Хронология пророков и пророков ч. 18

Владимир Бровко
ч.18
                Святой Кирилл ИЕРУСАЛИМСКИЙ

    "Кирилл Иерусал;мский (315—386) — отец Церкви, епископ Иерусалимский (350—386), аскет, проповедник, который пытался поднять значение Иерусалима в качестве центра всей христианской церкви.
     Память совершается в Православной церкви — 18 (31) марта, в Католической церкви — 18 марта.
     Был пресвитером иерусалимской церкви, в 350 году рукоположен в иерусалимские епископы. Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского, что вовсе не устраивало св. Кирилла.
     Трижды его смещали по инициативе кесарийского епископа Акакия, который требовал от Кирилла принять арианство.

     По случаю небесного знамения — видения Креста Господня в небе над Иерусалимом в праздник Пятидесятницы в 351 году Кирилл отправил «Послание к благочестивому царю Констанцию».
     Кирилл потратил много сил на умиротворение иерусалимской паствы и борьбу с еретиками, против которых подписал осуждение на II Вселенском соборе."
 Вот примерно так пишут в наше время о Кирилле Иерусалимском современные словари и энциклопедии.
     Но нам этого мало и мы продолжаем дальше разбираться с его как оказывается очень непростой биографией.

      В жизни святого Кирилла многое остается неясным, и его образ еще при его жизни был окутан сомнениями и подозрениями. И далее я попробую уточнить некоторые важные  вехи его биографии.

      Родом он был из Иерусалима или его окрестностей и родился около 315 года.
     Неизвестно точно, когда он вступил в клир. Но зато уже в 348 году он был уже пресвитером и в этом году во время Четыредесятницы и на Светлой седмице произнес свои знаменитые «огласительные» и «тайноводственные» слова.
   О них  будет рассказано далее.
      Затем у Кирилла вполне успешно продолжится  и рост  его  религиозной карьеры". Он уже  в  около 349-351 г.  становится  епископом Иерусалимским.
      И вот тут и христианских и писателей богословов  началось первое  существенное расхождение в описании биографии Кирилла.
     Одни  подвергали спору факт  его рукоположение (бл. Иepoним, Руфин), полученное, вероятно, от Акакия Кесарийского при участии Патрофила Скифопольского (т.е. от лиц, заведомо неправомыслящих)!
    В связи с чем и  отцам Константинопольского собора 382 г. пришлось свидетельствовать (в письме к Папе Дамасу) о законности или каноничности его поставления.
      Но неприятности продолжали преследовать Кирилла.
      Так  в  середине 50-х годов св. Кирилл вступил в спор с Акакием о первенстве и митрополичьих правах!?
        Вероятно, при этом вскрылось и догматическое разногласие.
        В связи с чем Кирилл был низложен и, уступая силе, удалился в Антиохию, затем в Тарс.
        Здесь он сближается с омиусианами.
        Омиусияне: Омиусиа;не, подобосу;щники (от др.-греч. ;;;;;;;;;; = др.-греч. ;;;;;; — «подобный» + др.-греч. ;;;;; — «сущность») — одна из «партий» христианских богословов, сложившихся в ходе арианского спора IV века.
       Основной конфликт этого спора происходил между сторонниками и противниками Первого Никейского собора 325 года.
       Омиусиане как группа выделились в процессе разложения антиникейской коалиции, который начался в 350-х годах.
        Основанием для этого выделения стало несогласие части умеренных богословов с радикальным арианством Аэция и его ученика Евномия. Последователи Аэция образовали группу, известные как аномеи или неоариане. Лидерами омиумиан были епископы Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский.
      Учение омиусиан сформулировано в двух основных документах: «Памятной записке» (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;;;), составленной около 357 года и послании Анкирского собора 358 года.
      Также учение подобосущников изложил Епифаний Кипрский в Панарионе.

