3. Вечная любовь

Марина Беляева
3. Вечная любовь

«Вечная любовь». Эту прекрасную музыку я услышала в ранней юности. На экраны вышел совместный советско-французский фильм «Тегеран – 43», где песня, написанная Шарлем Азнавуром и Жоржем Гарваренцем, прозвучала на французском языке. Гораздо позднее был сделан русский перевод, и «Вечную любовь» в разное время и по-разному спели Людмила Гурченко, Тамара Гвердцители, Антон Макарский и многие другие… Каждый раз слушая эту мелодию, я убеждала себя, что, если бы эта песня звучала на языке какого-нибудь маленького африканского племени, она не стала бы менее прекрасна. Магия музыки и слов, произнесённых под эту музыку, зачаровывают, гипнотизируют и, в конечном итоге, внушают веру, что вечная любовь существует…
В юности нам кажется, что прерогатива в вопросах любви принадлежит нам, молодым и юным, а старшее поколение живёт уже совершенно другими интересами и проблемами… Наверное, поэтому юность так эгоистична по отношению к своим родителям, а уж бабушки и дедушки во времена нашей юности казались нам вообще существами бесполыми.
Что греха таить? В своё время я размышляла так же. Моя бабушка после смерти дедушки полностью посвятила свою жизнь внукам. Она пережила деда, за которого вышла по большой любви, на тридцать лет. Ей неоднократно делали предложения руки и сердца, что меня смешило до слёз, а у бабушки вызывало только один ответ: «Нет!» Безо всяких объяснений и извинений.
Мы были очень близки. И чем старше становилась я, тем больше бабушка открывала мне свою душу. Она была, как говорится, «из бывших», и поэтому долгое время опасалась говорить с маленькой внучкой о своих корнях. Когда я училась в институте, я узнала, что и деду, и бабушке после революции семнадцатого года родители сменили фамилии. Впрочем, какие-то подозрения, что не всё просто в их жизни у меня возникали и раньше. То вдруг бабушка начинала говорить по-немецки, исправляя мои ошибки в домашнем задании по немецкому; то в её речи, когда мы, вдвоём сидя у телевизора, смотрели «Кабачок «13 стульев», проскальзывали фразы на польском языке… Она совершенно свободно ориентировалась в моём учебнике математики, хотя говорила, что окончила сельскую школу…
  Но как-то она проговорилась, что всегда боялась, что очередной «воронок» приедет за ней или за дедом… Бог миловал, и её дети: мой отец и дядя –  прожили свою жизнь в счастливом неведении о прошлом своих родителей.
Когда в годы ранней юности за мной начали ухаживать «кавалеры», бабушка очень ненавязчиво учила меня общению с ними, рассказывая эпизоды из своей жизни. Она старалась внушить мне мысль, что брак – это навсегда. Поэтому не стоит тратить время на «неперспективных» молодых людей. «К мужскому вниманию привыкаешь, - говорила она мне, - а потом, когда понимаешь, что не твоё, а ещё больше, если это понимает «твой принц», тебе будет трудно разорвать отношения… А потом, не дай Бог, какой-нибудь повеса разобьёт твоё сердце, и ты будешь страдать… А для меня эта мысль невыносима…» Я только смеялась в ответ над её страхами и убеждала, что у меня будет всё так, как мне суждено… И как бы ни старались мы изменить свою судьбу, каждый проживёт то, что ему на роду написано.
После одного такого нравоучительного разговора я поинтересовалась: «Бабуля, неужели до встречи с дедом, у тебя не было поклонников?» А надо сказать, что оба они в молодости, судя по фотографиям, были очень хороши.
- Ну, почему, - вопросом на вопрос ответила бабушка. – Были поклонники. Даже замуж звали неоднократно.
- Бабуль, расскажи, - попросила я.
 И она рассказала мне, в-общем-то незамысловатую историю.
