Вадим Грачев о Владимире Махначе

Историк Владимир Махнач
БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

2 апреля 2016 года.


2 апреля — день рождения замечательного историка, искусствоведа Владимира Леонидовича Махнача. Он ушел от нас 5 мая 2009 года, но оставил нам богатое наследие.

Последние два дня слушаю в записи много лекций Владимира Леонидовича. Он удивительная личность! Он относится к тому типу людей, кто не говорит ни одного пустого, ненужного слова. Каждое слово, каждая фраза наполнена глубоким содержанием, внутренним смыслом! У него нету ни одной лекции, чему бы они ни были посвящены — истории России, Византии, отличиям западной и восточной архитектуры, русским городам, географическим названиям — пустой или формальной. Он своей личностью способен преобразить любой материал, о чем бы ни говорил! Какой замечательный юмор у Махнача: «Лжедмитрий по сравнению с Лениным был вполне порядочным человеком. С Лжедмитрием я бы и чайку попил, поговорил бы с ним о вопросах политики, а вот с Ульяновым я бы за стол не сел!» Или: «В Сербии живут сербы, а в Боснии — мусульмане. Интересная национальность, не правда ли?» Отдельные фразы Махнача запоминаются на всю жизнь. Вот, например, как он начал рассказ о литературе по истории Византии: «Запомните, пожалуйста, на всю жизнь, что на эту тему существует лучшая в мире книга, которая была написана академиком Федором Ивановичем Успенским, — «История Византийской империи!» Эту фразу невозможно забыть и хочется сразу взять в руки томик Успенского. Когда начинаешь слушать любую беседу, лекцию Махнача, чувствуешь, что невозможно оторваться, она буквально притягивает магнетически!

В чем же сила Владимира Леонидовича как рассказчика, лектора? Думаю, что, во-первых, это сила личности, которая так притягивает к себе, во-вторых, это гигантский багаж знаний, эрудиция. Слушая Махнача, я вдруг осознал важную вещь: огромный запас знаний, остроумие, эрудиция дают человеку возможность формировать свое видение мира, свой взгляд на многие вещи. Он глубоко и всесторонне знает предмет своего рассказа и любит всем сердцем этот предмет. Часто он говорит о том, о чем мы даже не догадываемся или только смутно подозреваем, а он обращает на это наше внимание. Одним словом, все эти качества, особенно знания, дают возможность быть самим собой, независимой личностью. Мы ведь в большинстве своем живем в плену тех или иных стереотипов. Надо пытаться периодически проверять эти стереотипы, испытывать их на прочность, наводить их ревизию. Необходимо расширять и оттачивать свое мировоззрение. А это помогают сделать обширные познания. Только такой человек способен стать настоящей личностью и увлечь за собой других. Он живет свободным от общепринятых стереотипов.

Как то услышал такую парадоксальную фразу: «В университетах обучаются не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы пообщаться с великими личностями.» Если задуматься, то, по существу так и выходит. Знания получить при желании можно и дома, самостоятельно. А вот великая личность накладывает неизгладимый отпечаток на человека, помогает сформировать мировоззрение, образ мышления. Великие личности — это те гиганты мысли и духа, к которым мы прилепляемся, чтобы чему-то у них поучиться. Еще святитель Николай Сербский (Велимирович), сам будучи гигантом мысли и духа, сказал: «Никто не велик, если не держится кого-то величайшего».

В нашей жизни много таких великих личностей. Рано или поздно в разные периоды своей жизни мы прилепляемся к различным великим личностям, которые помогают нам самим становиться, пусть хоть и не великими, но самостоятельными личностями.

Для меня сегодня великие наши современники — Наталья Алексеевна Нарочницкая и Владимир Леонидович Махнач. Стараюсь не пропустить ни одного их выступления, публикации, насколько то возможно. Они научили меня самостоятельно мыслить и иметь независимые суждения, подкрепленные множеством фактов. Это дает огромное чувство свободы и духовную радость!

Огромное спасибо Владимиру Леонидовичу Махначу за то, что силой своей личности был способен пробудить в нас эти мысли. Если кому-то будет интересно, то вот здесь http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/mahnach много лекций Владимира Леонидовича.



ВЛАСТИТЕЛИ ДУМ

5 мая 2016 года.


5 мая 2009 года не стало выдающегося историка, искусствоведа и просто замечательного человека Владимира Леонидовича Махнача. Умер Махнач и возникло такое чувство, что из-под огромного здания по имени «Россия» выбили огромную, мощную колонну. Когда возникал какой-то спорный вопрос, какая-то проблема, недоумение, всегда мысленно мы произносили: «Интересно, а что скажет по этому поводу Махнач?» Его я лично воспринимал как воина, который сражался на идеологическом фронте за историческую Россию.

