Интервью с Фимой для ростовского портала Блокнот

Фима Жиганец
Ростовский знаток тюремного жаргона Фима Жиганец рассказал, кем стали бандиты из 90-х
19.10.2016 

С местами лишения свободы неразрывно связана карьера знаменитого филолога из Ростова Александра Сидорова, более известного в литературных кругах под псевдонимом Фима Жиганец. Корреспондентам "Блокнот Ростова" писатель рассказал о том, как за последние годы изменился преступный мир, кем стали бандиты из 90-х и о своей жизни.

- Что оказало наибольшее влияние на формирование вашей личности?

- Я коренной ростовчанин, родился во время знаменитой Вальпургиевой ночи, когда вся нечистая сила собирается на горе Броккен. Не знаю, оказало ли это влияние на мою последующую судьбу, но во всяком случае я человек верующий. В детстве, да и в студенческие годы был "книжным мальчиком". Дома царил культ литературы, на которую отец тратил много денег, добывал редкие по тем временам подписки – «Библиотеку приключений», четырёхтомник Хемингуэя, двести томов «Всемирной литературы». Совершенно уверен, что сформировали меня именно книги. Впрочем, вкупе с фольклором окраин.

- Как Вы начали свой творческий путь?

- Если говорить о чем-то серьезном, то лишь в конце 80-х годов, когда многое уже было пережито, накоплен опыт чувств да и вообще житейский. Тогда я уже работал в областной газете для осуждённых. Сначала являлся корреспондентом в газете «Голос совести», а затем – редактором с 1987 года, тогда издание было переименовано в "Тюрьма и Воля". Начал общаться теми, кого было принято считать в обществе отверженными, то есть с арестантами, познавать жизнь и быт мест лишения свободы не понаслышке. Я собирал тюремный фольклор, истории жизни преступников. Интересовался их жизнью , и собрал довольно большой архив. Меня эта служба изменила как человека, думаю, здесь и начался мой настоящий творческий путь.

- Почему вы пишете под псевдонимом Фима Жиганец, а не под настоящим именем?

- Хотелось быть ближе к людям, которые по воле судьбы оказались в тюрьме. Многие из них прошли серьезный путь осознания. Понятно, что житейский быт и окружающие люди наложили на них свой отпечаток. Могу заметить, что литературная маска Фимы Жиганца намного более популярна, чем моё собственное имя – Александр Сидоров. Фима Жиганец даже стал персонажем романа Данила Корецкого «Антикиллер-2».

Даже в литературных энциклопедиях новейшего периода ссылка идёт не на Александра Сидорова, а на Фиму Жиганца. На сегодняшний день у меня с два десятка книг наберётся, в их числе двухтомник по истории профессионального преступного мира в Советской России, «Тюремные байки», сборник этимологических очерков «Жемчужины босяцкой речи», «Словарь блатного и лагерного жаргона». Литературных публикаций в периодической печати и вовсе не счесть. Я выступал консультантом нескольких сериалов, мои стихи использовались в ряде фильмов и даже в компьютерной игре «Санитары подземелий». Время от времени авторы-исполнители приобретают у меня тексты песен. Один из наиболее известных – Михаил Шуфутинский.



- Спросом такая литература пользовалась в середине девяностых и начале двухтысячных. Не кажется ли вам, что вы просто вписались в интересы того времени?

- В то время эта тема действительна была очень популярна. Местные, московские, а также федеральные издания интересовались этой темой и активно ее раскручивали. Проблема большинства журналистов заключалась в том, что многие не имели глубокого представления о жизни заключенных, сплошные домыслы и догадки, часто выдуманные. Еще двадцать лет назад люди были совершенно другие. Парни, которые тогда попадали по "малолетке" в тюрьму, сегодня им уже под пятьдесят лет. Некоторые находятся при власти и хорошей должности. Вообще, такие люди попадают в политику, особенно часто на региональном уровне. Сейчас сам уголовный мир изменился, если раньше было, что называется, "в падлу" сотрудничать со следствием, то теперь все иначе. В свое время я писал статью "Экономика должна быть уголовной" в ней говорится о том, что 90% банков находится под уголовным миром.

- Где вы черпаете вдохновение для своих книг?

- В работе мне помогает огромный опыт, накопленный в течение жизни, чувство юмора, знание принципов журналистики, букет ситуаций и судеб, который всегда у тебя под рукой. Постоянные отметки в дневнике, какие-то штрихи, обрывки разговоров, любопытные ситуации. Очень помогает моя жена. По образованию она филолог. Наверное, это самый критичный читатель моих опусов. Замечания в мой адрес подчас достаточно резкие и , на первый взгляд болезненные, но заставляют по-новому взглянуть на написанный текст. Мне много пишут и на "электронку", а также на Интернет-страницах. Много перепечаток по всему Рунету. Разного рода издания обращаются с просьбой о сотрудничестве. Вот это чувство востребованности здорово поддерживает. Моя истинная слабость – пушкинистика. Очень много читаю о Пушкине, о его времени, его стихов с комментариями. Порою везёт и с современными авторами. Мешает иной раз лень, недостаток сил, приступы депрессии.

- Как начинающему автору найти свою нишу и приобрести собственный стиль?

- У каждого это может быть по-разному. Прежде всего нужно определиться: а есть ли тебе , что сказать? К сожалению, молодые люди, спешащие стать на стезю литературную, зачастую считают, что главное – обрести бойкое перо, а уж что писать – не особо и важно. Валят все в кучу, что в голову лезет. Наверное, поэтому современная литература превращается постепенно в помойку, а качество книг или сценариев не выдерживает никакой критики. Сейчас важно четко понимать – хотите ли выбыть частью бизнес-системы, заменяющей собою настоящую литературу, или всё же вас привлекает подлинное творчество. Нужно быть готовым к тому, что очень долго вы не будете востребованы. Важно выработать собственную манеру написания текстов, свой художественный стиль. Большая часть того, что пишется сейчас в любых жанрах, унифицирована в языковом отношении. Вы не отличите автора из сотен других, но тексты Гоголя, Алексея Толстого, Шолохова, Довлатова всегда будут выделяться из общей серой массы. Даже самые навороченные фантастические произведения состоят из наблюдений за окружающими типами. А затем уже характер можно ставить в любые обстоятельства.


"Блокнот" Ростов, 19.10.2016
СМ.  rasskazala-o--789125

П.С.
К сожалению, журналист, который брал у меня интервью, затем вставил в него отрывки из других, уже опубликованных бесед. Некоторые факты устарели, кое-где были допущены смысловые нелепицы. Пришлось для прозыру сделать несколько незначительных правок.