Легенды-мифы Эльдорадо, или как торговать не надо

Сергей Марфин
Легенду об Эльдорадо придумали испанцы, приплывшие завоевывать неведомые земли индейских племен. В сказочной стране по их представлениям все было из чистого золота: горы, озера, леса. На поиски мифических богатств отправлялись тысячи отважных смельчаков и авантюристов. Прошло время, но до сих пор Эльдорадо привлекает искателей приключений и исследователей древних народностей майя, инков, ацтеков. Звучное слово «Эльдорадо» из «давно» и «далеко» в России возродилось в названиях множества магазинов, казино, гостиниц и баров. В этом смысле «повезло» и Старому Осколу. В городе не первый год «успешно» торгует бытовой техникой магазин «Эльдорадо» - представитель одноименной торговой сети.

Его реклама, буклеты и не всегда приличные слоганы, как правило, достигают цели, и народ стаями слетается к заветным дверям после объявления очередной акции. Но с выбором техники везет далеко не всем. Холодильники, музыкальные центры, стиральные машины и многое другое – вещи дорогостоящие и рассчитанные на годы работы, иногда в течение недели, двух, месяца, полугода приходили в негодность. И только предъявив претензии к качеству товара, покупатели, наконец, рассматривали истинное лицо продавца.

Елена Финогенова, покупатель: 4 июня 2005 года я купила в магазине «Эльдорадо» в кредит холодильник и сразу же оформила доставку. Его привезли на следующий день, когда я была на работе. Вскрыв упаковку, мы обнаружили, что выгнута петля, и холодильник не закрывался из-за щели в дверце. В Лигу защиты прав потребителей при кооперативном техникуме к Раисе Космаковой я пришла 6 июня. У меня приняли и оформили все документы. Тем временем холодильник забрали в ремонт, а старший продавец магазина «Эльдорадо», обещал расторгнуть договор купли-продажи. В полной уверенности, что все решилось наилучшим образом, я купила себе новый холодильник, в другом магазине, тоже в кредит.

Раиса Космакова, президент студенческой Лиги защиты прав потребителей кооперативного техникума: Когда к нам за помощью обратилась Елена Финогенова, мы особо не удивились, поскольку большую часть претензий наша Лига принимает от покупателей магазина «Эльдорадо». Жалобу мы приняли и оформили документы. Спустя несколько дней, встречаю нашего клиента, и она сообщает мне, что ей обещали расторгнуть договор купли-продажи. Проходит неделя, она снова приходит к нам и говорит, что договор купли-продажи с ней не расторгают, холодильник отремонтировали и просят его забрать. Разговор со старшим продавцом, который обещал ей расторгнуть договор, по словам Финогеновой, записан на диктофон. Директор Эльдорадо знает об этой ситуации и предлагает подавать суд. На наш взгляд покупатель поспешила купить холодильник в другом месте и теперь должна оплачивать два кредита. Кстати, другие фирмы, торгующие бытовой техникой, решают дела такого рода профессионально, по одному лишь заявлению покупателя в досудебном порядке и, как правило, извиняются. Получается, что мы работаем только на «Эльдорадо».

Владимир Федотенко, инспектор Российского авторского общества, юрист: Ко мне обратилась Елена Финогенова с просьбой помочь в оформлении документов для суда. Я составил ей исковое заявление, дал консультацию по Закону о защите прав потребителей.

Покупатель Андрей Михайлов имел неосторожность приобрести стиральную машину. Ее три раза ремонтировали, кредит уже погашен. В акте, который выдали клиенту после первого ремонта написано, что машина была отремонтирована в гарантийной мастерской и в качестве запчасти поставлена резинка от трусиков. Вот с такими оригинальными мастерами заключает договора магазин «Эльдорадо». Скорее всего, резинка от трусиков лопнула от смеха и машинку после того ремонтировали еще дважды.

Раиса Космакова: магазин отказывается принимать документы и их, как правило, мы посылаем почтой. Эльдорадо не старается завоевать расположение клиента, но люди к ним идут, привлеченные яркой и назойливой рекламой, сказочными скидками, подарками, беспроцентными кредитами. Привлекательные поначалу моменты, для некоторых людей оборачиваются месяцами беготни. Пенсионер Леонид Король попал в такую же ситуацию. Стиральная машина, купленная в «Эльдорадо» поломалась, но наслышанный о качестве гарантийного ремонта он отказался от услуг магазина и самостоятельно вызвал мастера.

Пока мы разговаривали с Раисой Космаковой, в Лигу защиты прав потребителей за советом пришла женщина, сестра которой купила в «Эльдорадо» музыкальный центр и микроволновую печь. Печь работает исправно, а вот с центром не повезло, почему-то западает диск. В магазине один из продавцов посоветовал ей отвезти технику в гарантийную мастерскую, но и после ремонта он все также не работал. Покупатель снова пошла в магазин и устроила скандал: «Я возила его в мастерскую, потратила 100 рублей!» Начали выяснять, кто ей посоветовал самостоятельно обратиться в мастерскую, но концов так и не нашли. После этого центр снова отвезли в ремонт, но уже за счет магазина. Из мастерской звонят и просят принести диск. Покупатель удивилась, что у них нет такой мелочи для проверки. Видимо, с трудом, но справились и с этой задачей. А центр как не работал, так и не работает.

