Отдых студентов на Кавказе в 50-х Пить надо в меру

Александр Смирнов 83
-Надо пить в меру, - говорил Джавахарлал Неру.
Часть анекдота тех лет.

После окончания Московского авиационного института, мы, трое выпускников Валерий, Игорь и я решили побывать на море. Выбирали между Крымом и Кавказом, остановились на Гаграх, где отличный галечный пляж, живописная природа и чистое море.

Приехав в Гагры, мы сразу же нашли хорошую комнату с видом на море. Когда погода спокойная, море издавало негромкий гул, в случае же шторма этот гул был грозным, огромные волны со страшной силой бились о каменную отбойную стену. Погода в основном была солнечной, мы загорали и купались в тёплой морской воде, в общем, как говорится, ничего не предвещало. Но редко получается так, чтобы всё было хорошо. Так и на этот раз случилось такое, что наш приятный отпуск прервался как раз тогда, когда мы меньше всего этого ожидали. 

 Совершенно неожиданно мы вляпались в неприятную историю. Эпизод был связан с посещением ресторана «Приморский» по случаю дня рождения Валерия. Ресторан располагался на набережной города и представлял уютное заведение с кавказской кухней, хорошими, опять же в основном кавказскими винами и коньяками и музыкальным ансамблем.

 Празднование шло, как обычно, было выпито немалое количество спиртного, к сожалению, разнообразного: шампанского, вина, коньяка. И эта гремучая смесь привела к тому, что я пришёл в необычное состояние, когда сознание стало каким-то прерывистым, когда целые куски времени выпадали из сознания.

В один момент Игорь пошёл танцевать и пригласил какую-то даму.

Валерий сказал мне:

-А что это Игорь ушёл танцевать и покинул нас? Это неправильно. Его следует наказать.

Затем он бросил пробку от шампанского в Игоря, и мы продолжили разговор. Однако когда я вскоре посмотрел на Валерия, я не увидел его перед собой.
 
-Странно, - удивился я, - куда же он подевался?

Я посмотрел вниз, затем вверх и увидел стоящего Валерия, которого держал за воротник бородатый мужчина с поднятым графином.

- Почему это? - подумал я, опустив голову, и затем снова посмотрел вверх. Но Валерия там уже не было.

- Где же он?

Я посмотрел кругом и обнаружил его лежащим на полу, в луже крови. Музыка тут же замолкла, прекратились все разговоры, наступила полная тишина.

 Я же сразу протрезвел, в голове наступило полное прояснение и решение: нужно немедленно уходить. Мы с Игорем взяли Валерия под руки и стали выводить его из зала, окружающие дали нам свободный коридор для прохода. Выведя его на улицу, мы доставили его в ближайший медпункт, где врач успокоил нас, что рана скользящая, череп цел. Он произвёл обработку раны на голове и предупредил, что раненому купаться нельзя в течение недели.
 
Что же случилось? Дело в том, что Валерий промахнулся и вместо Игоря попал пробкой в поющего солиста ансамбля, чем нанёс ему сильное оскорбление. В ответ солист, абхаз по национальности, и ударил Валерия графином по голове. Хорошо, что удар пришёлся вскользь, иначе бы он проломил Валерию голову. Как нам позже сказали знающие люди, нам ещё повезло, что с нами тут же не расправились.

 Стали соображать, что делать дальше. Пребывание в Гаграх казалось нам опасным из-за возможного продолжения конфликта, но и отпуск не хотелось прерывать досрочно. Выяснение отношений тоже несло риск.

Мы пробыли в Гаграх ещё дня три, чувствуя себя настороже, и всё-таки прервали отпуск, тем более, что Валерию всё равно нельзя было купаться.

 Это событие ярко запомнилось мне на всю жизнь и показало, что ни в коем случае нельзя доводить себя до потери контроля над собой, иначе такое состояние чревато плохими последствиями, особенно в незнакомой обстановке.