       Основной задачей записки и послания было обосновать отношение между Отцом и Сыном как отличающиеся от того, которое существует между Творцом и творением (тварью). Первое отношение предполагает происхождение одного живого существа от другого, причём Сын подобен Отцу по сущности, тогда как отношение «творец-тварь» означает произведение посредством воли производящего при отсутствии в творении развития в плане возрастания и убывания.
       В Послании разъясняется смысл «подобия» — подобное не может быть тождественно тому, чему оно подобно. 19-й анафематизм Анкирского собора был направлен на тех, кто исповедовал единосущие[en], то есть сторонников Никейского собора.
       У Созомена приводится разъяснение, что подобосущники относили единосущие только к материальному миру:
       Между тем евсевиане и некоторые другие из епископов, славившихся тогда на востоке красноречием и жизнию, стали, как известно, различать выражения: «единосущный» и «подобный по существу», что называлось у них «подобносущием»,- на том основании, будто единосущный относится собственно к существам телесным, напр. к людям и прочим животным, к деревам и растениям, которые получают бытие и сущность из того, что подобно им, а подобносущие относится к существам бестелесным, напр. к Богу и ангелам, из коих каждое мыслится само по себе, в собственной сущности..
      В их рядах присутствует на Селевкийском соборе 359 г и нас Кирилл Иерусалимский!.
      Здесь его восстанавливают на кафедре, но в следующем году он снова подвергается изгнанию и возвращается только при Юлиане (362).
        При Валенте (в 367) он снова принужден был удалиться из Иерусалима, — до 378.
     За время этого изгнания о жизни св. Кирилла ничего не известно.

     Но вот в 381 г. он присутствует на Втором Вселенском Соборе.
      Скончался он в 387 г.
       Этими скудными данными исчерпывается то бесспорное, что известно о его жизни.
       Обстоятельства тогдашнего смутного времени делают вполне понятными споры о его личности.
       Св. Кирилл был в рядах антиникейской оппозиции, сперва среди «евсевиан», затем с «омиусианами», — этого вполне достаточно, чтобы ему бросить упрек в нетвердости веры.
        Он был на стороне св. Мелетия в Антиохии, — это достаточно объясняет несдержанную подозрительность бл. Иеронима.
        Свидетельства отцов 382 года рассеивают всякую неопределенность: «в разных местах он много подвизался против ариан». Впоследствии бл. Феодорит говорит о нем, как о «защитнике апостольского учения».
    Вот казалось бы  биография Кирилла прояснилась и можем перейти  к сути его деяний!!!
      Но истина требует более  глубоко нашего погружение во времена жизни Кирилла Иерусалимского ибо не так прост он был как  кажется при изучении его сочинений!!!

   Дело было все в том, что среди  верховных иерархов того времени начались  религиозные по сути войны.
       Так  низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским ( и им же остававшийся  даже после своего формального низложения) , решил изгнать  Кирилла Иерусалимского, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во епископы).
     И для этого у Акакия появился и веский формальный повод.
      Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество.
      Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих.
       Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, сторонники Акакия силой изгнали эпископа Кирилла из города.
        Сам же Кирилл  нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе.
        После всех этих событий, когда  в г. Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов, то туда явился и Кирилл.
        Митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить его к заседаниям, но Собор не согласился.
        Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг Кирилла  заточению, а  Акакий вернувшись на собор  ппровел все нужные ему  решения и сохранил свой пост..
         Когда  в Риме воцарился император Юлиан ( прозванный в христианской церкви Отступником (361 - 363), он, амнистировал Кирилла и тот смог  вернутся к своей пастве в Иерусалим.
         Далее  христианские писатели пишут, что "Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа.
        Он позволил евреям начать восстановление разрушенного римлянами Иерусалимского храма и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. а
        И тут в большую римскую политику  вмешался эпископ Кирилл Иерусалимский!!! Он публично в храме предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах.

   И как бы в подтверждение его слов  в Иерусалиме  случилось  сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах.
       Ну а далее  начались воистину ЧУДЕСА!!!!
      И вот их описание:
      " Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия.
        Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить".
      
