Как я друга женил

Виталий Хен
-…ну что ты суетишься? Живи спокойно на одну зарплату! Чего ты всё время мечешься? Как женился - покоя себе не находишь… Всё ищешь и ищешь заработки… Я вон живу на свою зарплату и ничего - хватает! Просто ограничиваю себя в потребностях. – Нарочито-назидательным тоном говорил мне мой друг детства Юра Югай.

Ему легко рассуждать! Живёт один в трёх-комнатной квартире, работает – не бей лежачего – сутки на трое. Сутки отстоял на вахте, приехал со смены, помылся в ванной и сидит себе паяет-починяет чё-нибудь из журнала «Техника молодёжи» схемы разные – время от безделья убивает… Деньги с продуктами кончились, поехал к родителям, напихал себе в сумку из родительского холодильника продуктов, попросил десятку до зарплаты… Как будто мать возьмёт у него с зарплаты эту десятку! Чё так не жить в свои 28 лет! Ни жены, ни детей… никаких забот и проблем! Конечно, можно так прожить на 100 рублей оклада…
А я женился в 23 года, и эти же в 23 у меня уже родился сын! Пришлось взять с женой академический отпуск в институте и домой, в отчий дом хозяйство держать! Мама моя умерла рано – в 53 года изношенное сердце не выдержало очередного инфаркта… Через полгода после смерти мамы я женился, а ещё через 4 месяца у меня родился сын! Я в институте стал подрабатывать на двух шабашках, нужны были деньги на жизнь. Забота о ребёнке отнимала всё свободное время, в не свободное я пропадал на шабашках. Жена была дённо и нощно с нашим сыном, в буквальном смысле, утонув в пелёнках и подгузниках.

Это сейчас проблем нет с подгузниками – снял промокший, и одел новый! А тогда подгузники – стирали! Да-да! Стирали и гладили! Каждый! Как помню свою Светку в то время, она вечно или стирала или гладила! То подгузники, то пелёнки с распашонками… А сыночек наш умудрился перепутать день с ночью и мы устав биться с ним, возвращая естественный ход суток в наш распорядок дня, сдались напрочь от его стойкости и стали жить так, как хотелось ему. И на учёбу, естественно, времени уже не было совсем!

Через полгода мы, не выдержав вечной борьбы со сном от недосыпания, и чтобы нас не отчислили за академическую неуспеваемость, взяли академический отпуск, переведясь на заочное обучение. Я думал, что найду подработку и буду работать дённо и нощно, и на жизнь, и прочие земные радости для сына заработаю сам. Однако, жизнь бросала меня с одной крайности в другую и я перебивался временными приработками. За несколько последующих лет я уже попробовал свои силы на выращивании бахчевых с летучими бригадами корейцев-огородников, поработал на производстве и всё не мог найти работу с видимым достатком и зарплатой, которая бы устроила мою требовательную натуру. Вот в таком поиске я в 1987 году попал в кооператив связи.

Маленький казахстанский городок, в котором я тогда проживал, был среднестатистическим городком в Казахской ССР со 150-ю тысячами  человек, населявшими этот город. Количество народа в городе – 150 тысяч - вполне достаточное, чтобы город имел инфраструктуру, требующей регламентных и ремонтных работ, в сфере коммуникаций. Я пристроился на эту работу, понял перспективность в плане заработка, и пригласил ещё двоих своих сотоварищей, чтобы и разделить со мной возможный заработок, да и в одиночку было сложно работать.

Юра с Алиханом – мои одноклассники, оба не женатые в ту пору, с радостью приняли моё приглашение и мы стали трудиться, сшибая трудовую деньгу на открывшемся поле финансовой свободы на просторах СССР. У Юры было много разных привычек, о которых я знал с детства. Но одна меня выводила из себя, ибо он любил пофилософствовать, причём не просто о радостях и трудностях жизни, а ставя твои (мои!) жизненные потуги в абсолютное ничто, по сравнению со своей жизненной позицией, которую он считал безупречной! А чё ему, плохо живётся что ли? У него в трудовой книжке только четыре записи! Принят на работу, уволен в связи с призывом  на службу в СА, восстановлен на прежней должности в связи с демобилизацией и переведён на новое место работы… И ВСЁ!!! Не то, что у меня… У меня к тому времени уже вторая трудовая книжка начата была! А в паспорте от штампов с прописками в глазах рябило! Милиционеры, когда проверяли паспорта, после второго листа многозначительно посматривали на меня… А после шестого перевёрнутого листа со отметками о регистрации и прописке, решительно волокли меня для проверки моей персоны, в части законного пребывания на воле…

