Стекин

Виктор Варибок
Стекин вернулся "с мороза"."С холода". Он был шпионом. И его имя там было Ник Пляйшмастерс.

Это дурацкое имя удивляло его и ставило поначалу в тупик.С таким именем только быстро попадаться в лапы контрразведчиков из ЦРУ и ФБР.Но странно,имя ему подходило даже внешне.И никто не обращал никогда там никакого внимания на само имя.

Первое имя,необычное, как бы пребывало в тени второго ,более -менее нормального, имени.

У них там в США ведь так:первое имя,т.е.фамилия по-нашему,затем второе имя,- уже само имя собственное.

Поэтому-то Пляйшмастерс Ник благополучно отработал свои пятнадцать лет на родину-мать.И благополучно утонул.Бросился в волны Атлантики.Где его и подобрали подлодкой.

Кто бы что ни говорил,но вот чтобы так вот рисковать,кидаться с парохода к акулам, нужно иметь большое  мужество.И даже,по большому счёту,нужна известная отмороженность.И даже родовая детская травма.

А на худой конец ,_целая пригоршня тех самых "колёс",что заставляют даже труп проявлять чудеса храбрости.

Всё это у Сергея Стекина было в избытке.И рисковать он любил.И родовая травма была на месте.И "колёса"имелись.

А как же без них?Даже "007" ,или с кого там его слепили?,тоже всегда с " колёсами " ходит.

Дома Стекина встретила увядшая жена и выросшие без него дети.Детей маленькими он даже не помнил.Только что-то смутное мелькало на  памяти.Какие-то детские цветные фигурки.Это ещё было перед самой заброской в США,когда он детей такими запомнил.Так они у него в памяти и играли,не вырастая.Но всё мутнее и мутнее.Пока не стали лишь цветными пятнышками.

Жену Стекин просто не узнавал.Морщины и общее выражение затаённой боли и горя жену просто изуродовали.Это был другой человек перед ним.Выражение всемирной скорби никогда уже её не покидало.Взгляд влажных глаз остановился на прошлом.

Она придумала себе другую реальность,где Стекин был всегда с ней рядом, и жила теперь в этой своей реальности.И настоящий Стекин,из плоти и крови,ей уже был не нужен.Он это понял и решил дать время,пообождать.

Стекину скоренько присвоили звание полковника.Дали Орден Красной Звезды.И отправили на пенсию.Он понимал,что сейчас всем там,наверху,не до него.И не ждал ни салютов,ни литавр в свою честь.

Заскочили к нему пара друзей,шпионов.Посидели.Выпили.Говорили чёрт знает о чём,только не о том,что всех волновало и что у всех было на слуху.

И лишь стоило Стекину начать говорить о наболевшем,как тут же его , то ли уже бывшие,то ли ещё настоящие, друзья,он ещё не разобрался,поднимали свои встревоженные глаза к потолку и сигнализировали,что о таком лучше бы намертво помолчать.И Стекин досадливо умолкал.

Он пятнадцать лет молчал,думал,что хоть дома разговорится,но и дома все теперь молчали,обсуждая всякую лабуду и следя за словами друг друга:не дай бог,не то слово вырвется на свободу.

Стекин заметил,что и дочь ,и сын ,и даже жена его избегают.И стараются оставить его на кухне одного,когда он ест.А потом уже идут есть они.И тогда уже разговаривают между собой.А с ним они неприятно молчат.Как с чужаком.

Ему это было  странно.Он пытался с ними разговориться за общим столом.Но бесполезно это было почему-то.Его не хотели принять таким вот.Отгораживались  мысленными стенами.Кивали как пустому месту.

Он уже понимал,что от того Стекина,какого они может быть ещё помнили, в нём почти ничего не осталось.Он был Ником Пляйшмастерсом,убившим изнутри Стекина.И называться Стекиным ему ,возможно ,было даже глупо.

Благо,что их квартира была четырёхкомнатной.Он мог найти себе спокойный угол и лежать,глядя в потолок.Никто из друзей больше не беспокоил.Наверное,они поставили на нём крест и решили,что он отморозил себе мозги.

