320 Быстрое чтение 10 02 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 320. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Быстрое чтение. 10.02.1974.

Фотоиллюстрация из детского альбома автора: город Суворов. Родительский дом. Пятилетний Саша Суворов. Ангина. Весна. 1958 год. Начало самообучения «быстрому чтению».

В предыдущем:

Практически каждую из книг корабельной библиотеки БПК «Свирепый» я либо читал «от корки до корки», либо прочитывал «по диагонали», либо просматривал так, чтобы знать и ведать, о чём в них написано. Когда и как я успевал читать столько книг?

Привычка читать книги возникла у меня ещё в раннем детстве, когда я болел хроническим тонзеллитом, часто простужался, болел ангиной и всякий раз при этом лежал в кровати, обложенный журналами и альбомами с интересными картинками (чтобы не скучал).

Дело в том, что папа и мама оба работали на ответственных работах, старший брат Юра учился в школе, поэтому я должен был «болеть» один дома. Хочешь-не хочешь, но сначала я только рассматривал картинки в журналах и газетах, а потом потихоньку стал их «читать».

При этом я очень быстро выучил отдельные буквы алфавита, потом стал видеть эти буквы в привычных словах-заголовках, например, журнал «Крокодил» или газета «Правда», а потом «угадывать» буквы по смыслу слов заголовков.

Каждый раз, когда с работы возвращались мои мама и папа, я радовал их тем, что «читал» им «новости». Я хриплым «простуженным» голосом радостно читал им заголовки и рассказывал «содержание» картинок в журналах и газетах.

Потом я стал читать вывески, слова лозунгов и плакатов на улицах, названия учреждений (например, «почта», «аптека»), а затем и названия книг.

«Взрослые» книги, типа «Справочник фельдшера» или «Оперативная хирургия»  мне сразу же были запрещены, но все остальные книги из небольшой, но очень интересной домашней библиотеки родителей я тщательно пролистал в поисках картинок и, естественно, читал заголовки и названия.

Как-то так получилось, что я «научился» по заголовкам книг, глав и подписям под рисунками догадываться о сюжете и содержании этих книг. Впоследствии с часто изумлял моих родителей, рассказывая им фабулу (сюжетную линию) какой-либо книги.

Таким образом, я начал читать ещё до начала учёбы в школе, в младших классах я уже мог читать (но не понимать) практически всё (книги, журналы, газеты), а в средних класса (4-5-6 классы) я уже читал всё подряд «взахлёб». Точно так же, как современные дети играют в компьютерные игры, я увлекался чтением…

С первого класса школы у меня возникла привычка ещё в августе читать новые учебники «от корки до корки». Мне было просто интересно, поэтому я читал, читал и читал…

Примерно в 7-м классе школы я научился читать «фотографически», то есть я, не просто читал текст по строчкам слева-направо и сверху-вниз, а читал его по ключевым словам-понятиям – выборочно, «по диагонали». Таким образом, я даже при беглом взгляде на страницу уже каким-то образом знал, о чём и что в ней написано.

Это умение одним взглядом фиксировать и распознавать текст пришло ко мне внезапно и легко – я просто стал «видеть» текст страницы, знать его. В школе я просто поражал учителей этой способностью, а родители даже пугались этого феномена и просили меня «вернуться к нормальному чтению». Они боялись, что «злоупотребление таким обострённым и мощным даром повредит мне, истощит нервную систему».

Действительно, после каждого такого напряжённого чтения «взахлёб» и «постранично» я очень уставал, особенно уставали глаза. Поэтому само собой ко мне вернулось «нормальное чтение», но в случае необходимости я всегда мог мобилизоваться, сконцентрироваться и практически мгновенно фиксировать в памяти и сознании нужный мне текст.

В 7-м классе я читал по 5-6 книг в неделю, в 8-м классе – я уже читал меньше книг, но читал их «вдумчиво», в 9-м классе – я читал только то, что «очень хотел» (и таких книг было много), в 10-м классе я читал только то, что нужно было читать, потому что большая часть времени использовалось на серьёзную и напряжённую учёбу.

Сразу после школы наступил перерыв в интенсивном чтении, потому что наступила свобода и воля, а также острое желание не учиться, а попробовать этот окружающий мир в реальности, не через книги, газеты и журналы, а на ощупь, на вкус, на запах, на ощущения и чувства.

Только во время учёбы в Севастопольской Морской школе ДОСААФ и на военно-морской службе, во время изучения уставов, инструкций и положений ко мне вернулась способность «быстрого чтения». Когда мне удалось заполучить «крейсерскую библиотеку» и в течение нескольких месяцев наконец-то расставить на стеллажах все книги по библиотечным правилам, я смог насладиться их чтением, что я и сделал в 1973-1974 годах на БПК «Свирепый».

Теперь, с января 1974 года, я вернулся к практике и к способности читать по пять-шесть книг в неделю. Причём я проверял себя тем, что пересказывал ребятам «о чём эта книга», а они потом либо подтверждали, либо опровергали моё «начитанное мнение».

10 февраля 1974 года я впервые записал себе в дневник: «Сегодня утром взялся за большое дело. Решил напечатать ту повесть или рассказ и послать в «Юность» (журнал «Юность»). Будь, что будет!».

Действительно, я впервые решился напечатать на портативной машинке текст сочинённого мной рассказа о том, как я влюбился в девочку в детском санатории в городе Чекалин и о приключениях ребят и девчонок в этом санатории. Это была очень интересная, весёлая и увлекательная история, которую я рассказывал ребятам, морякам и они неизменно говорили мне, чтобы я её «напечатал и направил в какой-нибудь детский или пионерский журнал».

Свой первый «печатный» литературный труд – рассказ «Марина», я печатал, перепечатывал, рвал, вновь печатал и вновь перепечатывал в течение пяти дней. Никогда я ещё не уставал физически так, как за эти дни, даже, когда разгружал вагон с мешками с сахаром…