетились духи: они переносили доски из-за колес кареты и ставили их впереди нее — так они строили мост, по которому ехала карета.

Как только кучер оглянулся, карета с упряжкой лошадей провалилась в воду. Но так как берег был сов-сем близко, кони вытащили карету на сушу и никто не утонул.

Барон и говорит кучеру: «Ежели бы ты оглянулся посередине озера, мы бы утонули. Духи перестают работать, если хоть кто-либо из людей видит их. Не смей больше нарушать мой приказ!»



Почему Таллин никогда не будет достроен.

Раз в году, в темную осеннюю полночь из озера Юлемисте выходит седой старичок, Ярвевана; спускается с холма к городским воротам и спрашивает у стражи:

— Ну как, готов город, или все еще строится?

В больших городах работы строителям всегда хватает: если не строятся новые здания, то и со старыми домами хлопот немало. То тут, то там надо подправить, подкрасить или перестроить, работа идет непрерывно, и не бывает дня, чтобы все мастера отдыхали одновременно. Но если вдруг случится небольшой перерыв, то об этом озерному старичку нельзя говорить и пол-слова. Страже у городских ворот дан наказ отвечать, ему всегда одинаково:

— Город еще далеко не готов. Пройдет много лет, прежде чем все работы будут закончены.

Тогда чудной старичок сердито качает головой, бормочет что-то невнятное, резко поворачивается и уходит обратно в озеро — его вечное жилище.

Но если озерному старичку ответят, что город готов и строить там больше нечего, воды Юлемисте устремятся с холма Ласнамяги на прибрежную низменность и затопят Таллин.



В 1219 году город захватили датчане и построили Малую крепость, остатки которой и по сей день сохранились в древнейших частях находящегося на Вышгороде замка.

 Через четыре года эстонцы предприняли попытку взять город, но овладеть неприступной по тем временам крепостью не смогли.

 В 1343 году отряды крестьян осадили Таллинн, но и они были разбиты врагами.

 Датчане, не рассчитывая на собственные силы, прибегли к помощи Ливонского ордена, наступавшего в то время на русский город Псков. На Таллинн двинулись хорошо вооруженные, закованные в латы полчища.

 Эстонское войско вынуждено было снять осаду и отступить. Событие это вошло в историю под названием восстания Юрьевой ночи, а место битвы с тех пор называют Сыя-мяги (гора войны).


 Это часть истории страны нашла отражение в легенде об основании Таллина. Согласно ей, около двух тысяч  лет назад сын и дочь одного датского короля воспылали друг к другу запретной страстью. Узнав об этом, их отец решил изгнать дочь из страны, так как считал её главной виновницей. Принцессу посадили на корабль без руля и пустили в открытое море. В итоге буря прибила его к северному побережью Эстонии, и дочь короля высадилась на берег.

 Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сначала роскошный замок, а вокруг него - город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
 
 Но вскоре об этом прознал король Дании и захотел подчинить себе этот город. Сел он корабль и отправился к дочери - якобы просить прощенья.

Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу. Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе.

 Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллин, Не правда ли, звучит как музыка?

Сначала Таллин был небольшим городом и рос медленно, а жители его мечтали о том, чтобы город стал большой торговой гаванью.

 Но купеческие корабли не шли в Таллин, и тогда кому-то в голову пришла мысль построить большую церковь с самой высокой в мире колокольней, чтобы проплывающие мимо купеческие корабли заметили её и зашли в порт с товарами.

 Идею одобрили и стали искать человека, который мог бы построить подобную колокольню. Но долго не находили и уже совсем было отчаялись, когда откуда ни возьмись вдруг появился никому не известный богатырь и стал наниматься строителем церкви. Жители бы с радостью согласились - да вот беда, плату незнакомец просил больно высокую - десять бочонков золота.

Правда, он добавил необычное условие: если горожане узнают его имя, он не возьмет с них ни гроша.

Таллиннцы пообещали богатырю заплатить все деньги сполна, если он построит им церковь с колокольней необычайной высоты, а сами понадеялись как-нибудь выведать его имя и увильнуть от оплаты.

Церковь решили построить в нижнем городе, потому что на холме в неё могла бы попасть молния, и мастер приступил к работе. Кладет камень - стена поднялась, кладет другой - свод готов. И обувь на строителе волшебная - ступит шаг, а глядишь - целую версту прошел.
 Пытались люди с ним дружбу завести,, чтобы узнать имя, но мастер был немногословен и ни с кем не знался. То ему надо в Нарву, то в Хальяла - там он подкреплялся и отдыхал, там у него жена жила.

А строительство церкви приближалось к концу. Страх таллиннцев рос. Никто еще не выведал имени строителя. Откуда взять бочонки с золотом? Делать нечего, выслал город лазутчика в Хальяла, к жене строителя, в надежде что-нибудь узнать.
 
Сперва лазутчику не везло. Но вот однажды он проходил мимо дома жены строителя и услышал, как она баюкала младенца:

Баю-баюшки, малышка,
Завтра Олев наш придёт
Много злата привезет!

Лазутчик поспешил в Таллинн с радостной вестью: имя строителя - Олев!

Строитель был как раз на вершине башни - устанавливал крест на шаре.

Таллиннцы давай снизу окликать его:

- Олев, Олев, ты уж постарайся! Крест накренился! Ты уж его поправь!
 
Мастера словно молнией пронзило. Горожане узнали его имя, не видать ему золота!

 В ужасе руки Олева разжались, отпустили крест, строительные леса прогнулись под его ногами, потерял он равновесие и полетел вниз.

 Долго падал мастер, пока не ударился оземь. В тот же миг тело его окаменело, а изо рта выскочила жаба и выползла змея.

 Их можно и сегодня увидеть у церкви застывшими в камне. А церковь в народе стали называть Олевисте, по имени мастера, построившего ее.