Хронология пророков и пророчеств ч. 21

Владимир Бровко
                ч.21

Христианский писатель Иоанн Антиохийский


        Об Иоанне Антиохийский, официально известно следующее: ритор (учитель красноречия) ; греч. ;;;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;;;, ;;;;;;; от сир. mal;la - ритор] (80-е гг. V в., Антиохия (?) - после 578 (?), К-поль (?)), визант. греч. хронист, автор (или один из авторов) хронографии.
     Но, тут я  сразу хочу внести ясность в один важный вопрос. А дело в том, что всемирная история  знает  двух "Иоаннов Антиохийских"!
      Это так называемый  византийский  хронист Иоанн "Малала" и собственно  уже  живший  в Константинополе после  него - тоже хронист "Иоанн Антиохиский".
     Оба писали  книги по "всемирной истории", но у Иоанна Малалы  книга заканчивается 563 годом н.э, а у Иоанная Антиохиского 610 г. н.э.
     И книга Иоанны Малалы сохранилась ,а вот труд Иоанна Антиохийского дошел до нашего времени только фрагментарно.
     В связи с чем,  далее я поведу  свое повествование исключительно  об Иоанне Малале!!!
    А имеющиеся на сегодня  биографические сведения о нем, очень скудны и неточны, известны в основном из его сочинения.
      Согласно общепринятой версии, Иоанн Малала происходил из Антиохии, получил там классическое образование и прожил много лет;
     Вероятно, был специалистом по юриспруденции, находился на гос. службе, занимал чиновные посты невысокого ранга, позднее стал клириком.
     В нач. 30-х гг. VI в. переехал в К-поль. Иоанн Малала неоднократно возвращался к продолжению и редактированию хронографии, к-рую начал писать еще в Антиохии.
      Основной труд Иоанна Малалы - книга "Хронография" является первой из дошедших до нас всемирных хроник ( она обрывается на 563 годе, некоторые рукописи доводят изложение до 565 г. - смерти Юстиниана и воцарения Юстина II)..
     Полный греческий текст (за исключением начального фрагмента) сохранился в единственном списке XII века, хранящемся в Оксфорде.
      «Хронография» была переведена и на старославянский язык (предположительно в X веке) с более раннего списка, чем оксфордский и поэтому содержание их немного разнятся между собой.
       Структура «Хронографии» хронологически разбита на 18 книг:
; Книги 1, 2, 4 : пересказ древнегреческих мифов или древнейшая история;
; Книга 3 : ; библейская история;
; Книга 5 : история ; Троянской войны по художественной версии Диктиса Критского (автор I—II вв., «Описание Троянской войны»);
; Книга 6 : персидские цари, лидийский царь ; Крёз, македонские цари и начало ; Рима;
; Книга 7 : Ромул и Рем, первые римские цари до ; Тарквиния;
; Книга 8 : ; Александр, династии ; Птолемеев и ; Селевкидов;
; Книги 9—12 : ; Юлий Цезарь и римские императоры до ; Констанция Хлора;
; Книги 13—18 : римские и византийские императоры от ; Константина Великого до ; Юстиниана I.

       Стиль хроники позволяет отнести её не столько к историческому сочинению, сколько к занимательному изложению истории в доступном для понимания простых людей виде!  Отсюда Иоанн Малала  бы первым  популяризатором истории. Но именно такой подход и позволил Иоанну передать античную историографию и языческую мифологию с позиций христианского мировоззрения!!!
      А  это  уже получался  как бы исторический коктейль!!! Особенно ярко это видно когда  содержание первоисточников искажается, мифические герои смешиваются с историческими персонами, занимательные факты изложены в ущерб описанию исторических событий!!!
       Ну и добавлю и от себя! Книга И. Малалы  это не взирая на все ее недостатки еще и яркий пример  для всех писателей и графоманов (что почти одно и тоже) как методом компиляции создать супер популярную книгу пережившую автора и его время  минимум на 1500 лет!!!

       Сама же "Хроника" основана на множестве самых разных источников, включая произведениях античных авторов, но хронист пользуется ими по более поздним компиляциям римского и византийского времени.

    Что касается современной ему  истории то уже начиная с событий при императоре Зеноне (царствовал 474—491 гг.), Иоанн излагает их со слов современников и очевидцев, и с этого времени хроника считается ценным историческим источником.