Это его не удивляло.Со многими шпионами так и происходит.Он читал об этом.Дома они затихают,особенно в первые три-четыре года.А потом как повезёт.Или совсем крыша съедет.Или словно проснутся вновь для жизни,разовьют вдруг бурную деятельность,всех достанут своей энергией и смыслом.Начнут во всё совать нос,пока их жёстко не угомонят.

И тогда уже они строго ограничатся пределами своей семьи и станут тиранами,да такими,что хоть из квартиры домочадцам ноги уноси.

Неужели и с ним будет так же? И всё уже просчитано кем-то высшим?

Он слышал отчётливо все звуки в квартире.Вот Люся готовит обед.Вот дочка забежала с внуком.Ушла.Вот звонит сын.Жена отвечает.Звонок жене от кого-то неизвестного ему.Ещё один звонок.Ещё звонок.

У них тут активная жизнь.А у него даже нет трубки с российским номером.И ни к чему она,трубка.

Он был уже начальству не интересен.Отмороженный.Долго дышавший разряженным воздухом опасности.От такого что угодно можно ждать.Из прошлого поколения шпионов.Таких почти уже не было.Перевелись.Вымерли.

Одни личные дела в архиве остались.В тяжёлом сейфе.
И перелистывая эти личные дела ,у всякого невольно задрожат руки,на секунду отнимется речь,потемнеет в глазах,захочется бежать прочь,захочется забыть о таком.

Стекин тоже хотел бы забыть своё личное дело.Вычеркнуть из жизни.Пусть даже тогда от  его жизни останется совсем ничего.Но это будет его жизнь,только его жизнь.

Но забыть невозможно.Не уговаривать же начальство сделать ему инъекцию,стирающую всё.Он справится и сам.Без посторонних.Стекин задушит Ника Пляйшмастерса в себе.Он победит эту сволочь.Но для этого нужно было время.Много времени.

Толстую пачку своих заработанных денег Стекин положил на стол в гостиной.Пусть все пользуются как хотят.Пусть покупают что хотят.Им это нужнее.А ему достаточно старого пальто и кепки.С него не убудет.Он-то смог там пожить по-человечески.Хоть там пожил по-человечески.А им этого не понять.Они другого не видели.У них был только этот город,только эта страна,эта квартира.Одни и те же улицы.Так пусть хоть позволят себе что-то большее,чем обычно.Что-то,что они считали недоступным.А ему было уже на всё наплевать.Но и молчать ,как все ,он не собирался.

Внука ,Игорька, Стекин почти не видел.Внука убирали куда-то с глаз долой.В суточные ясли.Чтобы уже с пелёнок общался со сверстниками.Это разгружало дочь и жену.Они могли спокойно работать.Сводить концы с концами.

Увидев внука,Стекин успевал погладить его по голове,взъерошить волосы.Внук удивлённо смотрел во все глаза на незнакомца,поселившегося в их квартире.Стекин улыбался,а внук нет. Внук был страшно серьёзен.И даже напряжён.Наверное,он чувствовал в Стекине что-то нехорошее.Угрозу,может быть.

Сын поначалу старался наладить нормальные отношения со Стекиным,но у него это плохо получалось.Стекин заметил,что тот часто приходил пьяным и ложился спать не раздеваясь.Где он работал,Стекин не спрашивал.Да жена и сама толком не знала,где целыми днями пропадает их сын.

Бывало,что сын вообще не ночевал по двое суток.И заявлялся уже поддатый и агрессивный.Стекин смотрел на него тогда с нескрываемой болью и с осуждением.Уж он-то повидал на своём веку пьяниц и алкоголиков ,да и наркоманов в придачу.

Он видел, как нормальные ,в общем, ребята, при их опасной шпионской работе, слетали с катушек и за несколько лет превращались в законченных алкашей.Их отправляли на родину порой мертвецки пьяных,полностью потерявших представление о том,где они находятся.

Зелёный змий свёл на нет работу многих шпионов.И Стекин был этому свидетелем.
Он много чему был свидетелем.Однажды ему даже пришлось ликвидировать своего хорошего товарища,вступившего в переговоры с врагом по личным убеждениям,никого не поставив в известность.Чёрт знает ,о чём он там разговаривал?
Было решено от него избавиться.Стекин задушил его в туалете.Полиция штата оформила задушенного как неопознанный  труп мужчины средних лет.

