Рогир ван дер Вейден Лука, рисующий Мадонну

Алина Алексеева-Маркезин
Рогир ван дер Вейден, ок. 1399-1464г Св. Лука, рисующий Мадонну.Эрмитаж

   Сюжет заимствован из легенды греческого происхождения (VI в.), согласно которой св. Лука был первым, кто написал портрет Богоматери. На этом основании художники считали его своим покровителем. В картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии.

         Слева у подножия трона сидит Мадонна, которая кормит грудью младенца Христа. Трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной, украшен скульптурными фигурками Адама и Евы, что должно напомнить о первородном грехе, который искупили Христос и Мария.

          Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его. После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком.

          Напротив Мадонны, почтительно преклонив колени, запечатлевает ее облик св. Лука. Художник сумел показать внутреннее состояние человека, связанное с конкретной ситуацией: трепетное благоговение и сосредоточенность художника в момент творческого процесса.

      В руках Святого Луки – серебряный карандаш – типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге. Это чудесный пример техники рисования, которую надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.

         Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка. На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это аббатские или кардинальские одежды.

       За спиной св. Луки через приоткрытую дверь видны бык и книга - его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия. Два персонажа, стоящие около зубцов стены в созерцании пейзажа, возможно, Иоаким и Анна, родители Марии.

    В настоящее время в мире известны четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других - в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия).

            История эрмитажной картины очень интересна и одновременно трудна. Еще в начале XIX века она находилась в монастыре в Испании, который был разорен в ходе Наполеоновских вторжений. Затем она была разделена: правая часть произведения оказалась в Нидерландах в коллекции короля Виллема II, а после его смерти была приобретена Императорским Эрмитажем во время продажи его коллекции.

         Левая часть картины в это время находилась сначала в коллекции испанской королевы Изабеллы, затем попала в Париж в собрание барона Бернонвиля. В 1883 году на распродаже этой коллекции ее приобрел парижский торговец А. Бер и привез из Парижа в Санкт-Петербург. В 1884 году картину купили в собрание Императорского Эрмитажа.