Ирбит. Императрица и стальные кони

Ирина Жгурова
Ирбит.

ИМПЕРАТРИЦА И СТАЛЬНЫЕ КОНИ

Время задержало в этом городе  девятнадцатый век и начало двадцатого. Купеческая провинциальность продолжала жить в роскошных ярмарках. Старые двухэтажки с обгрызанными балконами  и особнячки  с лёгкой косметикой на фасадах лениво заглядывали в окно автобуса.  Аккуратно выделилось белыми одеждами окон кирпичное здание детской художественной школы. Рядом приземлилась скромность выставочного зала. Дом образцового быта  обитал в неухоженных стенах старого дома с поседевшей от старости кладкой, потрескавшейся зеленью наличников и осыпавшейся штукатуркой.  Административный дом Ирбитского предпринимательства светлел свежим ремонтом.  Белое украшение его фасада дробными стойками от ажурного балкончика через проёмы и круг напомнило лиру. Полушария украсили окна.
За фасадом дома, похожего на линялого пса, блестел золотом небольшой купол на синем шатре измученной безремонтьем колокольни, а рядом невозмутимо поднялся цилиндр башни. Колокольня и башня  возвышались над синим полушарием купола  ротонды.

Более подходившее для театра солидное здание Пассажа темнело большими окнами и, впустив меня в своё чрево, удивило высоким простором  с двухъярусным балконом, на участках которого вяло продавались многочисленные товары.  Длинное двухэтажное кирпичное здание с зарешёченными окнами первого этажа и небольшим балконом оказалось  бывшим домом купцов Казанцевых конца 19-го века.  Теперь здесь обитал Музей Уральского искусства. Вытянутый кирпичный дом около  деревянных сараев привлёк внимание башенками и готическими шпилями по углам крыши. К его верхнему этажу склонилось дерево, низ первого этажа загрязнился старостью, а слева примкнул пристрой,  похожий на престарелого бомжа.

Бревенчатая сторожевая башня устало  держалась на невидимых ногах в зарослях крапивы.  Деревянная вывеска на витом столбе, стоявшем перед мостом, поведала о том, что «здесь в первой половине 17-го века первопоселенцы Ирбеевской слободы поставили деревянную крепость-острог, ставшую началом города».  Небольшой деревянный мост  с такими же перилами тонул в зелени зарослей.

На невысоком по сравнению с фигурой постаменте возвышалась над  слегка запущенной провинциальностью  роскошная дама в короне и с вензелем у ног. Металлическая памятка утверждала: «Село Ирбит за непоколебимую верность оного жителей во время прошедших замешательств, по причине бывшего злодея иже самозванца Пугачёва, учредить городом с великим там жителям преимуществом и выгодами. Ежели Сенатом и впредь что полезное найдено будет для приведения сего нового города в желаемое состояние, то представление о том ея Императорскому величию будет приятно».
Величественная красавица в царственной мантии  из чёрного металла, держа жезл и Грамоту с указом, выглядела неожиданным чудом среди постаревших и неухоженных домов. С другой стороны памятника металл напоминал: «Великой Императрицей Всероссийской Екатериной II на царствование Императора Всероссийского Александра III Александровича 13 февраля 1883 года сооружён памятник сей средствами благодарных граждан г. Ирбита». Ушёл в историю тот факт, что  фанаты  революции снесли первый памятник великой женщине России, и  на долгие годы установили на  том месте монумент вождю пролетариата. Монументальная Ирбитская Екатерина возродилась на прежнем месте в 2013 году.


…Чёрные красавцы стояли на своих местах в ожидании полёта по трассе. Стальные кони блестели ухоженностью и инженерным совершенством. Их свободу ограничивали стены с фото-плакатами, знакомившими с историей, пролетевшей в заводских стенах: поступление первых энергетических ресурсов, варка пива  в мирное время, размещение первых заводов.
Мотоциклы престижных марок из разных стран и времён представляли интерес не только для специалистов, историков и байкеров. В 1941-м году Московский мотозавод был эвакуирован в город Ирбит, и на базе его возник Ирбитский мотоциклетный завод.

