На выставке И. Айвазовского. Продолжение 21

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2016/11/02/904

Походив в первый день по выставочному залу, постоянно стремясь выцепить главное из увиденного, признаюсь, что очень устала. Много сил требует осмотр такого количества картин в течение часа.
Увидев, расставленные вдоль стены скамейки, на которых сидели такие же, как и я уставшие зрители, направилась к ним. Отдыхая в сторонке и обозревая зрительный зал с полотнами Айвазовского, пыталась осмыслить увиденное.
Отдельные из, выставленных картин по-видимому не пользовались успехом у посетителей т.к. не заметила ни одного зрителя возле них.
Основная масса, небольшими группами скапливалась у самых больших  полотен. Возможно, народ пытался насладиться нашумевшими полотнами.
- Мне так нравится вот эта картина "Волна", - указывая в сторону названной картины, пожилая женщина обращалась к своей сверстнице, пришедшей с ней на выставку.- Ты уже видела её?
- Нет.
- Так пойди посмотри, - настаивала, сидевшая рядом со мной на скамейке почитательница таланта Айвазовского, - там такой шторм...
- Не хочу. Я не люблю такую живопись. Я люблю спокойное море, - услышала в ответ.

Обращу внимание читателя, что картина "Волна" написана в 1889 году, когда Айвазовский уже был признанным художником в обществе и знал себе цену.
Именно таким он представился мне после прочтения записей Александра Владимировича Жиркевича, сделанных после встречи с художником. Встреча эта состоялась в начале осени 1890 года, по дате близкой к написанию картины "Волна".
Александр Владимирович Жиркевич на тот момент был военным юристом и начинающим литератором.
Вот так он описывал И.К.Айвазовского:

"Первое впечатление было очень не в пользу Ивана Константиновича: передо мною явился важный барин, бюрократ, знаменитость, сознающая свое значение...";

"Наружность Айвазовского в первую минуту производит невыгодное для него впечатление: среднего роста, довольно тучный, обрюзгший, без усов, с дипломатическими бакенбардами, длинными седыми волосами с черными, проницательными молодыми глазками, он похож на самого заурядного правителя какой-нибудь департаментской канцелярии. Если бы не знать, что перед собой видишь творца «Девятого вала» то, наверное, принял бы его за живописца, погрязшего в самодовольное созерцание своего бюрократического положения и гордящегося тем, что он, наконец, дослужился до известного оклада жалования, дающего ему возможность завести себе раззолоченную мебель и повесить свой портрет во весь рост в гостиную со всеми декорациями для вящего вразумления посетителей."

"На пароходе в своем цилиндре с седыми кудрями и осанистым видом, он был похож на какого-нибудь английского милорда, путешествующего для своего удовольствия. Все перед ним почтительно расступались".(В гостях у Айвазовского...Наталья Жиркевич-Подлесских)

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/02/2228
Картина "Волна".1889г.(из интернета)