Исаак Левитан. Вечерний звон

Алина Алексеева-Маркезин
 Вечерний звон - Левитан. 1892. Холст, масло. 87х107,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва
          
       Прославленная картина "Вечерний звон" не является портретом определенной местности - как и "Тихая обитель", она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом-Саввино-Сторожевский монастырь и Кривоезерский монастырь на Волге близ города Юрьевца .

       Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...

В картине четко читаются три плана с символическим значением. На первом плане берег, затемненный вечерними сумерками. К берегу ведет узкая тропинка, на песчаном пляже устроена маленькая пристань для лодок. Две пустые лодки ожидают пассажиров, третья, полностью нагруженная уже достигла середины реки.

Символическое значение переднего плана картины несомненно связано с миром земным, суетным и сумрачным. Тонкая тропинка - путь, с которого начинается духовное возрождение.

           Река у мастера становится символом препятствий и соблазнов на пути к Богу.
Главным в работе является дальний план. Здесь мы видим обитель залитую лучами вечернего солнца. Противоположный берег начинается с широкой дороги прямо от воды до монастырских ворот. Башни и купола храмов скромны и сдержанны. Все величие духовного пристанища создается золотистым вечерним светом и розовыми отблесками облаков в небе.

           Автор наполнил свою картину призывом к духовному возрождению, которое ведет к жизни в гармонии с природой. Буйная зелень, обрамляющая монастырь со всех сторон, в отличие от скудной растительности на "ближнем" берегу, подчеркивает созвучие и гармонию между храмом и природой.

      Художнику блестяще удалась водная гладь, отражающая "светлую" сторону реки. Буйство красок, которое расцветило небо на картине, добавляет в настроение работы сказочную и загадочную нотки. Многоплановость и глубокий смысл работы делает ее одной из самых интересных в творчестве великого мастера.

           Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана:
                «Раздумье лежало в основе непрерывных поисков Левитана. Вслед за волжской сюитой 1889 года он создает в 1892 году ряд наиболее «литературных» и философских своих картин — «Вечерний звон», «У омута» и, наконец, как завершение, своеобразный их синтез — симфонию «Над вечным покоем.