После очередного взятого объекта, мы втроём, готовясь к работе, вдруг завели разговор о жизни… О заработке, короче! Я сказал, что пока нам судьба подбрасывает шабашки, надо торопиться их все заработать! А то ведь город маленький, конкуренты опередить смогут…

-…да не торопись ты так! – Спокойно оппонировал мне Юра. – Всех денег не заработаешь, да и поспешать надо не спеша! Чего ты суетишься? Всё рвёшься куда-то, заработать хочешь много и сразу… и зачем так торопиться? И зачем вообще много денег? Вот на меня посмотри – мне моих 100 рублей вполне хватает! И я не тороплюсь везде и во всём как ты!
Сказал – как отрезал! Тоже мне аргумент нашёл – себя в пример поставил!  Нашёл с кем сравнивать!
- Был бы женатым, понял бы! А пока сам не хапнул той жизни – заткнись и собирайся быстрей, философ, опаздываем…
- А ты найди мне жену! Я действительно не знаю этой жизни! Поэтому и тебя подковыриваю… А узнаю той жизни, пойму чего, глядишь и извинюсь перед тобой за свои слова!

Меня аж как кипятком ошпарило! Вот, гад, а!? Стоит тут философствует и штаны не спеша натягивает… Я, понимаешь, суету создаю, бегаю туды-суды… А надо всё не спеша, значит… В свои 28 лет он не был не только не женат, ни разу на его сердце не запала ни одна красотка, он ни разу не страдал, не получал в морду из-за девок… Его родители сделали слабую попытку познакомить с «хорошими девушками, из хорошей семьи», но ничего путного из этого не вышло. Он с тех пор вообще перестал выходить из своей квартиры, заперся там как рак-отшельник…

Я собирался ответить на его изречение, и тут вспомнил что-то и замер, словно охотничья собака взявшей дичь на подлёте и замершей в ожидании атаки… Несколько месяцев назад я работал в отделе вневедомственной охраны и как то устанавливал сигнализацию в одной квартире. Я пробивал проводку и устанавливал аппаратуру, а мой напарник флиртовал с хозяйкой квартиры. Хозяйке на вид было лет 25-26, по обстановке видно – не замужем. М-да… Одна в двухкомнатной квартире живёт! Не-по-ря-док какой-то… Тут она подошла ко мне:

- А скажите, Вы правда женатый? Ваш товарищ сказал, что Вы женатый…
- Да, женат. – Просто ответил я. - А в чём дело?
- У меня подруга есть, тоже кореянка, тоже не замужем… Могла бы стать Вам парой…
- Хм… Со мной не получится. – Флегматично ответил я. И почему я тогда не вспомнил об Юрие?

Мы закончили работу и ушли. Я ещё пару раз наведывался к ней, планово проверяя работу сигнализации. А один раз, когда я постучался в дверь, она открыла мне дверь, припрыгивая на одной ноге. Сломала ногу и лежала дома на больничном. Я сбегал в аптеку за лекарствами какими-то, потом в следующий раз застал её болеющей гриппом и опять ходил в аптеку за лекарствами… У меня была профессиональная память на номера телефонов в то время. И когда Юра философствовал о женитьбе и попросил меня найти ему жену, я вдруг вспомнил ту девушку – Ирину. Так звали ту квартирную хозяйку. Точнее припомнил о подруге её…

Я выбежал опрометью из дома Юры, тот  испугавшись моего действия (подумал, что я так среагировал на его слова! Тю-у-у… да начхать!) крикнул вдогонку, мол, ты чо? Ты куда?... А я бежал к телефону автомату на углу улицы. Снял трубку и впопыхах набрав номер, услышал гудок вызова в трубке…

- Алло, кто это? – Прозвучал голос Ирины…
- Привет, это я, связист, ну помнишь, дважды заходил, когда ты ногу сломала и гриппом болела… В аптеку бегал! Помнишь?...
- А.. Ну, да… Вспомнила!
- Слушай… а помнишь, ты говорила про подругу для меня? Ну, кореянка не замужем там вроде у тебя была?...
- А тебе зачем? Ты же женатый!– Вскинулась Ирина на другом конце телефонного провода. 
- Да не мне! – Отмахнулся я. – Друг есть у меня… Не женат ни разу. 28 лет ему. Кореец…
- А рост какой у него? Курит, пьёт? А характер какой? – Забросала она меня вопросами…
- Рост – чуть ниже моего. Не курит и не пьёт! Мечтает здоровеньким помереть… Философствовать любит… Гад! А характер – на 180 градусов противоположен моему…
- Завтра… Нет, послезавтра в 10.00 подходи ко мне работу. Решим этот вопрос!- Произнесла она мне в трубку и мы, проговорив ещё несколько секунд, выясняя, где она работает и  как её найти, положили трубки.

