Прощальный полёт

Эдуард Зайцев
 Плановые полёты в авиационном полку военно-транспортной авиации, в тот осенний день, начались после обеда. Такие полёты называют, обычно: «дневные с переходом на ночь». 
  В строгом соответствии с плановой таблицей, один за другим, военные Ил-76 поднимались в небо. Их долго можно было видеть на большом расстоянии. Постепенно  звук турбин стихал, очертания самолёта размывались, растворяясь  в пространстве голубого неба. Воздушные корабли уходили на задания.

 До моего вылета оставалось немного времени.  Я неспеша шёл по рулёжной дорожке к стоянке самолёта командира  1-й эскадрильи. Укрыв лицо от осеннего ветра воротником лётной куртки, размышлял.
 Предстоящее задание, в качестве проверяющего, было не сложным.
 По существующим правилам лётной работы, каждый лётчик, через определённое время, проверялся в технике пилотирования. Вот и мне  предстояло выполнить контрольный полёт с командиром эскадрильи, у которого вышли сроки проверки. Проверка носила формальный характер и не заботила бы меня, если бы, не имела одну особенность.

 Командир эскадрильи, с которым мне предстояло выполнить контрольный полёт, был наиболее авторитетным лётчиком в полку.  Так сложилось, что возраст этого человека не позволял  продвигаться ему по должностям -  в звании подполковника он ходил много лет. При достижении предельного возраста в 50 лет, его документы были направлены в вышестоящие штабы на оформление увольнения.
 
 Перед началом полётов я зашёл в штаб полка. Начальник штаба, "по секрету", сообщил: «на подполковника М. пришли документы на увольнение».
 
 Раздумья не покидали меня. В авиации существуют  разные негласные традиции и суеверия. К примеру, «не летать, если ты в отпуске с этого дня», « не летать, если подписан приказ о переводе» и т.д.  Как же поступить мне сегодня?

 У самолёта, подполковник М. доложил о готовности экипажа к полёту. Я решил не брать «грех на душу». Отведя его в сторону, от построенного перед самолётом экипажа, сообщил о приказе на увольнение.  Анатолий Николаевич, так звали этого офицера, с тоской посмотрел на самолёт. В глазах его, что-то отозвалось такой болью, что я не стал ни о чём его спрашивать. Он не хуже меня знал все негласные правила
 - Слетаем? - я спросил.
 - Слетаем! – с радостью ответил он.
 - Экипаж! К запуску! Занять рабочие места!

 Наблюдая за действиями этого, уже не молодого человека, я с грустью смотрел на его чёткие действия и команды.  Весь душевный надрыв этого человека сказывался  в его желании выполнить полёт с наивысшим  качеством. Это стремление не было показным. Он это делал для себя. Ему важно было поставить свою яркую "точку" в умении управлять этим самолётом.

 Взлёт произвели в точно обозначенное заданием время. Воздушный корабль в ровной восходящей траектории набирал заданную высоту. Стрелочки пилотажных приборов застыли в заданных параметрах.

 Техника пилотирования была безупречна. Все элементы полёта Анатолий Николаевич выдерживал в полном соответствии с нормативами оценки «отлично». Я не вмешивался в управление. Правильнее сказать, отстранился от управления, предоставив полную возможность лётчику почувствовать свой самолёт.

 Такие полёты, на проверку техники пилотирования, обычно выполняются в «закрытой кабине». Проверяющий закрывает шторку кабины, и лётчик по приборам пилотирует самолёт.
 - Эдуард Алексеевич! Не закрывайте шторку, - обратился ко мне Анатолий Николаевич.
 - Это Ваш полёт, - ответил я ему.

  Полёт продолжался всего несколько минут.
 Первый разворот, второй разворот, - полёт "по кругу" - стандартный маршрут для проверки техники пилотирования.
 Перед третьим разворотом выпустили шасси.  Все зелёные огоньки приветливо засветились на приборном табло. Готовимся к посадке.

 Под нами, на земле, в красочном калейдоскопе лесов и полей проплывали знакомые очертания приаэродромной местности.

 Руки лётчика уверенно управляли воздушным кораблём. Этот самолёт, ещё пахнущий новой краской, Анатолий Николаевич принял на Ташкентском авиационном заводе. С ним он облетал многие уголки нашей страны, участвовал в крупных учениях, десантировал воздушный десант, доставлял грузы в "горячие" точки планеты. Сегодня, этот Ил-76, такой знакомой и послушный за многие годы полётов, прощался со своим командиром.

 Четвёртый разворот всегда служит в авиации, как заключительный пункт маршрута при возвращении на землю.
 
  В развороте на посадочный курс, солнечные лучи ярким светом осветили лица пилотов. На щеках этого мужественного человека за штурвалом, тонкой бороздкой блеснули слёзы.

P.S. Рассказ посвящается памяти заслуженного человека, военного лётчика 1 класса, командира эскадрильи 110 военно-транспортного полка подполковника Мурашова Анатолия Николаевича.