Штрихи памяти

Сергей Викторов
(импрессионистические зарисовки о луганских художниках)


О, незабвенный луганский «Дом художника»!.. Собственно говоря, дома с таким названием никогда не существовало. Его образно так называли и называют. Просто там живут художники со своими семьями, а на верхнем, четвёртом этаже находятся мастерские. На первом – художественный салон-магазин, где продаются произведения обитателей этого дома. Но как же иначе называть такой островок изобразительной культуры, насквозь пропахший красками и лаками, творческими идеями и наполненный счастливым общением коллег-собратьев, как не «Домом художника»?
От него до Луганского художественно-производственного комбината – рукой подать, и эти два очага художественной жизни всегда были связаны между собой невидимыми, но неразрывными нитями.
Удивительной особенностью «Дома» является то, что огромные окна мастерских на 4-ом этаже… изначально перевёрнуты вверх ногами. Строители, возводя это здание, по ошибке неправильно их вставили – таким образом, что форточки оказались внизу, а основное стекло – вверху. Это придало облику дома вид архитектурного строения в стиле Ле Корбюзье: свободном, раскованном и… очень «функциональном». Пожалуй, это самая выдающаяся архитектурная деталь, которая выгодно отличает здание среди других подобных. Впрочем, проходящие мимо люди редко это замечают.
Рядом, в двух шагах, находится здание Русского драматического театра, что всегда способствовало богемному общению с актёрами, приходящими в гости. Здесь бывали такие известные гранды лицедейства, как Николай Ветров и Михаил Голубович – народные артисты Украины, гостями были также видные писатели – Степан Бугорков, Никита Чернявский и многие другие. Это творческое взаимодействие никогда не прекращалось, то тлело, то разгоралось с новой силой по праздникам и знаменательным датам.
Те социалистические традиции доброго человеческого общения вряд ли сейчас можно восполнить или воспроизвести. Единственное, что роднит богему всех времен и что осталось неизменным до сегодняшнего дня, – совместные возлияния с последующими братскими признаниями в любви. Лишь этот общий штрих напоминает давние благословенные времена и стиль тех отношений… Всё остальное – в былом, оно другое, уже необратимо ушедшее.
В благочестивой советской тусовке донбасско-луганского художественного мира ярко выделялись его харизматические «столпы»: живописцы А.А. Фильберт, М.Л. Вольштейн, И.В. Панич, Е.П. Полонский, П.К. Бондаренко, В.И. Шаховцов, И.К.Губский, В.Г. Ахвледиани, В.И. Кошевой, Т.Н. Капканец, теоретик Ф.В. Ковалёв, скульпторы В.Х. Федченко, П.И. Кизиёв, А.Ф. Самусь, И.М. Чумак и Е.Ф. Чумак… Из преподавателей художественного училища привлекал колоритностью фигуры Д.Г. Фулиди.