НА СНИМКЕ: Картина Роберта Фалька. «На площади в Самарканде». 1942.
Картины
71. В Самарканде (на площади) 1943 62х74
72. Портрет девушки 1943 67х50
73. На фоне сюзана 1943 100х74
74. В старом городе. Самарканд 1943 50х60
75. Зимний этюд. Самарканд 1943 50х60
Рисунки и акварели
115. Узбеки 1943 35х46
120. В парке. Самарканд 1943 48х40
121. На озере Сенеж 1947 50х65
122. В саду. Самарканд 1943 46х40
123. Улица ночью. Самарканд 1943 45х54
Природа и архитектура Средней Азии дали его творчеству новую яркую вспышку богатой и сложной красочности.
«В Самарканде в домах радио не было, – пишет А.В. Щёкин-Кротова. – Каждое утро Фальк выбегал во двор и слушал сводки по репродуктору, гремевшему в соседнем дворе с утра до полуночи. Газет на русском языке не хватало: город был переполнен эвакуированными. Но газеты с гневными, страстными статьями Эренбурга все передавали друг другу — соседи, знакомые, незнакомые встречные на улицах. Фальк сетовал:
– Вот ведь Эренбург ненамного моложе меня, а активно участвует в борьбе с фашизмом, а я здесь учу голодных студентов. К чему? Кому это нужно? Разве живопись нужна сейчас?
Я же была уверена, что именно сейчас, как никогда, нужны живопись, стихи, красота, и горячо уговаривала Фалька писать пейзажи».
И ещё:
«В 43-м году, когда мы были в эвакуации (с 41 по 43 год) в Самарканде, Фальк маслом стал писать только в 43-м году, летом и осенью.
До этого он был очень занят работой, он там преподавал в художественном училище местном и в институте декоративно-прикладном. И красок не было, и холстов.
А тут так повезло, что достали краски и холсты, и он стал с огромным увлечением писать среднеазиатские пейзажи, к которым он уже как-то себя подготовил, работая гуашью и акварелью, рисунками.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/01/127