Ко мне вразвалку подходил Юра. Он думал, что я вскипел от его слов и побежал куда-то от этого… Но увидев меня на углу у телефона автомата, он стал теряться в догадках…
- Эй! Что с тобой? Что случилось?

Но моё лицо в этот момент выражало некое подобие злорадства и от этого вида моего он вообще потерялся… А я представил себе… Нет, не как знакомить буду я его с девушкой, а представил я его стирающим пелёнки и бегающим по магазинам в поисках детского питания и детских распашонок, как было это со мной и с тысячами таких же счастливых отцов молодых… Представил я его запыханным от сует земных… И такая блажь пошла во мне!

- Хххааа! Кароче, философ! Послезавтра тебя, как агнца , поведу я на закланье! И чтобы ни шагу назад, понял? Женить тебя будем!... А потом, ты, гад, за все твои уничиженья и оскорбленья на мою женатую жизнь будешь у меня на коленях свои грехи вымаливать!
- Ну, ну! – Ухмыльнулся Юра.

Это было 20 февраля, а через день наступил 22 февраля. Короткий рабочий день перед праздником 23 февраля – День Вооружённых Сил и ВМФ СССР. Мы подъехали с Юрой к 10.00, оговорённых при телефонном разговоре. На улице был лёгкий морозец, снег заморосил замёрзшую землю и щипал глаза снежной порошей. У дверей конторы, где была назначена наша судьбоносная встреча, толпился народец – мужчины, работники той организации, в предвкушении предстоящего праздника толпились у входа, видимо, ожидая праздничной премии от своего трудового начальства. Неожиданно дверь распахнулась, на улицу выбежала какая-то девушка, наскоро запахиваясь в пальто. Увидев меня с товарищем, она остановилась.

- О! Ты пришёл? Это он, твой друг? Нормально… Меня тут по профсоюзным делам срочно отправляют за подарками для мужчин наших. Я недолго. Ты зайди в отдел ПТО, посиди там. Скажешь, что ко мне…- Ирина быстро проговорила всё это и, прячась от порошившего снега, запрыгнула в стоящий у дороги УАЗик.

Ну, подождать, так подождать! Чё ещё делать то?
- Слушай, сегодня ведь праздник, может в следующий раз, - робко произнёс Юра.
- Вот ещё – «никаких в следующих раз»!  Сказано – сегодня и сейчас, значит вперёд!!! – Жёстко пресёк я его попытку к бегству…
- Где мы её ждать будем? И вообще какой-то план, сценарий у тебя есть?
- Сценария нет! А ждать будем в кабинете. Где же ещё! Короче, молчи и стой рядом!

Мы нашли отдел ПТО, я постучался и вошёл, приготовив дежурную фразу что мы тут, по делу… к Ирине… Как там её отчество? Тьфуй, забыл спросить… А, войдя в кабинет, к удивлению своему увидел на месте начальника отдела своего соседа – Ильнара! В посёлке, в котором прошло моё детство напротив моего дома жила семья татар. Семья была многодетная и старший сын их – Ильнар - уже был к тому времени взрослым мужчиной. Мы давно не виделись, а с его младшим братишкой я после школы умотал в Ленинград, где тот и остался там жить, а я через несколько лет вернулся в родные края. Кабинет ПТО был обычным советским кабинетом с демократическим укладом – начальник тут делил рабочее пространство со своими подчинёнными. В центре кабинете у окна, напротив входа, находился стол начальника отдела, за которым восседал мой сосед. По обе стороны его руки вдоль стен располагались четыре стола, по два стола с каждой стороны. Вполне нормальное расположение. Сразу видно – царь и бояре по обе руки…

Ильнару уже было под сорок лет, и весь его внешний облик подтверждал принадлежность к более высшему рангу, по сравнению с рядовым конторским служащим. Он был высокого роста, крепкого сложения, и к своим сорока годам сохранил спортивную фигуру, не столько от занятия спортом, сколько из-за сдержанности к чревоугодию. Он был рационален во всём, и старался не тратить попусту своё время и не отнимать время у окружавших его людей. Да… И он всегда помогал людям и люди отвечали ему тем же.

- О! Сосед! Какими судьбами? Как жизнь? – Он поправил свои очки в роговой оправе и пристально посмотрел на меня. – Зачем тут? Ко мне?