Вальяжный Харлей  демонстрировал стать армейской модели второй мировой войны. Подчёркивал связь времён муляжный солдат возле ряда колясочных мотоциклов, в одном из которых в цвете хаки пристроился автомат.
На больших исторических фото была запечатлена фронтовая  работа мотоциклов на фронте. В длинном зале выстроились в ряд элитные модели из разных стран с левыми и правыми колясками. Настенные плакаты  документальными кадрами увековечили бесчеловечность войны: фашизм – это голод, фашизм – это террор, фашизм – это война.  Под стеклом хранились вещдоки военного времени – ватник с медалью, фото с биографиями, ушанка.

Испытав трудности  ориентировки в марках и особенностях конструкций, я просто любовалась внешностью колёсных шедевров: военные, английский BSA Lightning с закрытой коляской, английские с левой коляской и  удивительная неходовая модель. Раритеты из Англии, Германии, США, Японии заняли свои почётные места.
Трудно было сдержать улыбку: блестел  хромом эффектный мотоцикл ИМЗ-8.123 «Цирк», изготовленный по заказу Юрия Никулина для выступлений.  Таких красавцев  родилось всего три экземпляра.

Фотопанорамой иностранного  города стал угол смежных стен для ряда стальных экспонатов, огороженных лентой. Чёрный конь «Хонда» - Honda GL 1500 GoldWing любезно разрешал оседлать его для фото.  Рядом  был готов сорваться с постамента  ВМВ  - первый мотоцикл с оппозитным двигателем по образцу Дугласа из Великобритании за 1907 год.
Фоторяд знаменитых гонщиков расположился над разноцветными  мотоциклами за красной ленточкой –  участниками установления спортивных рекордов. Спортивные модели ещё помнили полёты по трассам и поздравления. Они бы желали продолжить карьеру чемпионов, но их время остановилось и застыло в ожидании.
Современный ИМЗ-8.1237 «Волк», который на нижнетагильской выставке понравился Владимиру Владимировичу  Путину, стоял впереди стеновой панорамы дороги и тоже был разрешён для фотосессии.  Его так и прозвали - «Путинским». Рядом  с ним красовалась «Кобра». Телеэкран показывал фильм с уникальной гонкой, которая была  занесена в Книгу Гиннеса в 1993 году.

…Империя ярмарок - село Ирбит стало городом только с середины прошлого столетия. И этому статусу способствовал родившийся в нём завод по производству мотоциклов. С уходом в небытие века двадцатого жизнь завода стала затухать.
Возрождение былой славы началось после учтённого книгой Гиннеса трёхчасового проезда  Грехема Грея с поднятой коляской мотоцикла. Ирбитские молодцы  в начале славных девяностых троекратно побили этот рекорд. Эти зафиксированные официально цифры стали  гордостью за уральский город и за всю страну. Константин Матвеев проехал с поднятой коляской 8 часов 14 минут. Владимир Глухих проехал задним ходом 8 часов 47 минут. Александр Буланов и Анатолий Бекишев проехали, подняв коляску, 24 часа без остановок с заправкой на ходу.

Работа во славу  города продолжилась тем, что Александр Буланов создал Государственный Музей Мотоциклов из коллекции Ирбитского мотоциклетного завода. Первые в СССР военные мотоциклы М-72 были созданы в Москве в  августе 1941 года по образцу немецких BMW R-71, но при наступлении вражеских войск завод переправили на Урал – в Ирбит. Спустя десятилетие после великой Победы завод перешёл на гражданские М72М. Ещё десяток лет – и мощные знаменитости – «Уралы» прославили Ирбитский завод.

Музей сохранил экспериментальные модели, в которых можно было оценить работу инженерной мысли. Модели выпускались в штучном или малом количестве из-за  небольших заказов, кризисов уходившего века и заката социалистической системы, например,  модель  М73 1980 года рождения, на базе которого в начале нового века был создан уникум «Акула». Завод прекратил своё массовое существование, но остались мастера, способные и в наши дни создавать мотошедевры по заказу из зарубежных комплектующих деталей. Марка «Урала» не умерла.
Хозяин музея обосновался  в Америке. Может быть, поэтому в исконно русском городе у продуктового магазина стоял пришелец с лицом цвета Ирбитской Императрицы.

Ирбит, 2016, июль.