Храни нас, Господи, покуда не грянет гром. Часть 2

Елеон Горчинский
                Часть 1 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/31/1348

                Кроме того, Россия ассоциируется у него с колокольным звоном:

           «Звезда! Я люблю колокольный звон…
           С земли по воде сквозь огонь в небеса звон…»
                («Спроси, звезда».)

           Но:

           «С каждым днём времена меняются.
           Купола растеряли золото.
           Звонари по миру слоняются.
           Колокола сбиты и расколоты.
           Что ж, теперь, ходим вкруг да около
           На своём поле как подпольщики?
           Если нам не отлили колокол,
           Значит, здесь время колокольчиков».
                («Время колокольчиков».)

          Вот, он и стал таким колокольчиком, что звенели по Руси. Звон же этот раздавался у него в сердце и, переходя в гитарные аккорды, шёл «горлом». Нередко во время своих выступлений он вешал себе на шею колокольчики:
 
          «- Да что там у тебя звенит?
          И я сказал: - Душа звенит. Обычная душа.
             ……………………………………………….
          Пока пою, пока дышу, дышу и душу не душу…
             ………………………………………………..
          Пока дышу, пока пою и пачкаю бумагу
          Я слышу звон. На том стою. А там глядишь – и лягу.
          Бог даст – на том и лягу».
                («Случай в Сибири».)

          Много песен посвящено русской душе и страданиям, обусловленным максималистской установкой: пан или пропал. Душа не может просто «существовать», она в вечном поиске. И когда ей не хватает веры, когда она не находит истинного смысла жизни, то пускается во все тяжкие:

         «И наша правда проста, но ей не хватит креста
         Из соломенной веры в «спаси – сохрани».
         Ведь святых на Руси – только знай, выноси!
         В этом высшая мера. Скоси – схорони.
         («Посошок».)

        Противоположность умудряется сочетаться не просто в одном народе, а в одной и той же душе:

        «Век жуём матюги с молитвами»…
            («Время колокольчиков».)

        Идёт же всё это, по СашБашу (прозвище Башлачёва), «испокон»:

       «Пусть возьмёт на зуб, да не в квас, а в кровь.
        Коротки причастия на Руси.
        Не суди ты нас! На Руси любовь
        Испокон сродни всякой ереси
          Испокон сродни чёрной ереси.
        На клинках клялись. Пели до петли.
        Да с кем не куролесь, где не колеси,
        А ты живи, как есть – в три погибели.
         («Вечный пост».)

       Такая вот русская душа во всей своей парадоксальности выведена в песне «Ванюша». Это не песня, а целая баллада о «русском Иване». В ней, как в народной сказке, не поймёшь, кто же он? То ли Иванушка – дурачок, то ли Иван – царевич?:
 
        «Но капля крови на нитке тонкой
         Уже сияла, уже блестела
         Спасая душу, врезалась в тело.
         Гулял Ванюша вдоль синей речки
         И над обрывом раскинул руки
         То ли для объятия, то ли для распятия.
             …………………………………………..
         Гуляй, собака, живой покуда!
         Из песни – в драку! От драки – к чуду!
         Кто жив, тот знает – такое дело!
         Душа гуляет и носит тело.
         Водись с любовью! Любовь, Ванюха,
         Не переводят единым духом.
         Возьмёт за горло – и пой, как сможешь,
         Как сам на душу свою положишь.
         Она приносит огня и хлеба,
         Когда ты рубишь дорогу к небу.
            ……………………………………
         А Ванюше припасла снега на закуску я.
         Сорок градусов тепла греют душу русскую.
         Не сестра да не жена, да верная отдушина.
            …………………………………………………
         Душа в загуле. Да вся узлами.
         Да вы ж задули святое пламя!..
         Тут где–то вроде душа гуляет?
         Да кровью бродит. Умом петляет.
            ……………………………………..
         Не лезьте в душу! Катитесь к чёрту!
         Гляди-ка, гордый! А кто по счёту?
           С вас аккуратом… - Ох, темнотища!
         С вас аккуратом выходит тыща!
         А он рукою за телогрейку…
         А за душою – да ни копейки!
           ………………………………..
         - Разбили рожу мою хмельную?
         Убейте душу мою больную!
         Вот вы сопели, вертели клювом?
         Да вы не спели. А я спою вам!»

         И затем невинным чистым голосом:
         «А как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки!
         А как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке»!

         В итоге Ванюшу забивают насмерть в драке, но он воскресает. Автор любит своего героя, для него он бессмертен, потому что в нём «живая душа», (вспомним, что, по Н. Гоголю, есть «мёртвые души»). Несомненно, главное, что отличает А. Башлачёва, это обострённое чувствование всякой фальши, стремящейся выдать себя за истину:

         «И каждый вечер в ресторанах
         Мы все встречаемся и пьём.
         И ищем истину в стаканах,
         И этой истиной блюём».
          («Мы льём своё больное семя».)

         Окружающую жизнь  он довольно метко окрестил: «балом восковых фигур», то есть, люди не живут, а играют роли. Ибо, для него, нет настоящей жизни без искренности, открытости, настоящих человеческих чувств. Если жить – то только честно:

         «Я знаю, что никогда не смогу найти
         Всё то, что, наверное, можно легко украсть.
         Но я с малых лет не умею стоять в строю.
         Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг.
         И мне надоело протягивать вам свою
         Открытую руку, чтоб снова пожать кулак».
                («Чёрные дыры».)

        А разве мыслима настоящая жизнь без любви, но мало кто мог сказать о ней так пронзительно:
 
         «Есть целое небо, но нечем дышать.
         Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать.
         Я прочно запутался в сетке ошибочных строк.
         Моя голова – перекрёсток железных дорог.
           ………………………………………………..
         Фильтр сигареты испачкан в крови.
         Я еду по минному полю любви.
         Хочу каждый день умирать у тебя на руках.
         Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках.
         Любовь – это слово похоже на ложь.
         Пришитая к коже дешёвая брошь.
         Прицепленный к жёстким вагонам вагон – ресторан.
         И даже любовь не поможет сорвать стоп – кран.
         Любовь – режиссёр с удивлённым лицом,
         Снимающий фильмы с печальным концом.
         А нам всё равно так хотелось смотреть на экран.
           ………………………………………………………
         Любовь – это снег и глухая стена.
         Любовь – это несколько капель вина.
         Любовь – это поезд «Свердловск – Ленинград» и назад.
         Любовь – это поезд сюда и назад.
                («Поезд».)

                Продолжение следует. Часть 3 здесь: http://www.proza.ru/2016/11/02/1086