В. С. Арсеньев. О Тебе радуется, Обрадованная

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Василий Арсеньев

Об иконе, именуемой: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь»   [1]

В собрании церковных древностей Н.М. Постникова, в Московском Историческом музее  [2], находится в числе Богородичных икон, относимая к XVII-му веку икона Строгановского письма, значащаяся по его иллюстрированному каталогу под № 3026 и называемая: «О тебе радуется Обрадованная всякая тварь». В этой замечательной иконе, снимок с которой приложен в сей книжке, олицетворена вся Церковь небесно-земная, воинствующая и торжествующая, собранная вокруг Единой Главы своей: Спасителя, сидящего на Своем живом престоле, составляющем самое сердце Церкви православной.
В средоточии этой иконы изображена на царственном престоле Богоматерь со Спасителем Богомладенцем на лоне Ее. В окружающей этот престол сфере изображены слова: «;; ;; . Девственная похвало. Из Нея же Бог воплотися и младенец бысть прежде век сый Бог наш, - ложесна-бо Твоя: престол сотвори, и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь». Над престольною сферою расположены сводообразно семь архангелов, а непосредственно под нею и под словами: «и человеческий род», изображен святый Иоанн Креститель, с ангельскими символическими крыльями и держащий дискос с Агнцем и свиток о покаянии. Предтеча поставлен в средине собрания святых в рядах, подобных рядам камней, зиждущихся в дом духовный (1 Петр. 2, 5). Под ногами Крестителя изображены, в недрах земных, души младенцев умерших, по нашему народному сказанию находящиеся в загробной жизни под руководительством Св. Иоанна Крестителя. На самой вершине иконного изображения представлены куполы великого храма, включающего в себе и всю Церковь небесно-земную, то есть и всё упомянутое, и рай, обозначенный древами и фигурами Эноха и покаявшегося разбойника (с крестом). В этой же части помещён образ Господа Саваофа. Всё изображение полно жизни и радостного единства и отличается известным изяществом Строгановского иконописания.
Олицетворение Церкви единой, небесно-земной, оживотворяемой Своею Главою, с Которою соединена преблагословенною представительницею человечества, - Приснодевою, соделавшеюся живою книгой Слова Жизни и живым Его престолом, - даёт этой иконе особое значение для православного. Самые Апостолы здесь изображены лишь в рядах святых, а над изображением Церкви господствует вышеозначенная центральная, престольная сфера воплощенного Слова, окружённая ангельскими силами и святым человечеством.
Таким образом, эта икона и подобные ей, например фресковая (Андрея Рублёва) написанная на стене притвора Московского Благовещенского Собора икона «Похвалы Богородицы» представляют нам схематическое выражение одной и той же истины, а именно: единства Церкви, видимой с невидимою, земной с небесною, воинствующей с торжествующею, «возглавленную Христом, в Котором все небесное и земное положил Отец соединить, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего Главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1, 10. 22. 23).
*
Соединим же и наши смиренные и недовлеющие хваления преблагословенной Богородице, по крайней мере в слушании слухом сердечным песнопений Церкви, глубоко гармонирующих между собою. - Созвучными окажутся для нас благоговейные слова: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь» и голос, празднующий всечестное Ее Успение, давшее Ей центральное в Церкви Христовой престольное место и воспевающий: «Твое славное успение, власти и престоли, начала и господства, силы и херувимы и страшнии серафимы (поют) и радующеся земнороднии, о Божественной Твоей славе красящиися припадают царие со архангелы и ангелы и воинствы: Благодатная! Радуйся! С Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость»!
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] По старинному чтению «обрадованная» вместо «благодатная».
[2] Об этом замечательном собрании Н.М. Постникова см. в I кн. «Рад. Хр.» сего года, в статье: «О необходимости братского союза любителей Библейской археологии и древней иконографии», стр. 38-42.


Об авторе статьи, Василии Сергеевиче Арсеньеве, можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/09/02/50