А вот истории, которые произошли с моими знакомыми. Молодая пара польстилась на обещанный магазином беспроцентный кредит при покупке трех предметов и оформила его на 18000 рублей. Среди купленных в «Эльдорадо» вещей самым дорогим оказался музыкальный центр с караоке. Продавец проверил работу магнитофона, радио, а караоке вроде бы должно работать само. Когда счастливые покупатели дома внимательно прочитали инструкцию, то выяснили, что центр должен комплектоваться CD-диском с  караоке в количестве 3000 мелодий. Тот диск, который они посчитали в комплекте центра, почему-то содержал 20 песен. Покупатель долго не мог встретиться с директором, а продавец объяснил ему, что имеющийся диск подарок от магазина. Долгожданная встреча с директором ничего не прояснила. Вместо извинений тот вызвал охрану и пригрозил: «Если будете нам надоедать, то мы вас в следующий раз отсюда просто вышвырнем!» Мои знакомые нужный диск купили на рынке за 800 рублей, и теперь всем советуют ничего в «Эльдорадо» не покупать. Радостные песни под караоке не получились.

Историям, связанным с магазином «Эльдорадо» несть числа, иногда они настолько оригинальны, что начинаешь задумываться над тем, есть ли предел нашему терпению. Одна покупательница, оформив кредит, получила на руки документ, по которому должны была выплатить взнос в одном из банков. Оператор что-то напутала и деньги ушли на другой счет. Из магазина тут же начали звонить ей и мужу на работу и угрожать: «Если вы не заплатите в срок, вам будет плохо, вы не знаете, с кем связались», - и все в таком же духе. Покупательница объяснила, что она не виновата, но ее продолжали запугивать до тех пор, пока в банке не нашли ошибку.

Хорошо, если вы живете в этом городе и у вас есть время и силы добиваться своей правоты. В сложном положении оказалась жительница поселка Чернянка Зоя Ивченко. В июне 2004 года она и дочь, живущая в Старом Осколе, купили по стиральной машине-автомату. Ивченко инвалид, пенсионер и долго собирала деньги на свою мечту. Сложили свою и родительские пенсии, заплатила более 12000 рублей и увезла машинку в Чернянку. В связи с болезнями и долгими лечениями она смогла опробовать ее только в ноябре, и оказалось, что стиральная машинка не отжимает белье. С тех пор Зоя Ивченко встречалась с разными директорами и сначала просила отремонтировать машинку. Слова действия не возымели и от нее отделывались разными путями. Тогда она написала заявление с просьбой забрать товар и вернуть деньги. Заявление у нее не приняли, и потому пришлось посылать его письмом с уведомлением о вручении.

Зоя Ивченко: Мне позвонил из магазина какой-то мужчина, представился директором. Сообщил, что приедет мастер, и назвал день и час. В назначенное время никто не появился, и я поняла, что стиль их работы кардинально отличается от телевизионной рекламы. С тех пор я регулярно ездила в магазин, но безрезультатно. Все эти волнения несколько раз приводили меня к гипертоническим кризам. Стиральная машина у дочери тоже не работает, но она в отличие от меня бережет нервы, и решила не связываться с этой фирмой. Хочу, чтобы на моем примере люди знали, что не надо покупаться на рекламные акции и выкладывать деньги в сомнительных магазинах. Сейчас мое исковое заявление находится в мировом суде Старого Оскола, и я жду вызова.

Мы тоже попытались встретиться с директором магазина «Эльдорадо», но когда он узнал, что разговор пойдет о негативе, особо распространяться не стал: Откуда у вас такие заявления? Для меня важны результаты экспертизы. Если вы хотите, я дам вам интервью, но публиковать не разрешу!»

Тамара Сагитова, «Осколэкспертиза»: своих покупателей «Эльдорадо направляет в Воронеж. Люди едут туда, тратят 3500 рублей и, когда узнают, что у нас то же самое стоит в 10 раз меньше, можете представить их реакцию.   

Интереса ради, мы посмотрели, а что же пишут в интернете о сети магазинов «Эльдорадо». Информация разная, но негативная один в один сходится с нашей: издевательски-хамское отношение к покупателям, приходящими с претензиями, нежелание директоров что-либо менять в лучшую сторону. Отговорки стандартные в Зеленограде, Волгограде, Челябинске: то нет продавца, то бухгалтера или директора и так до бесконечности. Нигде кроме «Эльдорадо» мы не встречали аббревиатуры ПДС (программа дополнительного сервиса), проще сказать – отъема денег у доверчивых покупателей, которая во многом дублирует гарантийные обязательства завода-изготовителя.

Справка: торговая сеть «Эльдорадо» основана в 1993 году и включает 610 магазинов в России, Украине и Польше. Основной владелец сети Игорь Яковлев по данным журнала «Форбс» занимал 48 место в сотне самых богатых людей России. Согласно неаудированной отчетности за 2004 года оборот «Эльдорадо» составил около 2, 4 млрд. долларов. По разным оценкам это соответствует примерно 20 процентам рынка продаж бытовой техники в России.

P.S. Прежде, чем выйти в печать, статья "вылеживалась" в редакции газеты "Новости" около месяца. Мои начальники "стеснялись" ее публиковать. Работая над ней, я посмотрел что же пишет интернет на тему "Эльдорадо". То же самое, что и мы. Время над ними не властно и, как то ни грустно, не лечит наши обиды и болячки.

Попутно сообщу, что в Белгороде, где есть такой же магазин, жалоб на то время не было, как и из Старого Оскола. Делайте выводы.
Статья опубликована в сети маем 2011 года.