По следам минувших веков

Анастасия Абанина
               
    Ученые установили, что история людей на Южном Урале началась около 200 тысяч лет назад.  Но конечно, в данном случае, возможна погрешность в одну или несколько тысяч лет.

    Скорее всего, люди пришли с юга, постепенно перемещаясь вдоль берегов полноводных рек вслед за животными, на которых охотились. Уже тогда жили родственными общинами в стойбищах, откуда группы охотников-разведчиков отправлялись на поиски добычи. Древнейшие люди охотились на диких лошадей, северных оленей и мамонтов.

    Мы знаем сравнительно мало о древнейших народах нашего края: как и какие каменные орудия они делали, как жили, на кого охотились. Знаем, что население нашего края было очень немногочисленным.
 
    Позднее, между 14 и 7 тысячами лет назад, новая волна переселения пришла на Южный Урал с юга, из Казахстана и Прикаспия.

    В конце каменного века (7-6 тысяч лет назад) на Южном Урале жило несколько народов. Ученые считают, что охотники-рыболовы, жившие тогда в лесостепях Урала, говорили на языках, похожих на языки современных народов - хантов и манси. В то же время южнее, в степях Южного Урала, уже появились общины людей, которые занимались разведением домашних животных. Но так считают не все ученые.

    В бронзовом веке (4-3 тысячи лет назад) на Южном Урале жило несколько народов. Степных обитателей Южного Урала тех времен ученые называют андроновцами (по месту первой находки остатков их жизни).

    Андроновцы были потомками местного населения, смешавшегося с пришельцами из Казахстана и Поволжья.

    Сначала они жили в добротно построенных поселках по берегам рек и пасли на приречных берегах стада коров, отары овец и табуны коней. К концу бронзового века климат изменился - стал очень теплым и сухим. Чтобы прокормить животных, людям приходилось их перегонять летом на дальние пастбища.

    Около трех тысяч лет назад они и вовсе перешли к кочевому образу жизни. В лесах жили другие народы. Среди них были черкаскульцы, которых называют так, поскольку первые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области. Черкаскульцы занимались охотой, рыболовством и переняли от своих южных соседей навыки разведения домашних животных.

   Потомки черкаскульцев из-за наступивших плохих климатических условий частично переселились на запад, в Башкирию, а в южноуральские степи двинулись скотоводческие народы из Казахстана. Ученые считают, что степные и лесные народы тогда говорили на разных языках, но общались между собой.

   Около 3 тысяч лет назад началась новая эпоха в древней истории - железный век. В степях Южного Урала исчезли постоянные поселки. Семьи кочевников со стадами передвигались по сезонным пастбищам. Овцы и кони кормились зимой сами, разгребая ногами снег до травы. Огромные степные просторы Казахстана,Южного Урала, Поволжья были населены в этот период кочевыми народами.

   Впервые мы можем сказать, как именовались тогда степные народы их современниками - саками и сарматами. Эти названия сохранились благодаря рукописям древних греков и китайцев, надписям древних иранцев, у которых уже была письменность. Саки и сарматы говорили на языках, похожих на современные таджикский и осетинский. Севернее, в лесостепях и лесах нашего края, в этот период жило несколько народов. Мы знаем их только под условными именами: иткульцы (впервые остатки их культуры были раскопаны на озере Иткуль, на севере области), гороховцы, жившие в лесостепях там, где сейчас расположена Курганская область.

   Народы перенимали друг у друга различные достижения, смешивались друг с другом.

   Издалека, из степей Монголии и предгорий Алтая, по степям на запад устремлялись один за другим людские потоки. Они завоевывали кочевые народы. Не обошли они стороной и наши степи. Далекие предки венгров, населяющих сейчас одну из европейских стран, когда-то были кочевниками и какое-то время жили в наших степях. Ученые раскопали здесь их погребения. А язык венгров похож на языки народов хантов и манси. 
 
    Большинство кочевых народов, переселявшихся по степям 1600-700 лет назад, говорили на языках, родственных тем, на которых говорят сейчас татары, башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы.

    С одной из волн переселения в степи Южного Урала около тысячи лет назад пришли далекие предки башкир и казахов. Они также были кочевниками. Здесь они обрели родину и постепенно осели, то есть стали жить оседло. Жившие здесь раньше народы постепенно слились с предками башкир и казахов. Более 700 лет назад эти места пережили нашествие монголов. С монголами на Южный Урал пришли народы, известные затем как сибирские татары. Но в большинстве своем современные татары переселились в наш край позднее из Поволжья. После монгольского завоевания случилось так, что на несколько веков башкирские племена оказались на территориях разных государств, таких, как Казанское и Сибирское ханства. Только с вхождением Башкирии в состав России в середине XVI века и присоединением Зауральской Башкирии к России уже в XVIII веке это разделение было преодолено.
Это немного из далекой истории.

   А что же происходило относительно недавно?

   На протяжении десяти лет, в 80-ых годах прошлого столетия проводились раскопки Урало-Казахстанской археологической экспедицией под руководством Николая Борисовича Виноградова вблизи села Кулевчи. Наиболее интересно из выявленных экспедицией поселение Кулевчи–1, находящееся в 500 м северо-восточнее современного села, на левом берегу реки Карталы-Аят.

   Мощность слоя со следами бытования человека на поселении достигает двух метров. Такие напластования могли образоваться только за очень долгое время его существования. Находки вещественных предметов позволяют датировать поселение второй половины II-го тысячелетия до нашей эры. Было найдено более 400 находок, из которых только сосудов различной формы – 70. Более половины – отлично сохранились. Все эти предметы 2–3,5 тысячелетия назад служили своим хозяевам – представителям Алакульской культуры.

