На микрике по России. 2 часть. Рязань, Константино

Юрий Игнатюгин
В Рязань

Из Тулы держу курс на Рязань. И навигатор рулит мной, но чувствую по указателям я - еду в Москву. Оказалось, что в Рязань из Тулы нет прямой дороги. И нужно приблизиться к объездной московской дороге. Проехать по ней километров шестьдесят, и только потом уже поворачивать на юг и Рязань. И вот повернул,и что я вижу? Сразу же возникает указатель- Челябинск. И цифра сбоку – 1800 км. Прислушиваюсь к кровотокам в черепе – идут по кругу. Прикидываю что от Челябы до Новосиба еще столько же, и с кружением внутричерепным мне бы лучше отдохнуть в номерах и обдумать маршрут. А пока рулю в Челябинск и подыскиваю мотель. Проезжаю Рязань. Вокруг нее нет объездной дороги и трасса, мне кажется, идет через город. Туча светофоров! Но вот уже и загород и видны стоящие на обочинах фуры. А мотелей-отелей-трактиров не видно. Ага! Впереди идущая фура начинает съезжать к освещённому забору, а на нём надпись – «шашлык». Значит мне туда дорога. Может быть и кровать при шашлычной найдется.

Парковка забита фурами, и я притыкаюсь к зданию с тыла. В столовой командуют чёрные. За столами сидят они же. Нахожу «белый» стол и прошу разрешения присоседиться. Мужики не возражают. Понимающе кивают – садись лучше с нами.

Они дальнобойщики. Все трое едут одной компанией из Баларуси в Ханты-Манты. Соблюдают правила и отдыхают по графику. Девять часов езды в сутки это не то что раньше – двадцать девять часов за присест. Сетуют на придорожный сервис – раньше было лучше – варили вкусно и угощали русские бабы в маленьких пельменных и столовых, а теперь чернота заняла эту нишу. Настроили бетонных храмин и кормят непонятно чем. Действительно стало многовато заведений типа чайхан. Они даже хитрят – вывеску пишут «Светлана», а внутри сидит у кассы Магомет. Аппетит пропадает. И, сами видели, люди плюют и уезжают дальше. В Беларуси по- другому. Но там Батька не шибко толерантный. Поэтому шашлычных мало, зато есть человеческие каши и супы. А харчо нету.

Проверю на обратном пути. А пока спрашиваю у очередного Абдуллы - как у них с номерами. - А никак! Строим пока. И тычет в потолок в направлении второго этажа. Выхожу на улицу и оглядываю мрачный бетонный блок. Внизу чайхана на тридцать мест, а вверху окна не светятся. Набираю кипятка из бойлера и пью чай уже в машине. С немецкими булочками. Делаю несколько глотков вина и, отправив вацапом отчет жене, валюсь на боковую.

Утром подробно умываюсь и нахожу «плюс», единственный, в том что Азия пришла под Рязань – шланг рядом с унитазом. Я про такое только слышал от путешествовавших по туркам. Долго думал как оно работает. Но рваных газет на гвоздике не обнаружил, поэтому воспользовался…. От этих дум в голове не стало яснее и я решил съездить с Москву к родственникам, и там прийти в себя. Потом буду решать – ехать домой или в Сибирь. Пока же осмотрю Рязань. И я разворачиваю лыжи!



*Рязань. Константиново*

В Рязани побыл я в Кремле. Изумительные валы, когда-то представлявшие защиту низеньким стенам кремля, поросли изумрудной травой - муравой.

Через вал пролегли тропки веками нахоженные богомольцами по пути в церкви Кремля. Сейчас по валу бегают трусцой бегуны и собаки. Одна пыталась меня обнять и расцеловать. Едва увернулся. Хотя была она любимой моей породы –

дворпинчер. В Кремле, за невысокими стенами, всё дышит стариной. Неспешно живёт Рязань. Послушал в монастырской церкви службу и пение. Прошелся по парку к оставленной машине и понюхал осень.

Пахло грибами и прелью! Рядом храм Ильи Пророка. Тут же памятник революционерам и С. Радонежскому. У ворот парка лужа и в ней купающиеся сизари. Приблизился чтобы снять – притихли, но потом оживились – нужно спешить вывести блох перед зимой в последний погожий день. Думают – пусть снимает мужик, мы же в перьях. Получилось трогательное видео.

На площади конный памятник. Подойти и почитать мешают машины. Остановил интеллигента – скажите пожалуйста, кому этот памятник? Тот не стал напрягать голову и достал смартфон.