  Понятно что расплата для Кирилла  в связи с его предсказанием не задержалась. И римские власти вновь его  изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак.
      Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).
       После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 - 378) в третий раз был отправлен в ссылку.
        Лишь при  царе Феодосии Великом (379 - 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.
      В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ. воистино ЧУДЕСА!!!! А через 5 лет Кирилл тихо  умирает.
      

                Богословские взгляды
    Говоря о  Кирилле как христианском писателе и богослове  надо отметить, что он  принимал активное участие  в обсуждении богословских вопросов  стоявших в его время перед христианской церковью. И часть этих его взглядов нашла  место в его письменных сочинениях.
    Тут я  хочу  предупредить современного и нетерпеливого читателя, просматривающий этот текст на экране своего монитора, наискосок, .что далее у нас пойдут сложные  богословские вопросы которые многим  будут непонятны в виду  отсутствия  нужно  теоретической подготовки.

    То таким читателям я  советую сразу пропустить  ниже следующий текст и остановится на  ПРЕДСКАЗАНИЯХ которые в свое время  сделал Кирилл Иерусалимский о  будущем нашей планеты и народов ее населяющих.

    А для остальных продолжу. Так после Кирилла Иерусалимского осталось 18 огласительных слов, истолковывающих смысл Символа веры: толкование для «во едино крещение покаяния во оставление грехов», для догматов общего православного исповедания, для «верую во единого Бога», «Отца», «Вседержителя», «Творца небу и земли» и т. д., для всего Символа веры до конца.

    Кроме того, у него есть 5 тайноводственных слов, где он истолковывает обряды совершения и смысл таинств крещения, миропомазания, елеосвящения, евхаристии и проч.

    Как считают современные  богословы сам Св. Кирилл пи всех его талантах не был самостоятельным богословом, но он был замечательным учителем и свидетелем веры. Возможно и поэтому его  литературное наследие его невелико.
      А о его сути  современные  богословы пишут так:

      "На первом месте должны быть названы его поучения: предогласительное, 18 огласительных к просвещаемым и 5 maйноводственных. Они дают нам богатый материал по истории древней огласительной дисциплины и вместе с тем представляют краткий очерк общего вероучительного исповедания Иерусалимской Церкви, ибо произнесены они были в полноте учительной власти и от лица Церкви
      По древнецерковному представлению оглашенные входят в состав Церкви. Евсевий Кесариский различает в составе Церкви «три чина» — предстоятелей, верных и оглашенных (катехуменов).

       Принятие в число оглашенных совершалось с большою осмотрительностью, — с разрешения епископа, после известного испытания и под поручительством верных.
        При этом на принимаемых возлагались руки, их осеняли крестным знамением и произносилась молитва, на Западе к этому присоединилось помазаниe и вкушение благословенной соли.
         В «Апостольских постановлениях» сохранилась особая молитва, — «во еже сотворити оглашенного». Возложение рук делает христианином, но христианин не есть еще верный (ср. 59 канон Эльвирского собора).

       По выражению 7 канона Второго Вселенского Собора, звание христианина даже предшествует званию оглашенного.
        Вступающие в число оглашенных подлежат церковному надзору и дисциплине. "

       Тут я преву цитирования для небольшого лирического отступления!
        Эта процедура хорошо напоминает всем жившим в СССР практику приятия  новых членов  в Коммунистическую партию!!!
        Судите сами, насколько ваш автор объективен!
        Особенно те из вас  уважаемые читатели которым "посчасливилось"  быть в СССР членом КПСС!!!! Ведь всю процедуро приема  коммунстиы содрали у християнской церкви!!!