Я поначалу растерялся, но с ходу не сказал что я к Ирине, так, забрёл… и, ведя непринуждённый разговор, отвлёкся, периодически поглядывая на часы. Прошло уже больше получаса, все новости были рассказаны и обсуждены… В момент нашей с ним беседы в отдел забегали сотрудники Ильнара, он выслушивал их, давая какие-то распоряжения-поручения, и между делом он разговаривал со мной о том, о сём. Но вот на что я обратил внимание:  каждый из этих подчинённых закончив свою тему разговора, в конце задавал один и тот же вопрос: «Ну, пришли?». Ильнар отмахивался, мол, ждём, как только так сразу…. А в кабинете была какая-то суматоха. Все куда мчались, забегали и выбегали и ВСЕ заглядывая в кабинет, задавали этот же самый вопрос: «Ну, что – пришли? Когда начинаем?»…

Вначале я отнёс эту суматошность к праздничному мероприятию – завтра 23 февраля – неписанный всенародный праздник всех мужчин СССР, защитников Отечества… Но уловив оценивающие взгляды женщин в мою сторону и в сторону Юры, и потом увидев как их интерес тает, видя как я беседую с начальником отдела, я сделал недвусмысленные выводы! Кажется…Это ждут нас! Эммм… Я думал, Ирина тихо выведет на улицу ту девушку, мы их познакомим, а потом я буду контролировать, чтобы Юра не сбежал. То, что может сбежать девушка, я даже в мыслях не держал! Не сбежит! Догоню же…

Я уже сидел и осмысливал ситуацию – что делать? Тут же… Цирк какой-то назревает! Во мне тихо закипала ярость на Ирину… Не могла устроить по тихому?! Доверься, блин, женщине! А Ильнар, беседуя с очередной сотрудницей, на вопрос, мол, когда же ОНИ придут, отмахнулся: «Это же Ирина всё организовала! А её отправили за подарками! Учитывая, что сегодня предпраздничный день, и везде очереди, приедет она не скоро… А эти парни знают только её… Её нет, так что, наверное, откладывается…»,- и тут он перевёл взгляд меня! Он озадаченно посмотрел на меня, потом медленно перевёл  свой озадаченный взгляд на Юру…

-… А-а-а… Ты вообще к кому пришёл-то?- Повернув голову в мою сторону произнёс он с подозрением.
- К Ирине! - Коротко ответил я…
- Хм… А-а-а…Зачем к Ирине пришёл-то? М?
- Надо! – Ещё короче ответил я.

Ильнар снова перевёл свой взгляд на Юру, потом снова на меня… Задумался коротко и произнёс:
- Понимаешь… У нас в отделе работает девушка. Хорошая девушка! Не была замужем. Долго у нас работает. А мы тут… мы все тут много лет работаем вместе и стали как семья… Понимаешь? А Ирина сказала, что её друг,  знакомый, приведёт парня знакомить с нашей девушкой… Сказала, что другу этому она доверяет… Это – ты? ТОТ друг, это ты? А друг друга это он?

Я кивнул и головой указал на Юру. Ильнар оглядел Юру, хлопнул в ладоши, привлекая к себе внимание всех в кабинете:
- Тихо! Значит так! Это, - он показал на меня.- Мой сосед. Я его знаю с детства. Это, - и он кивнул головой, указывая на Юру,- его друг детства. Я и его видел много раз со своим соседом. Они друзья с детства. И я доверяю своему соседу, как себе! Короче, начинаем!...

Я уселся рядом с Юрой, в кабинете воцарилось спокойствие и тишина. Все сотрудники расселись по своим местам, сверля нас двоих любопытствующими взглядами. Я находился в состоянии ярости… Кажется, сейчас всё сорвётся! Ну, как можно устраивать знакомство при таких обстоятельствах? Должно быть – уединённость… романтика… цветы! Кино, на худой конец! А тут - цирк! Со зрителями, между прочим!

Кто-то выбежал, приглашая предмет нашей цели на аудиенцию к шефу, типа, и вот в кабинет вошла стройная и очень симпатичная девушка. Она шла с пачкой каких-то документов в руках, и, проходя мимо нас, бросила в нашу сторону украдкой смушённо-заинтересованный взгляд. В кабинете воцарилась гробовая тишина, больше десяти пар глаз впились в нас – взгляды сверкали и рыскали по кабинету, то в  неё, то в Юру. Но ситуация усугублялась протискивающимися в дверь всё новыми и новыми свидетелями, и те молча растекались по кабинету вдоль стен, сверля восхищёнными взглядами нас всех, и ещё кланялись всем тихо, типа, извините за опоздание!