- Олегу.

- А как Олега фамилия?

- Наверное Вещий.

И ускакал на зеленый свет по переходу. Пришлось мне самому узнавать в своем бортовом компьютере кто стоит на площади. Олег Рязанский.

Невдалеке гайцы «рыбачили» лениво. Я расспросил их о правилах включения света фар и скоростных режимах. Успокоили – поезжайте за фурой, их мы щадим.

Пока ходил по городу у моего горбунька намело сугроб листвы. Живопись!

Не даёт покоя мысль о дороге на Новосибирск. До него еще более трёх тысяч.Решаю, все-таки, ехать в Москву и там отдохнуть у Дениса или Алексея. А там видно будет. Пройдет головокружение и можно будет ехать на восток. Или. Про «или» думать не хочется. Да! Постовые мне подсказали, в ответ на мой вопрос – что можно еще в Рязани увидеть - побывать на родине Есенина. И, случайно ли, Константиново лежит по пути в Москву.



Километрах в тридцати свёрток с трассы и просёлками добираюсь в село. Во времена есенинские тут было шестьсот дворов. Но я не объезжал все село, а по указателям сразу на площадь попал. К магазину и кассе музейного комплекса. Купил символические есенинские конфеты в пакетиках - немцам своим сувенир.

Билет купил только для посещения дома Есениных. Были еще другие разные – выставки, дома помещиков и помещиц, но мне подавай поэта.

От кассы к Дому ведет дорожка вдоль широкой улицы. Стариной и спокойствием, пока без ротозеев туристов, иду вдоль домов мимо поповского дома и часовенки к серебристому тополю. Это дерево посадил сам поэт. Во дворе у крыльца опадает листвой клён. И стоит памятник

Есенину Сергею Александровичу. Благостная хранительница Ольга, пока не напали экскурсии, водит меня одного по дому и с удовольствием поясняет.

- Четыре двери из сеней нужны для того чтобы в пожар быстрее вынести вещи….

- Стол книжка привезен отцом Сергея из Москвы. (надо же, думаю, а мы удивлялись такому чуду столярного мастерства в семьдесят пятом году).

- часы настенные никогда не останавливались и идут по сей день…

- Семья Есениных была самой богатой в Константиново, поэтому Александру досталась самая красивая Татьяна.

- А Вы, Ольга, давно тут живёте?

- А всю жизнь. И знаете, каждый день, выйдя из дома благодарю бога за ту красоту в которой живу. Посмотрите вокруг! Тут или в других таких же местах и должны жить и рождаться поэты.

Она обводит рукой пойму Оки. И я вспоминаю похожую картину поместья Пушкина в Михайловском. Точно так же, на бугре, стоит дом Поэта и перед ним, в низине, в пойме лежит страна русских.

Долго говорим о музеях Пушкиногорья и прочих музеях – усадьбах. Вспоминаем Гейченко – хранителя всего Святогорского музейного комплекса. Предлагаю Ольге сфотографировать меня – монстра видевшего самого Гейченко! Она смеётся – хотя и молода, но тоже сподобилась встречаться с ним.

Подходит учительница с выводком второклашек и я раскланиваюсь с добрым человеком и в дровянике, у музейного художника, покупаю жене глиняный свисток – коровку.

- Давно ли Вы тут живёте? Пристаю уже к нему с вопросом.

- А уже тридцать лет, с тех пор как племянница Есенина Сергея занемогла, и мой отец помог ей вылечиться в Москве. Потом она отписала свой дом отцу – он был художником музея. Теперь я художествую.

Прямо напротив дома Есениных стоит церковь с необычным шпилем.

Обычная луковка под крестом здесь выглядит как луковая стрелка. Я бреду по аллеям к дому Кашиных и вокруг него, и выхожу на край холма. Тут стоит огромный портрет Сергея и за ним вся наша Родина. Ока, поля, луга, леса и края земли нет. Туман.

У машины меня ждёт любопытный молодой человек. Ему интересны мои иностранные номера. Долго расспрашивает меня, но о себе только то, что из Кёнигсберга. Не из Калининграда. На вопрос почему, отвечает, что не любит дедушку-козла Калинина. Интересно – только он не любит или теперь это повально?



Москва-Дубна

Приближаюсь к Москве и пора заботиться о логове. Первым звоню Алексею с Леной. Но уже как много лет подряд они не берут трубку и знакомство с троюродным братом отодвигается в далёко. А двоюродный племянник Денис берет трубку сразу.