      Популярность хроника приобрела прежде всего благодаря нравоучительному стилю в рамках библейской традиции, что стало особенно цениться в период утверждения феодальной идеологии в Византии, когда стала развиваться так называемая монашеская историография.

    Как и все хронисты, Иоанн Малала  вел счет лет от Сотворения мира! Но тут  он  пошел своим особым путем!  Ибо его эра не совпадает с типами летосчисления, известными в поздней античности и в Византии, и повторяется лишь у некоего Исихия Милетского, современника Иоанн Малала.
  Так согласно И. М., Рождество Христово приходилось на 5967 г.,
  Страсти и Воскресение Христово - на 6000 г. от Сотворения мира. Т. е., согласно И. М., VII тыс., к-рое связывалось со Вторым пришествием Спасителя и с концом света, началось уже ок. 500 лет назад.
     В большинстве распространенных в то время версий летосчисления Рождество Христово приходилось на 5500 или 5492 г. от Сотворения мира, тогда начало эсхатологического, VII тыс.- это рубеж V и VI вв.
     Причина возникновения особой «эры 6000 года» неясна.
      Возможно, И. М. был в числе тех, кто пытались противостоять распространению ожиданий конца света на визант. Востоке.

     В соответствии с традициями античной хронистики И. М. основное внимание уделял государственно-политической и военной тематике.

    Основное содержание его труда - это сообщения о завоеваниях римлян и византийцев, о смене власти в древних царствах и у ромеев, о строительной и об организационной активности гос-ва.
     Религ. тематика остается на периферии интересов И. М. О Соборах он сообщает неск. фразами, никогда не останавливается ни на объяснении происхождения церковных споров, ни на деятельности отцов Церкви. У И. М. явно не было цели выявить суть религ. конфликтов или истории Церкви своей либо предшествующих эпох.
     В связи с этим все его упоминания о церковных событиях, как правило, сводятся к описанию организационных мероприятий власти по отношению к христ. и иным общинам.
   Хронист не стремился определить свою позицию в отношении вероисповедания, оставаясь в рамках лишь официально признанной религии.
     В политической сфере И. М. неизменно проявлял лояльность к имп. Юстиниану.
     Он сообщает об издании императором эдиктов, облегчающих налоги для широких слоев населения, об укреплении законодательства, о мерах против произвола чиновников (о щедрых пожертвованиях на восстановление городов Востока, пострадавших от землетрясений (), отмечает строительную деятельность Юстиниана в К-поле и др. городах (). Хронист приводит также описание внешности и характера Юстиниана, отмечает его красоту, открытость и великодушие ().

      Однако эти детали говорят лишь о том, что хронист придерживался обычая почитания властей, избегал двусмысленных суждений по адресу императора и в то же время не описывал его роль в жизни страны.

       Иоанн Малала  не входил в придворный круг, он обращался к широкой аудитории и не мог себе позволить дать критические оценки правления Юстиниана, подобные тем, что содержатся в сочинениях его современников Прокопия Кесарийского и Иоанна Лида.
     Представления И. М. о политическом устройстве Римской и Византийской империй, о подробностях борьбы за имп. престол очень приблизительны; он допускает ошибки в описании обстоятельств смены императоров и их последовательности, при этом крайне сложно определить, какие из ошибок связаны с недостатками знаний И. М., а какие содержались в утраченных источниках, к-рыми он пользовался.

       Но вот к сожалению некритичный подход к источникам и их вольный пересказ в соединении с недостаточной образованностью автора (по сравнении с его современниками Прокопием и Агафием) привели к тому, что христианско-византийское сочинение Иоанна Малалы (особенно в первых 15 книгах) содержит абсурдные ошибки и анахронизмы.

      Но это мы знаем сейчас!
      А вот во времена Иоанна Малалыи после его смерти  "Хроники"  были историческим бестселлером, которым в Константинополе зачитывались все грамотные граждане Византии  от императора до простых чиновников!!
      Таким же непререкаемым авторитетом "Хроника"  была и  для восточных славян  (в Киевской Руси и в Великом московском  княжестве)  данная  книга пользовалась популярностью и на ней выросло не один десяток поколений  московитов.
     Которое и впитало в себя в те абсурдные ошибки и анахронизмы  что допустил Иоанн Малала и которые  сейчас  в той же России выдаются  на " истинно исторические данные"!
    Ведь прадеды и деды то  "верили  Иоанну Малале то и мы верим"!!!!