Лицо задушенного иногда появлялось перед внутренним взором Стекина.Молчаливое,без всякого выражения.Стекин такого не боялся.Пусть даже это дух с того света,_он знал правила игры.Знал,во что ввязывается.И пусть пеняет на себя.

Так мысленно Стекин ему и говорил:пеняй на себя,чёрт тебя дери!И лицо немедленно исчезало,рассыпалось на мельчайшие блёстки.

Убивать _ это мужское дело.Стекин от такого никогда не отказывался.Это была часть его работы.Неприятная,но такая же необходимая, как и вербовка агентов.

Агентами становились разные люди.Иногда они были лучше,иногда хуже самого Стекина.Попадались и подонки.Но подонки  быстро перегорали.

Один только раз за всё это время,что Стекин был уже дома, жена запросилась в ресторан.Это вышло у неё ненароком.Она может быть, потом пожалела.Но слова были сказаны.И Стекин откликнулся всей душой.

Они ходили в рестораны когда только встречались.Тогда всё было проще.И рестораны дешевле.И музыка другая.И желание веселиться наличествовало.Все тогда ожидали грандиозных перемен.Открытия границ.Свободного выезда.Путешествий по миру.Всем хотелось стать кем-то другим.Кем-то великим.

И Стекину хотелось стать кем-то другим.А вскоре он и стал Ником Пляйшмастерсом.

А вот с  остальными было намного хуже.Они не только не стали кем-то другим,великим,лучшим,_но потеряли даже что,что у них было, и даже поменялись в худшую сторону.История сыграла с ними злую шутку.А когда они это поняли,то было уже поздно.

Ресторан был рядом.Через дорогу.Был ещё один,с баром, на расстоянии одного квартала.Стекин решил идти в этот.Чтобы хоть немного пройтись по улице.Подышать свежим воздухом.

Жена шла близко с ним,рука об руку,чем-то озадаченная.
Как давно они так вот ходили рядом!

Москву Стекин тоже не узнавал.Как и его жена,Москва ужасно изменилась.Весь её уют испарился вместе с московскими двориками и памятными домами.Теперь это был один доходный холодный дом,холодный не потому,что в домах не было отопления,а оттого,что охладели души его жителей.

Было много чужих восточных лиц.Много бездомных.И почему-то у Стекина сложилось впечатление,что Москву подрывают изнутри.И в прямом и в переносном смыслах.

Многие москвичи уезжали,продавая или сдавая внаем квартиры.Некоторые уезжали насовсем в другие города,где жизнь попроще.Кто-то перебирался на дачи.Были и те,кто стремился эмигрировать,сжигая мосты.

Стекин их понимал.Тяжело всё время жить на стройке.На тупой бесконечной стройке.На бесконечной стройке под именем Москва.Холодный дом всё время ещё и перестраивался.

-Слишком много ресторанов.Слишком много.Много денег.А толку нет.Не находишь?-Стекин попытался расшевелить жену.

-Да...наверное...молодые хотят вселиться.Почему бы и нет?-Люся посмотрела на него отчуждённо.

-Мы не так веселились.У нас было всё по-другому.-Стекин взял её под руку.

-Время было другое,Серёжа.Другое время.Как мы постарели!

-И я тоже?

-И ты тоже,Серёжа.И ты тоже.И весь мир.И всё,всё.

-Это от усталости.Мы слишком устали.Надо больше отдыхать.Американцы каждый уикэнд на природе.Как дети веселятся.Играют.Живут на всю катушку.А мы?Замкнуты,не разговорчивы.Отчуждение.

-Я согласна,отчуждение.И даже между нами отчуждение.

-Между нами?Не заметил.

-Всё ты заметил,Сергей.Ты уже год дома,а ни разу ко мне как к женщине не отнёсся.У тебя там кто-то был?Ты был в кого-то влюблён?

-Да Бог с тобой.В кого?Там не до этого.Там работа.

-Врёшь.Работа любви никогда не мешала.Неужели за пятнадцать лет никого у тебя не было?Хоть проститутки?

-Да упаси Бог.Работа,я же говорю.

-А я бы так не смогла.

-У тебя был кто-то? Есть?

-Был,но сейчас уже нет.

-И долго он был?

