4. Самаркандский период в творчестве Фалька

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Роберта Фалька. «На площади в Самарканде». 1942.


Картины

71. В Самарканде (на площади)    1943 62х74
72. Портрет девушки                1943 67х50
73. На фоне сюзана                1943 100х74
74. В старом городе. Самарканд   1943 50х60
75. Зимний этюд. Самарканд        1943 50х60

Рисунки и акварели

115. Узбеки                1943 35х46
120. В парке. Самарканд                1943 48х40
121. На озере Сенеж                1947 50х65
122. В саду. Самарканд                1943 46х40
123. Улица ночью. Самарканд      1943 45х54

Природа и архитектура Средней Азии дали его творчеству новую яркую вспышку богатой и сложной красочности.

«В Самарканде в домах радио не было, – пишет А.В. Щёкин-Кротова. – Каждое утро Фальк выбегал во двор и слушал сводки по репродуктору, гремевшему в соседнем дворе с утра до полуночи. Газет на русском языке не хватало: город был переполнен эвакуированными. Но газеты с гневными, страстными статьями Эренбурга все передавали друг другу — соседи, знакомые, незнакомые встречные на улицах. Фальк сетовал:

– Вот ведь Эренбург ненамного моложе меня, а активно участвует в борьбе с фашизмом, а я здесь учу голодных студентов. К чему? Кому это нужно? Разве живопись нужна сейчас?

Я же была уверена, что именно сейчас, как никогда, нужны живопись, стихи, красота, и горячо уговаривала Фалька писать пейзажи».

И ещё:

«В 43-м году, когда мы были в эвакуации (с 41 по 43 год) в Самарканде, Фальк маслом стал писать только в 43-м году, летом и осенью.

До этого он был очень занят работой, он там преподавал в художественном училище местном и в институте декоративно-прикладном. И красок не было, и холстов.

А тут так повезло, что достали краски и холсты, и он стал с огромным увлечением писать среднеазиатские пейзажи, к которым он уже как-то себя подготовил, работая гуашью и акварелью, рисунками.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/01/127