   Много ценных находок дал курган, обнаруженный студентом исторического факультета Александром Гутковым. Захоронения были не тронуты древними грабителями и хорошо сохранились. Археологи нашли золотые и бронзовые украшения, медные и бронзовые ножи и кинжалы. Также была найдена редчайшая бронзовая гривна, всего лишь третья в нашей стране. Находки рассказали также и о вкусах древних модниц. Были найдены остатки первобытной косметики в костяной трубке.

   Носили также представительницы прекрасного пола очень красивые короткие кожаные сапожки, шапочки, обшитые бронзовыми бусинками и бляшками. Найденные глиняные сосуды были украшены разным орнаментом, причем отпечаток орнамента был и на внутренней поверхности сосуда. Оказалось, что глина налеплялась на ранее сделанный сосуд, а орнамент просто отпечатывался внутри.

   Летом 2012 года в Варненском районе археологи нашли источник медной руды бронзового века. Ученые предположили, что найденный источник – добывающая шахта, где работали древние рудокопы.

   Находка позволяет подтвердить предположение о добыче и обработке цветных металлов уже во 2-3 тысячелетиях до нашей эры.

   В 2014 году раскопали в Варненском районе очередную стоянку наших предков, живших здесь в  каменном и бронзовом веках. Археологи нашли следы двух развитых индоиранских народов - ровесников Древней Греции и Персии.

   Самым известным памятником архитектуры республиканского значения, находящемся на территории Варненского района на берегу высохшего озера Большое Кесене, является «Мавзолей Кесене», построенный в 14 веке.
 
   Более ста лет назад археолог Э.Ю.Петри произвел внутри мавзолея раскопки и обнаружил погребения не менее трех человек, в том числе одно, «в лубке и досках, до некоторой степени обрисовывавших человеческую фигуру. В лубке, покрывавшем череп, сделано было два отверстия для глаз и одно - для рта. По удалении этого покрова обнаружен был женский скелет. Вокруг шеи скелета обмотана была шелковая ткань... При черепе... две золотые серьги... На пальцах рук... два золотых перстня». Внутри Башни Тамерлана Э.Ю.Петри обнаружил множество костей овец и лошадей с нанесенными на них красной краской знаками. Ученый стал расспрашивать казаков-татар из Варны, надеясь разгадать эту загадку. Оказалось, что местные жители казахи приносили их в Башню Тамерлана, надеясь отвести болезни от себя и своих родственников. Таким образом кости животных поведали о верованиях живших здесь более ста лет назад людей.

   Этим летом мне довелось гостить в селе Владимировка Варненского района Челябинской области. Название это село получило в честь князя Владимира-Крестителя Руси. Расположено в юго-восточной части района, возле границы с Казахстаном, на берегу реки Арчаглы-Аят. Село связано асфальтированными  и грунтовыми дорогами с  соседними населенными пунктами.  Расстояние до районного центра (с.Варна) 54км, до центра сельсовета (с.Кулевчи) 12км.  Было основано в  1837 году.

   В древности  через это место проходило одно из ответвлений торгового пути. У караванного тракта Бухара — Троицк было несколько этих ответвлений. По словам жителей этого села, в нем находили старинные византийские монеты. А последнее десятилетие было найдено несколько монет последнего царского времени в России.

   Исследуя  каменные выступы берега реки Арчаглы-Аят (заметно за последнее десятилетие снизившей уровень воды) , неподалеку от села Владимировка, по пути течения этой реки, мне удалось отыскать несколько черепков старинной глиняной посуды, которая в древние времена использовалась людьми в домашнем хозяйстве и одну каменную плиту ( примерно, 0,7 м х 1м), на которой был выдолблен  знак в виде буквы " Т" (см. фото).

   Изучая этот древний знак, я узнала, что Crux commissa или patibulata — одна из  древнейших, если не самая древняя форма креста, встречающаяся на древнехристианских памятниках.

   Crux commissa — трехконечный, он состоит из двух брусьев, из которых поперечный накладывается сверху на продольный, утвержденный вертикально к земле, так что оба вместе представляют собою фигуру греческой и латинской буквы Т.

   Эта форма креста, помимо простого, без перекладин, столба (;;;;;;) и столба или кола с раздвоениями, в виде вилки (так наз. furca), была в употреблении еще в дохристианском мире, у греков и римлян. Она наглядно представляется у известного сатирика Лукиана Самосатского в его сочинении: «Процесс букв».

   «В одной букве ; ты имеешь крест», говорит св. Варнава, и Тертуллиан: «греческая буква may, а наша (латинская) ; есть образ креста». Существует мнение, что Христос был распят на кресте такой именно формы, т. е. трехконечном, разделяемое многими археологами и подтверждаемое отчасти карикатурным изображением распятия и практикой римского мира.

   Поскольку Южный Урал и его центр Оренбуржье являлись и являются связующим звеном между частями света -Европой и Азией, то это дало возможность культуре края вмещать в себя традиции восточные и западные.

   Вытеснение низших религиозных форм более развитыми можно наблюдать и на примере Урала. Само появление древней формы креста на камне может свидетельствовать о том, что христианство пришло в наш край давно. И определив время появления этого изображения , можно точнее узнать насколько.

   Возможно, что этот знак имеет и другое значение и количество углублений на камне (8 х 8), их горизонтальное и вертикальное расположение, говорит о чем-то определенном и совершенно другом.

   Надеюсь, что эта загадка когда-нибудь будет раскрыта.


 *-в публикации использованы материалы из книги Н. Виноградова "Страницы древней истории Южного Урала".