      " Они должны посещать богослужебные собрания, где о них возносится особое моление, — и делами покаяния и всем своим поведением свидетельствовать твердость своего спасительного намерения.
      (аналог-  открытые партийные собрания с отчетами коммунистов и разбор их персональных дел)
      После более или менее продолжительного срока предварительного оглашения ищущие святого крещения заявляли о своем решении и их имена вносились в диптихи церковные.
         На Востоке их называли «просвещаемыми» или «крещаемыми», в Иерусалиме — даже и прямо «верными», на Западе — «просящими» и «избранными».
       Начиналось особое приготовление к крещению.
       Оно длилось обычно 40 дней и совпадало со временем предпасхального поста.
           Просвещаемые должны были пребывать в строгом посте и воздержании, в чувствах покаянного сокрушения, выражаемого и словом, и делом.
          Для них это время исповедания (экзомологеза).
          Над ними совершались заклинания (экзорцизмы).
           В состав заклинаний входили молитвы, «извлеченные из Божественного Писания», осенение крестным знамением и дуновение.
          ( Все это точно напоминает партийное собрание где  ставился вопрос о приеме  в качестве кандидата в члены КПСС рядового гражданина. За него ручались два коомуниста!
           Ну и само собой  на этом партсобраниии разбиралась биография кандидата, ему задавалис вопросы и он приносил соответсвующие клятвы в "верности делу Ленина и Партии)
           Ну, а далее конечно пошлии  различи с практикой КПССя, так и времена   с момента жизни  святого Кирилла Иерусалимского то изменились изменились и требования к приему в "безбожные солдаты партии"...

           "Лицо заклинаемого покрывалось, «чтобы ум был свободен и чтобы глаза, блуждая, не заставляли блуждать и его».
            Дуновение было символом «очищения от грехов» и изгнания «бесстыдного и началозлобного демона».
            И в то же время оно изображало действование Духа Святого и потому имело «огненную силу» против невидимых врагов.
          «Как золотых дел художники, — говорит св. Кирилл, — посредством некоторых орудий раздувая огонь, расплавляют положенное в горнило золото и, усиливая пламя, находят, чего ищут, так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх и в теле, точно в горниле, разогревают душу, тогда убегает диавол, а остается спасение, надежда вечной жизни, и, наконец, душа, очищенная от грехов, получает спасение»..
       Заклинания выводят просвещаемого из царства века сего, из-под власти демонов.
        Но оглашение имеет и положительное священнодейственное содержание.
       «Уже благоухание блаженства на вас, просвещаемые», — говорит Кирилл в предогласительном слове. «Уже благоухание Духа Святого излиялось. Уже вы в преддверии царских чертогов. Уже перепись имен ваших была, так же и в воинство наречение, и брачные светильники, и желание небесного общежития...
      Теперь оглашение производится не вне, но внутри тебя, ибо Дух Святой, вселившись, соделывает ум твой храмом Божиим»..."
        А вот еще аналог с КПСС:
       И в это время просвещаемым преподается учение веры, изъяснение Символа и молитвы Господней. Св. Кирилл, впрочем, объясняет молитву Господню уже после крещения, в «тайноводственных» словах, как читаемую за Литургией — огласительные слова св. Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне.

       «Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами.
         Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века..
      . Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри — не разглашай произносимого, — не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания».

       ( С кандидата в члены КПСС требовали строго выполнения заветов " Морального кодекса строителя коммунизма", знане  истории КПССС и решений  ее основных сьездов и особенно программы КПСС)

        Должна быть строгая постепенность, «стройный порядок» в изложении и усвоении спасительных истин»...
        Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума.
 
      Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных.
      И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал"
.
       Далее  Кирилл Иерусалимский  еслиговорить прямо  зараивает в своих трудах вопросы религиозной магии и поясняет осные  таиства  существующие в христианской церкви!
                Правило веры

          В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели.
       ... Св. Кирилл не стремится к исчерпывающей полноте изложения «святой и апостольской веры»: «многое нами опущено», — замечает он.
     Но он стремится к точности: «изложение веры не по человеческому рассуждению составлено, но из всего Писания выбрано самое существенное, и составляется из всего одно учение веры». Поэтому на каждое речение символа может быть дано подтверждение из Писания.»...
 
