Лиза и рыбки

Лариса Болотова
    Понимаем ли мы наших детей, когда они ещё не могут говорит словами, чтобы объяснить  своё поведение и поступки? Нам кажется, что они это делают   на зло, из вредности.

    Маленькая Лиза смотрела с удивлением на рыбок в аквариуме. Она раньше их видела только по телевизору, а теперь они были рядом с ней. Ей захотелось дотронуться до них. Аквариум стоял на столе, не достанешь. Лиза забралась на стул и занесла руку над аквариумом.

- Лиза, их нельзя брать в руки? – сказала строго мама, вошедшая в комнату.

 Лиза отвела  руку и спрятала её за спиной.

- Другой тоже, - добавила мама, видя, что Лиза хочет взять рыбок другой рукой.

- Пойдём кушать, уже всё готово.

    Лиза нехотя слезла со стула и пошла за мамой. Весь день она наблюдала за рыбками. Ей нравилось смотреть, как они там плавают, особенно когда они подплывали к стенке аквариума и смотрели на неё. Она хорошо рассмотрела их глаза и рот. Рыбки иногда открывали рот, и Лиза решила, что они разговаривают с ней, только без слов. Ей очень захотело с ними поиграть. Но как это сделать? «Бедные рыбки, как же им тесно в аквариуме» - думала Лиза: «Надо их выпустить на волю, и тогда мы сможем поиграть». Лиза забралась на стул и стала толкать аквариум. Ей удалось перевернуть его набок. Вода разлилась по столу, а рыбки стали судорожно глотать воздух. Этого она не ожидала.

- Нет, нет, нет,- повторяла Лиза одно и тоже слово и в глазах её стояли слёзы. Она не хотела, чтобы рыбки умерли, она хотела только поиграть с ними.

- Лиза, ты зачем это сделала? - закричала рассержено мама, когда увидела, что наделала дочь. Она быстро собрала рыбок со стола, положила их в аквариум, потом налила в него воды. Рыбки ожили.

  Лиза была наказана, родители решили,  что она это сделала нарочно, из вредности. А Лиза не смогла объяснить, почему она так поступила. Она ещё не умела говорить слова.