                Судьба хронографии

    В Византии и славянском мире хронография была широко известна. В VI в. с ней был знаком церковный историк Иоанн Эфесский, который использовал труд И. М. как один из источников для 2-й ч. «Церковной истории», посвященной событиям c IV в. до 571 г. Прп. Иоанн Дамаскин ссылался на хронографию И. М. в трактате «Об иконах» (Ioan. Damasc. De imag. III // PG. 94. Col. 1369), называя хрониста «Иоанн Антиохийский или Малала».
     Текстом И. М. пользовались визант. придворные писатели круга имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.). Несколько фрагментов сохранилось в трактатах «Об интригах» и «О доблестях и жизни» (Constantini Porphyrogenneti Excerpta de insidiis / Ed. C. de Boor. B., 1905. P. 151-176; Idem. Excerpta de virtutibus et vitiis / Ed. Th. B;ttner-Wobst. B., 1906. Vol. 1. P. 157-163). Хронику знал визант. писатель XII в. Иоанн Цец (Ioannis Tzetzae Historiae. II 33 / Rec. P. A. M. Leone. Napoli, 1968).
     Большинство визант. хронистов использовали хронографию И. М. Большие фрагменты из нее вошли в состав Пасхальной хроники; в хронике Феофана Исповедника присутствует ряд указаний на текст И. М. Также значительное влияние И. М. оказал на хроники Георгия Монаха (сер. IX в.), Псевдо-Симеона Логофета (X в.), Георгия Кедрина (XI-XII вв.). Единственная сохранившаяся греч. рукопись Bodl. Baroc. 182 была вывезена с Крита в XVI в. венецианской семьей Бароччи; в 1629 г. поступила в Бодлеянскую б-ку в Оксфорде; впервые издана в 1691 г. с лат. переводом и комментариями Э. Хилмеда.
                Славянский и другие переводы
      Хронография Иоанн Малала  была переведена на слав. язык уже в X в., по всей видимости в Болгарии (Срезневский. 1879. С. 118; Щапов. 1976. Вып. 1. С. 27-30).
     Т. о., она стала одним из древнейших текстов, переведенных с греческого на славянский язык.
     Перевод Иоанн Малала  стал также одним из источников знаний о мировой истории в средневековой Руси.
     Рукописи с полным переводом хронографии не сохранились; он известен по многочисленным фрагментам, вошедшим в состав древнерусских хронографических сводов.
    Их комплексный анализ, проведенный на рубеже XIX и XX вв. В. М. Истриным, показывает, что полный перевод хронографии, безусловно, существовал.
   Более того, часть сохранившихся в славянском переводе фрагментов позволяет восстановить ряд лакун греческого оригинала, в т. ч. текст введения и 1-й книги (Истрин. 1994).
      Всю книгу "Хроники" можно скачать вот с этого сайта: http://www.torrentino.me/torrent/181675 а заключительные части  о истории Византии вот с этого сайта: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5123896

    А, вот, что касается пророчеств,  которые якобы  высказал своем труде Иоанн Малала, то он лично сам  как византийский  юрист (а не церковный  клирик)  был сугубым реалистом и от себя никаких пророчеств о будущем  не выдавал!

   Но зато в своей  "Хронике" он  очень ярко и живо описал  большинство  мировых пророков и пророчиц!
    О которых уже в этом своим скромном труде написал и ваш автор!!!
   И если вы уважаемый читатель, живо интересуетесь будущим! то ради  того чтобы ознакомится с жизнью и  характеристиками данными мировым пророкам  Иоанном Малалой  уже стоит  прочесть всю  его "Хронику"!
   Прочитав  ее вы так же поймете  как изначально ( на каких источниках и мифах)  формировалась и российская  историография!!!
   И почему так в России "носятся  уже более чем  450 лет с  геополитическим проектом " Москва-Третий Рим"", имея в виду прежде всего расширения территории России на ЮГ и захват территории современной Турции с последующим переносом  российской столицы  из Москвы в Стамбул-Константинополь!!!
    
                (конец ч.21)