-Года три.

-А потом?

-Потом расстались.Он стал пить.

-Понятно.Обычная история.

-В смысле?

-В смысле пить.

-Мне так не показалось.-она прижалась к нему теснее,замедлила шаг.

-Куда мы так торопимся?Может,погуляем?А?

-А ресторан?-он тоже замедлил шаг.Посмотрел на неё внимательно и с любопытством.

-Стекин,ты что,мне глазки строишь?А?

-А я что,строю глазки?

-По-моему,да.Стекин?

-Идём в ресторан.Потом погуляем,если захочешь.Я чего-то есть захотел.-он и вправду ощутил пустоту в желудке.Свежий воздух,что ли ,так действует?

Они вошли в ресторан.Сняли верхнюю одежду.Вымыли руки.Стекин причесался.Жена поправила волосы.Стекин взял её под локоть.

Они проследовали в зал.Где были только свои.Стекин это сразу понял по тому ,как на них посмотрели сидевшие за столами:они почти все повернули головы в их сторону.Стекину это не понравилось.Не ресторан,а воровская "малина". И хари под стать.

У метрдотеля он попросил столик в углу.Не хотелось быть на всеобщем обозрении этих придурков.Среди десятков устремлённых на них глаз Стекин узнал знакомые глаза.Но вида не подал,что узнал.Это были глаза из прошлого.

Усаживаясь за столик,жена дотронулась до его живота.

-А это у тебя что торчит?

-Это?Пистолет.Тише.

-Пистолет?

-Ага.Именной.Мой.

-А зачем?

-На всякий случай.

-Не настрелялся ещё?

-Не настрелялся.Тихо.

-Ну ты ,Стекин, даёшь.

-Даю,даю.Тише.

Жена выжидательно на него посмотрела.Покачала демонстративно головой.

-Смотри,Стекин,не отстрели себе своё богатство.Это же надо!

-Ничего,пусть будет под рукой.Так надёжнее.- он отлично знал криминальную обстановку в столице.И не мог позволить дать пристрелить себя как зайца.Сейчас он отвечал ещё и за жену,не только за себя.

У них не взяли заказ.Не принесли меню.Не замечали будто.

-Тебе здесь нравится?-Стекин взял её за ладонь,разжал легко пальцы,переплёл со своими пальцами.

-Да так,ничего.-она сжала ладонь и он сжал.

-Пошли отсюда.Нам здесь не рады.-Стекин встал и она встала.

-А что мы скажем?

-Ничего.Уйдём и всё.Мы никому не должны.

Они вышли из зала.Глаза из прошлого мельком взглянули на Стекина.Стекин усмехнулся.И угораздило же встретиться!

Он помог ей надеть пальто.Накинул и своё,старое,но добротное.Натянул кепку.

-Пошли отсюда.И больше сюда и  в подобные - ни ногой!

-Как хочешь.Сейчас они все такие.Ты думал, как?

- О чём я тебе и говорю.Дома поедим.

-Да,дома.- она была согласна поесть дома

Метрдотель смотрел им вслед с выражением облегчения на лице.Ему шепнули,чтобы эту парочку он не обслуживал.Что далось ему с большим трудом.

В этот вечер Стекин, впервые со дня своего возвращения ,ел со всей семьёй вместе.Были и сын,и дочка,и жена,и внук.Они весело разговаривали о чём-то,что Стекин плохо улавливал.

Он напряжённо думал.Он будто снова стал тем самым Стекиным,которого хорошо знал.И его двойник,Ник Пляйшмастерс,не беспокоил Стекина.

"Может ,уже он сам умер?Сдох?Убрался прочь по месту жительства в Штаты?Или я его переборол?Задушил в себе?Да он был не так ,чтобы слишком сильным,но живучим,вот в чём дело,в чём соль."

Стекин налил в бокал красного сухого вина.

-А теперь,минутку внимания,помянем Ника Пляйшмастерса!Все,все!Наливайте!-он поднял бокал.

-А кто это ?-дочка,Ирина,первая хотела поддержать отца.

-Это один мой знакомый,хороший знакомый.Он недавно умер.Земля ему пухом.

-Земля ему пухом!-ответили ему хором.

И они помянули Ника.

31.10.2016 г.