Переполненные камеры

Игорь Кутузов
Столичные следственные изоляторы переполнены на 23%, и сейчас там находится уже на 2 тыс. человек больше, чем предполагает их максимальная вместимость. В связи с этим в Москве предполагается построить два новых СИЗО. Впрочем, не все правозащитники считают, что это решит проблему разгрузки изоляторов.Лимит заполняемости изоляторов составляет 8 тыс. 650 человек, а сегодня там содержится порядка 10 тыс. 700 человек. При этом нельзя сказать, что где-то ситуация совсем критическая, а где-то полно свободных мест. Все СИЗО заполнены примерно одинаково, так как каждый день кто-то убывает, а кто-то — поступает туда.

В настоящее время, согласно официальным данным, в Москве находится восемь СИЗО, из которых один принадлежит ФСБ и располагается в районе Лефортово. При этом о создании новых тюрем речь заходит не в первый раз. Так, в марте 2016 года центральный аппарат ФСИН официально обратился в московскую мэрию с просьбой выделить землю под новую тюрьму, причем именно в Новой Москве.Сейчас в столичных изоляторах не соблюдается норма, по которой на каждого заключенного должно приходиться четыре квадратных метра.

Людям, которые оказались в московских СИЗО, очень тяжело. Так что новые тюрьмы вполне могли бы улучшить ситуацию, учитывая, что юридически те, кто сидит в изоляторе, еще не виновны. Они только ждут конца следствия или суда по своему уголовному делу.сейчас в столичных тюрьмах сложилась нетерпимая ситуация в вопросе соблюдения базовых прав человека, а также обеспечения прав адвоката на посещения своего подзащитного в СИЗО.Адвокаты, следователи и оперативники не могут выполнять свою работу из-за этого. Люди записываются в очередь и стоят там чуть ли не сутками — причем как работники СК, так и адвокаты и их помощники. Самая тяжелая ситуация в этом плане в Лефортовском изоляторе, где даже очередь не помогает и защитники вынуждены разыгрывать право посещения клиента в лотерею. В прямом смысле слова люди тянут бумажку из мотоциклетного шлема!

В том же «Лефортово» во многих камерах нет горячей воды. В «Бутырке», которая построена несколько столетий назад, давно необходимо сделать капитальный ремонт. А «Матросская Тишина» изначально по своей планировке — это скорее гарнизонная гауптвахта, чем гражданская тюрьма. Ее трудно модернизировать так, чтобы она отвечала современным условиям.Хуже всего дела обстоят в «Бутырке»: там люди спят на полу по очереди, перекрытия прогнили, на стенах выступила плесень. Есть антисанитария и прочие «прелести» тюрем.

Однако корень проблемы не в том, что нет новых мест, а в том, какие у нас решения судьи выносят. Суды почти всегда удовлетворяют просьбу следователей об аресте тех людей, которым можно было бы избирать другую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.И потом люди порой сидят годами в СИЗО, ожидая конца следствия и суда по своему уголовному делу.