-Денис, это твой любимый дядька.

- Ага, ночевать негде? Щас звоню Наташе. Адрес помнишь?

- Уже в навигаторе.

- Я буду в семь.

Вот это да! Ни реверансов, ни ужимок!

Долго еду, сжимая руль крепко, по МКАДу и мрачному туннелю. Пробки, и в них лихие водители-воители и даже водительницы не способствуют расслаблению. Никто никого не пропускает за просто так. Нужно втискиваться и не до улыбок и благодарных жестов. Все спешат. Два часа по улицам города монстра, и я въезжаю во двор у останкинской башни. Дербаню свертки с подарками новосибирякам. Отделяю москвичам конфеты и колбасы. Не забыть вино и пиво! Как и в прошлый раз бьюсь с входной дверью. Шифры, коды, непонятные буквы. У каждого города и даже дома в России свои методы открывания дверей. То нужно набрать номер квартиры и ждать, то после набора жать букву «В», а то и пинкод вводить…. Но помог мне и встретил на этаже сын Дениса Артём. Он нянчит своего трёхлетнего брата Серёгу. Включил ему мультики и засунул в постель. А сам учит уроки в компьютере и беседует со мной. Я, пока нет взрослых, уже помылся и постирал своё носильное нательное.

Артём показывает мне свою мастерскую на лоджии. Там, на картонную коробку он положил доску, к ней привернул тиски и струбцину. И лобзиком выпиливает пистолеты, автоматы и ножи-сабли. Чертежи качает с ютуба и сам переводит на фанеру. Такие красивые вещи делает в свои одиннадцать лет! А еще собирает соборы и церкви из бумажных конструкторов. Несколько таких игрушек уже украшают шкафы в зале и кухне.

Вскоре приходят родители и мы начинаем пить и веселиться. В прошлый мой приезд к ним Наташа  вылечила мои ноги мозольным пластырем, а в этот раз Денис лечит мои головокружения водочкой. Сам, после того как в бутылке осталось только на один компресс, распробовал моё пачковое вино. За полночь ухожу в отведенную мне комнатку и просыпаюсь уже часов в семь утра. Что-то шуршит. Это Артём собирается в школу. Выхожу в прихожую проводить ребёнка. Родители-то спят. Бедный Артём! Обречённо влазит в огроменный рюкзак, под мышку самокат и, не позавтракав – в школе накормят, уходит в темь. Я иду в постель и интернет. Выспался и нужно ждать когда встанут хозяева. Батарейка в телефоне села, и я беру учебник русского языка за пятый класс. Лучше бы я этого не делал!

На двух страницах я увидел столько нового! И старого тоже. Там был такой текст:

… как погладить правильно брюки. Вначале нужно низ штанин очистить, с помощью мокрой тряпки и щётки, от грязи и пыли. Потом, совместив швы штанин, разложить брюки на столе предварительно подстелив снизу одеяло и укрыв его тряпкой. Затем гладить горячим утюгом через влажную тряпку…

Из какого века эта инструкция? Чему учат московских школьников! Что они поймут? Какие брюки если уже давно все поголовно носят штаны или джинсы. И не гладят ни разу. Какие тряпки! Какое одеяло? И кто составлял такие учебники?

Много нового вычитал я в этом учебнике. И вам советую. Удивитесь на любой странице!

Но вот уже подъем всеобщий и, после завтрака, я прощаюсь. Полюбовавшись кучей листвы на денисовом форде, уезжаю из столицы.

(У Дениса в машине лежит большой чемодан. А в нём два огнетушителя, весь инструмент, буксиры, флажки. Хотя машине только месяц от роду. Вот так живут московские автовладельцы. Если хотят жить!)

Оба навигатора работают на этот раз исправно и уже часа через четыре я въезжаю в
Дубну. Двести кило позади. Тётя из телефона сообщает- Вы прибыли к цели! На домах не видно номеров и я иду искать пешком. Интеллигентного вида мамашка с коляской объясняет мне что в этом городе, как и везде в Росси, всё через ж… и номера нужного я не найду. Потому что улица Понтекорво совсем не тут, а вон там. Ну что ж, еду в указанную сторону по ухабам и вскоре вижу дом с нужным номером. Огромный номер, нужно добавить, виден за полкилометра. Видимо только тут и начинается наукоград.

продолжение:http://www.proza.ru/2016/11/06/2357