Соседка Мари Ефремовна

Серафима Лежнева Голицына
   

   Я училась в первом классе, когда наша семья переехала из коммунальной квартиры в новенькую "хрущёвку". Радости не было границ! Теперь наша большая семья жила не в одной комнате, а сразу в четырёх, хотя и крошечных. "Отдельная квартира - больше никаких соседей!" - так говорили тогда все счастливые новосёлы наших блочных пятиэтажек. В тот же день пришла знакомиться соседка по лестничной площадке.

   - Мари Ефремовна, - приветливо представилась она. - Будем дружить!
   
   Далеко не сразу, и не в своём детстве, я сообразила, что красивое французское имя Мари преобразовалось для краткости из нашего русского имени Мария. Мари Ефремовна начала традицию взаимного угощения по-соседски тем, что готовилось в доме. Через лестничную площадку носили друг другу тарелки с блинчиками, пирожками, котлетами, осенью - с квашеной капустой, летом - банки с вареньем. И ещё Мари Ефремовна умела неподдельно восхищаться тем, что окружало её.

   Я, первоклашка, была "умница и красавица", мой брат, далеко не отличник - "гордость семьи и школы", наши родители, инженеры - "интеллигенция", а наша бабуля, довольно строгая женщина, называлась Мари Ефремовной "редкой души человеком".

   Мари Ефремовна казалась мне старушкой. Помнится она невысокой, кругленькой, даже летом не расставалась с пуховым платком. У неё были взрослые сыновья и муж, все трое работали в "термичке", горячем цехе Кировского завода. О них Мари Ефремовна говорила: "Передовики производства!".

   Мари Ефремовна приходила к нам каждый вечер, стала совсем своим человеком, она всегда была в курсе событий, которыми жили соседи.

   Не помню, сколько прошло времени, но однажды в нашей парадной грянул гром. Мари Ефремовна "застукала" своего мужа в супружеской постели с соседкой Розой, жившей с мужем и сыном над нами. Пришла к нам, плача и жалуясь на "блудливую Розку" и своего "передовика производства".

   - Позор-то какой! - рыдала Мари Ефремовна. - Внуки уже по дому бегают, а он... с этой Розкой... из овощного магазина...

   - Вы должны гордиться тем, что ваш муж ещё такой молодой в его возрасте, - сказала мама, видимо, надеясь утешить Мари Ефремовну такими словами. Мы с братом с удивлением посмотрели на маму, её пуританские взгляды на жизнь и любовь были всем хорошо известны, а тут она говорит такое.

   Наши родители были значительно моложе Мари Ефремовны и её супруга. Её мужу было в пору его измены 53 года, этот возраст казался мне в то далёкое время более, чем преклонным.

   Мари Ефремовна простила супруга и справила своему "молодому" мужу к зиме новое пальто с воротником из серого каракуля и такую же шапку - "пирожок" под цвет его глаз. Добро порождает добро. Его измены с соседкой Розой прекратились.

   Время летит быстро. Школа, кружки, работа, учёба в вечернем институте... У меня уже годовалый сын. Возвращаясь с малышом с прогулки, часто встречаем Марию Ефремовну у парадной. Так она "гуляет", дышит воздухом, возвращаясь из магазина. Мария Ефремовна каждый раз ласково говорит моему маленькому Митьке: "Ангел! Батюшка!" И даёт ему сладкую плюшку из своей сумки с продуктами. Ребёнок с аппетитом грызёт булочку, держа её двумя руками. А мне не хочется говорить, что "ребёнку пора обедать, не надо портить ему аппетит". Я знаю, что Мария Ефремовна очень любит меня и моего сынишку. А это дорогого стоит.

   Когда не стало Марии Ефремовны, много народу провожало её в последний путь. До позднего вечера шли соседи в квартиру напротив нашей, чтобы помянуть добрым словом эту сердечную женщину. Бывает, что уйдёт человек в мир иной, и никто этого будто не заметит. А Марии Ефремовны долго не хватало всем нам. Не было больше в жизни каждого из нас её тёплой, искренней любви, которой хватало на всех.
Октябрь 2016.