- Мне было тогда чуть за двадцать, и знакомые моих родителей – я очень хорошо  считала, и на счётах – в том числе – устроили меня кассиром в станционный буфет при вокзале в …, - я с удивлением узнала название городка, в котором мне неоднократно приходилось бывать в детстве. – Девушка я была бойкая, симпатичная, вот и образовался у меня целый рой поклонников. Среди них был один, назовём его Иваном Акимовым, который влюбился в меня не на шутку. Парень был видный, комсомольский активист, что в те времена было, как сейчас говорят, престижно. Мне он был симпатичен  – и только. Поэтому я считала его своим другом, о чём прямо ему сказала. К этому времени я уже познакомилась с Гришей, он тогда работал на судоверфи в Ленинграде. Уже и день свадьбы был назначен… Поэтому я решила не морочить парню голову и всё ему рассказала. Но он не терял надежды и каждый вечер приходил, чтобы хотя бы если не поговорить, то хоть посмотреть на меня со стороны. Чего греха таить? Я была молода. Может, даже несколько легкомысленна. Мне льстило его внимание. На моих отношениях с твоим дедом это никак не отражалось. Я была подругой Ваниной сестры. Ничего предосудительного между нами не было. Так, словом перебросились в общем разговоре. То нас с его сестрой со станции до дома проводит…
А в Ивана не на шутку влюбилась младшая сестра секретаря райкома. Он же на неё внимания не обращал. Та нажаловалась брату. И, видимо, они сообща решили, что помехой всему я. Не буду я глаза Ивану мозолить – вот он и обратит, наконец, внимание на влюблённую в него «перспективную» невесту. И этот партийный деятель не нашёл ничего лучшего, как надавить на начальника буфета. Об этом разговоре я узнала от моего начальника. Он хорошо ко мне относился и поэтому решил меня предупредить о готовящейся интриге.
…Как-то вечером на станцию неожиданно приехал секретарь райкома. Он сразу же прошёл в кабинет директора буфета.
- У тебя в буфете Мария Николаева работает…- прямо с порога огорошил он хозяина местного общепита.
- Отличная работница, - сразу же отрапортовал мой начальник.
- Хорошая–то, хорошая, - начал издалека партиец, - но… - многозначительно замолчал он…
- А что такого? – забеспокоился буфетчик.
- Недальновидный ты, товарищ, а ещё коммунист, -«пожурил» «политически неграмотного» руководителя партийный начальник. – Она же из бывших!
- Нашёл что вспоминать! – попытался оправдаться мой начальник. – Когда это было!
- А это неважно, - строго заметил брат влюблённой девицы. – Враг не дремлет! А она рядом с деньгами… Непорядок! Надо бы её уволить, - спокойно, но очень настоятельно порекомендовал партийный секретарь.
Так через несколько дней я осталась без работы… Наверное, если бы Вовка бесштанный, так звали в родном городке этого партийного деятеля, знал, что у меня свадьба на носу, может, и не стал бы так вредить мне. Но случилось, как случилось… А ещё через месяц мой бывший поклонник пригласил меня на свою свадьбу с сестрой Владимира Ивановича. На эту свадьбу я пришла уже со своим женихом.
Подоплёку этой свадьбы знали, пожалуй, все гости. Многие, не скрывая, выражали своё осуждение как и невесте с её всесильным родственником, так и жениху, не устоявшему под натиском весомых «аргументов» любящего брата.
Ко мне подошёл двоюродный брат жениха, балагур, шутник и гармонист Серёжка. Наклонившись ко мне, в самое ухо прошептал:
- Мария, можешь считать, что тебе повезло, что не пошла за нашего телка…
И почти в голос, повернувшись к жениху и невесте, пропел срамную частушку:
- Как женился наш г…,
Да взял в жёны каку.
Посадил её на стол,
Целовал ей с… ку.
Сколько лет прошло, а я всё помню эту дурацкую частушку.  А только потом, спустя годы, поняла смысл. Невесту-то в губы целуют… А целовать в это место – значит, угодничать тому, от кого зависишь…
Невеста расстроилась, убежала, якобы, наряд поправить. А жених пошёл искать брата, хотел, вроде как, пристыдить…  Я-то Сергея после его выходки в сени вывела от греха подальше. Там его и нашёл Ванечка…
Увидев меня, рядом с Сергеем, все слова позабыл… А я, молодая дурь, видимо, в голову ударила, решила поактёрствовать немного…
- Что же, ты – говорю, - Ванечка, звал меня замуж, а женишься на Анне? -  а сама такое трагическое выражение лица состроила, что Серёжка едва не поверил, что я сильно переживаю.
И, не дожидаясь скандала, пошла прочь. Иду и думаю: «Надо срочно Гриню моего забирать( он с мужиками на улицу покурить вышел) и тикать с этой свадьбы побыстрее, пока не побили…»
На крыльце догоняет меня жених.
- Маша, постой…
Я остановилась. Смотрю на него, а у него взгляд решительный, аж горит… Кулаки сжал, мне так страшно стало: «Дошутилась, дурочка!»