Через 55 секунд кабинет был заполнен до отказа – у стен мест уже не было, и люди просто стали вползать во вторую шеренгу. Видимо, в партере все места были заняты, в ложе также не было свободных мест! Напряжение в комнате возросло до самого своего пика и первой не выдержала девушка, и она опрометью выбежала из кабинета! Рванул было и мой друг – Юра – он уже был расстрелян глазами всех любопытствующих, и его тяжелораненная душа рвалась на улицу… Но я же сидел рядом с ним, и не мог позволить чтобы планируемое мероприятие – женитьба Юры в недалёком будущем, и его предстоящие мучения было бы сорвано из такой глупости, как побег со знакомства, считай со сватовства! Я схватил его за шиворот и ранул назад на стул – сидеть!

- А вы чё сюда припёрлись, а? – Зыркнул я глазами на любопытствующих у стены.- Вы кто такие? Чего вам тут надо? Мне вот нужно друга женить!
- А нам надо нашу сотрудницу замуж выдать! – Хором ответили все… Их дружный возглас притушил мой яростный порыв…
-…и интересно же нам! Не каждый день ведь вот такие бывают знакомства…- жалобно промолвила одна девушка…
- Так, что делать-то будем? Как дальше-то быть? - Ильнар растерянно протирал свои очки.
- Где её кабинет?- Прошипел я на всех… - Все указали глазами напротив кабинета ПТО. – Ясно. Как её зовут?
- Алина…- все полушёпотом выдохнули её имя…
- Короче, этого не выпускать! – Я указал взглядом на Юру, и, вобрав воздуха в лёгкие, вошёл в кабинет Алины…

Она сидела у стола и растерянно смотрела в окно. В углу кабинета трещал телетайп – допотопное средство для передачи и распространения информации во внешний мир – прототип сегодняшнего интернета. Я мельком взглянул на телетайп, лихорадочно соображая, что у меня только 30 секунд, чтобы выдержать вид постороннего наблюдателя… У телетайпов была одна распространённая беда – у него вечно обрывались провода, и в месте контакта всегда стоял пучком ворох проводов. Решение о дальнейших действиях созрело мгновенно!

- Здравствуйте девушка! – Бодро начал я…- Это телетайпная? Ух, тыыыы! Никогда так близко не видел его… А как он работает? - С любопытством соврал я.
- Осторожно, не подходите близко к нему, - встревоженно произнесла она мне…
Поздно! Я уже успел неуклюже наступить на пучок проводов и оглянувшись на её возглас, крутанулся подошвой по контактам… В кабинете воцарилась тишина – телетайп умолк! Я сожалеюще посмотрел на свои неуклюжие ноги и сказал ободряюще:
- Щас исправим!

Я выбежал в соседний кабинет, где все зрители, перешёптываясь, ждали развязки… Схватил Юру за куртку:
- Пошли, бегом!
- Да тише ты, куда пошли? Зачем? – Он нервно отпихивался от меня, смущаясь от чрезмерного любопытства женщин…
Но я без лишних слов затолкал его в кабинет, где сидела ошарашенная от всего Алина.
- Вот!... Вот он знает, как починить телетайп ваш! – Выдохнул я.
- Телетайп?! А-а-а… Эт-то мы знаем,- Юра заулыбался и пошёл к телетайпу, осматривая его со всех сторон. - Он работал?...

У них завязался обычный разговор, я представил вдогонку Юру, она назвала своё имя и они углубились в обоюдный разговор о том, о сём. А я тихо вышел из кабинета…
- Ну… Как там, что нового? Всё нормально? – Женщины из кабинета ПТО накинулись на меня…

Я цыкнул им – не мешать! И приложив указательный палец к своим губам – тсссс! – вышел покурить на улицу. Через пятнадцать минут Юра вышел из здания и нервно закурил сигарету.

…Летом сыграли свадьбу, а через год у них родился первенец, и Юра тогда в разговоре со мной как-то обмолвился, что забыл когда спал нормально – ребёнок все свободное время забирает… А у меня затеплило в душе… Вот оно! Началось… И у тебя началось, как и у всех! Посмотрим теперь, как ты проживёшь тихо, без проблем и на сто рублей зарплаты! Посмотрим, как там жизнь пойдёт без суеты!!! Всё как у всех, и теперь тебе, философ, уже будет не до философии!

…Эх, столько лет тому назад всё это и случилось… А как будто бы – вчера!... Пожелаю всем простого человеческого счастья, пусть каждый найдёт себе свою долгожданную половинку! Пусть у всех всё будет хорошо!... Пусть даже с философским оттенком!

(Имена и фамилии мною изменены из этических соображений)