Человек всегда опирается в своих духовных исканиях на кого-то более умного, более духовно крепкого. Мы всегда осознаем, что есть люди умнее, мудрее и сильнее нас. Мы часто советуемся со старшими, с авторитетными людьми. Таких людей при желании можно найти много. Но есть люди совершенно замечательные, которых немного. Это великие мыслители, на которых мы опираемся при своем духовном росте, при формировании своего мировоззрения. Таких людей часто мы называем властителями дум. Мы живем их идеями, и под их воздействием формируем свой внутренний мир, свое отношение к жизни. В наследии этих мыслителей мы ищем ответы на возникающие новые вопросы, которые ставит перед нами постоянно меняющийся мир. Наследие великих мыслителей для нас настолько важно, насколько оно сопряжено с Вечностью, с вечными ценностями. У нас в России всегда не переводились такие властители дум. Хочется назвать хотя бы некоторые важные для меня имена: Н. Я. Данилевский, Ф. И. Тютчев, К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров, И. А. Ильин, И. Л. Солоневич. Среди современников тоже есть имена, имеющие для меня большое значение: И. Р. Шафаревич, В. В. Кожинов, Н. А. Нарочницкая, В. Л. Махнач, Ю. Ю. Воробьевский. Многие писатели тоже властвуют нашими думами: А. С. Пушкин, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, С. Т. Аксаков. И. С. Шмелев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, М. А. Чванов.

Когда уходит кто-то из старшего поколения, как например, В. Л. Махнач, мы чувствуем себя сиротами. Хочется постоянно искать в окружающей жизни людей, подобных ему, чтобы опираться и ориентироваться на них. Дай Бог, чтобы череда таких мыслителей, властвующих нашими думами, никогда не прекращалась. Думаю, что у каждого есть такие люди, такой заветный список, которым вы можете с нами поделиться, чтобы мы познакомились с этими выдающимися людьми.

Я никогда не встречался с покойным Владимиром Леонидовичем Махначом, но слушал в записи очень много его лекций, бесед. Ученый сильно повлиял на мое мировоззрение, отношение к жизни. В связи с этим хочется поделиться своим впечатлением об этой замечательной личности.

На моем столе стоят поздравительные открытки с Пасхой, которые прислали мне мои друзья из Сербии Милан Мренович, Милан Милошевич. Смотрю на эти открытки и думаю: ведь получил я их благодаря Владимиру Леонидовичу Махначу, как это ни парадоксально. Сегодня слушал записи его лекций о восточнохристианской культуре. В этих лекциях Махнач, как всегда, пламенно и остроумно доказывал, что для русского человека намного ближе наши братья по восточнохристианской культуре, как то сербы, греки, грузины, армяне, ассирийцы, чем, например, французы или китайцы. Сетовал он на то, что нас неправильно воспитывали с самого детства — с детского сада, со школы. Нас впихивали всеми силами в прокрустово ложе западной цивилизации и культуры, всячески препятствуя изучать и быть причастными к своей родной культуры. Махнач силой своей харизматичной личности ломал старые вредные стереотипы, которые несколько десятков лет формировали нас людьми, чуждыми своей культуре. С каким эмоциональным запалом он говорил о том, что мы не просто перестали быть русскими в духовном смысле, но даже элементарно разучились на бытовом уровне по-русски есть, по-русски пить, по-русски петь! Это было сказано так образно и впечатляюще, что мне тут же захотелось научиться по-русски и есть, и пить, и петь! Мне захотелось восстановить все аспекты нашей родной восточнохристианской культуры. Захотелось изучить историю и культуру братских нам народов, навести с ними личные контакты, благо у нас сейчас есть социальные сети для того. Так среди моих корреспондентов и друзей появились сербы, греки, македонцы, болгары, ассирийцы, армяне, осетины и другие народы. Благодаря этим идеям и стоят на столе открытки с Пасхой, все это «заслуги» Махнача.

А как болел душой Махнач за историческую Россию! Как поразительно он рассказывал о расчленении России, особенно после 1991 года. Причем обращал внимание даже на такие факты, которые не сразу отметит обыватель. Например, его особую заботу вызывали географические названия. Махнач считал, что если мы переименовали русский город, например, в татарское, казахское или эстонское название, то уже на половину потеряли этот город. Он заставлял нас ручкой исправлять на карте это название на русское, историческое! И так заставлял, что и правда хотелось взять ручку и исправить!

Махнач был в чем-то идеалистом. Он свято верил, что хоть завтра мы сможем возродить историческую Россию, все зависит только от нас самих! Сила духа его была такова, что и мы вслед за ним верили в это. Он заражал нас своим оптимизмом. Его оптимизм был не прекраснодушный, не мечтательный, не сентиментальный, а пламенный, напористый! Махнач был настоящим сильным человеком системы, в которой существовал, — это уже к вопросу о его общем со Львом Гумилевым учении о системах и антисистемах. Он всеми силами своей души защищал систему. Помню его фразу: «Если вы встретились с антисистемщиком, ни в коем случае не спорьте с ним! В зубы ему, в зубы!» Махнач был очень сильным и добрым! Для него применима формула «Добро должно быть с кулаками».

Пятого мая 2009 года мы с другом Максимом в Таврии поднимались на Мангуп — горную столицу византийского княжества Феодоро. Сидели возле древней христианской базилики и мечтали о том, как здорово было бы организовать клуб любителей Византии и проводить ежегодные его заседания в византийских местах, а начать надо с Мангупа и пригласить сюда Махнача, Нарочницкую и других любителей и популяризаторов Византии. А потом, во второй половине дня, спустившись с гор, я задремал на диванчике под аудиозапись Махнача, в которой он настоятельно рекомендовал нам к прочтению список самой главной литературы о Византии. Голос затихал, затихал и незаметно умолк. А я не понял в тот момент, что так со мной прощалась душа Махнача. Только на следующий день я прочитал в Интернете, что Махнач скончался 5 мая, в канун памяти Георгия Победоносца. Это так символично, ведь и сам Владимир Леонидович Махнач был воином-победоносцем Святой Руси!


Вадим Грачев
https://vk.com/id2011728