А он, не отводя взгляда, бросает мне:
- Только одно твоё слово, и я уйду с этой свадьбы! Я сделаю всё, чтобы ты всю жизнь была со мной счастлива!
Смотрю на него и понимаю:  не шутит парень. От этого мне ещё страшней стало. Слава Богу, догнал его Сергей.  Братья стали выяснять отношения, а я под шумок сбежала. На другой  день  мы уехали. А в следующий раз я его уже после войны видела, у меня уже двое детей было… Поздоровались, поговорили  о жизни и разошлись каждый в свою сторону…
- Бабуля, а ты его больше не видела? Мы же почти каждое лето к твоим родичам заезжаем…
- Не видела, - просто ответила бабушка. – Говорят он в другой город переехал. Там Зинаида, Гришина сестра живёт… Они даже видятся. Она мне всё приветы передаёт… Особенно в последнее время, когда Гриша умер…
На этом наш разговор закончился.
… А ещё через несколько лет, к тому времени подходил к концу курс моего обучения в институте, мы с бабушкой и её старшим сыном, моим дядей, решили проехать по местам юности моей бабушки. Один из сыновей бабы Зины, дедушкиной сестры, был ровесником и тёзкой моего дяди – в детстве они были очень дружны – он тоже приехал к родителям в отпуск. Подтянулись и ещё какие-то родственники из Москвы, Ленинграда, Сибири…  И, созвонившись, мы решили всем большим семейным кланом собраться у бабы Зины. 
…Застолье по поводу встречи родни, разбросанной по города и весям огромной страны, было шумным и радостным. Огромный дом бабы Зины был полон. А гости всё прибывали.  В какой-то момент я обратила внимание на пожилого поджарого мужчину среднего роста с красивым спокойным лицом. Как только он вошёл, так сразу же впился глазами в мою бабулю. Смотрю на бабулю, а она тоже как-то оживилась. И бросает взгляды на это симпатичного старичка. Посидев немного на другом конце стола, старичок взял свои приборы и направился к тому месту, где сидела моя бабушка. Все были заняты разговорами и воспоминаниями, то и дело звучал смех, произносились тосты… Никто не обратил внимания, когда бабуля и её старый знакомый встали из-за стола и перешли на террасу. Усевшись на диван , они продолжили  свою беседу. Каюсь, сгорая от любопытства, я отправилась за ними следом. Из большой кухни-столовой к террасе вёл коридор. Там я и притаилась. Боясь себя обнаружить, я ни разу не выглянула из-за двери, поэтому не видела ничего, что происходило на террасе, но слышала я каждое слово.  Признаюсь, поначалу их разговор показался мне скучным и нудным. Они рассказывали друг другу о жизни, о своих вторых половинах, которые недавно ушли в мир иной, сетовали на проблемы, которыми полна жизнь детей, с особой теплотой и любовью говорили о внуках… Но когда они стали вспоминать о днях своей юности, я, наконец, поняла, что передо мной никто иной, как тот самый Ванечка, «взявший в жёны каку»… Я, помнится, тогда с презрением подумала: «Вот ведь старикан какой двуличный… Женился, вроде, почти по принуждению, а ведь всю жизнь с нелюбимой женой прожил, двоих детей нажил, внуков своих обожает… Наверное, от таких вот кавалеров и хотела предостеречь меня бабуля…»
Но когда я услышала продолжение разговора, меня просто пронзило как большой острой иглой… Вот ведь бабуля! Видно, опять какой-то чёртик её дёрнул!
- А помнишь, Ваня, что ты мне на своей свадьбе сказал? – лукаво поинтересовалась моя бабушка.
- Помню, - совершенно спокойно ответил Иван. – Я и сейчас готов повторить эти слова.
- Прости, Ваня, - совершенно другим, серьёзным тоном попросила бабушка.
- Тебе не за что просить у меня прощения, - просто ответил Иван. – Я просто хочу, чтобы ты знала: если ты когда-нибудь захочешь всё вернуть, только скажи. Я сразу же приеду и заберу тебя… Не говори  «нет» сразу… Подари мне надежду…
Я на цыпочках вернулась в горницу и заняла своё место…
Эта история не имела продолжения. Я не знаю, виделись ли моя бабушка с Иваном после этой встречи, или это свидание было последним. Но то, что вечная любовь существует не только на страницах женских романов и в то, что «любви все возрасты покорны», в тот день я уверовала навсегда. И кто бы что ни говорил по этому поводу, я знаю точно, что все люди разные, и воздаётся каждому по вере и по делам его.

Фото из личного архива.