                О КРЕЩЕНИИ

       "Крещение есть «сочетание с духовным Женихом», — «пакибытие души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование царства»...
   И вместе с тем совокупление в единое тело: «единой матери сынами и дщерями соделались вы, вписанные»... Это есть запечатление таинственной печатью», чтобы сделаться удобоведомыми Владыке...
      «Не по необходимости, но по произволению вступаем мы в сие святое Сыноположение», «не прежде веры, но вследствие веры по свободе».
     Человек совершенно свободен, и Бог ждет от каждого искреннего произволения, ибо не по естеству, а по произволению творим мы правду и по произволению согрешаем.
     Поэтому и требуется покаяние, требуются и дела. Произволение делает человека званным. — «Зло есть произведение свободного произволения», и потому для его преодоления требуется новое произволение. Его укрепляет Бог. В преддверии крещения требуется отречение от сатаны и дел его, то есть ото всякого греха, — расторжение договора и завета с адом. И затем подается благодать. Но опять-таки человек должен «соблюдать» ее, — «Божие дело даровать, твое же — хранить и соблюсти», — «споспешествовать благодати».

     Крещение водою необходимо для спасения. И только для мучеников, «которые во время гонений крестились в собственной крови», возможно изъятие, — «они и без воды приобретают царствие».
     В крещальной купели не простая вода, но «христоносная». Силою троического признания Духа, Христа и Отца она «приобретает силу святости». Крещение неповторимо, — «если однажды не получил ты успеха, то дело неисправимо». 
                Другие Таинства
По самому характеру и назначению своих поучений св. Кирилл не мог входить в подробное раскрытие церковного учения о таинствах. Но по той же причине он должен был остановиться на тех таинствах, которые совершаются над вступающими в Церковь и чрез которые это вступление совершается. Больше всего он говорить о крещении.
............
     Крещение еретиков св. Кирилл считает мнимым, — ибо едино крещение. — Крещение водою завершается в «крещение Духом», т.е. в миропомазании.
     И снова помазание совершается не простым миром, — св. Кирилл сопоставляет его даже с Евхаристией. «Как хлеб Евхаристии по призыванию Святого Духа есть уже не простой хлеб, но тело Христово, так и святое миро сие по призывании — не простое уже и, как сказал бы иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Его Божества соделавшееся действенным».
 
     Таинственное миро есть «изображение» Святого Духа.
     Миропомазание повторяет над верующими то «существенное наитие Духа Святого», которое низошло на Христа после крещения от Иоанна. — «И все над вами совершенно во образе, потому что вы образ Христов... Вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром» в духовное охранение души и тела.
     — В Святой Евхаристии верующие становятся «сотелесниками и единокровными Христу», и это в силу реального присутствия Тела и Крови. — «Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых».
      «Образ» ;;;;; хлеба и вина остается, но «под образом» преподается Тело и Кровь; и «мы делаемся христоносными, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам». Чувствам «кажется», что это хлеб и вино, но по свидетельству Господа это есть Тело и Кровь.
      Образ таинственного претворения св. Кирилл поясняет примером чуда в Кане Галилейской, потому достойным веры, что и вино Он «претворяет» в Кровь. Освящение Даров совершается призыванием Духа:
      «Умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие Дары, да сотворит Он хлеб Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой. Ибо, без сомнения, чего коснется Святой Дух, то освещается и прелагается»... (Свидетельство об эпиклизисе). К Святой Евхаристии св. Кирилл относит прошения молитвы Господней о хлебе насущном — «насущный» (;;;;;;;;;), значит: «имеющий влияние на сущность души» и этот хлеб не во чрево вмещается, «но сообщается всему твоему составу».

     Евхаристия есть «бескровное служение и духовная жертва». Евхаристические дары есть «святая и страшная жертва».
      Пред освящением Даров молящиеся призываются к соединению душ и к благодарению. В евхаристической молитве воспоминается вся тварь и ангельские силы и повторяется слышанное Исаией серафимское Богословие, «чтобы в сем песнопении иметь нам общение с премирными воинствами».
      По совершении жертвы возносится моление о всех живых и преждеусопших. «Принося Богу моление за усопших (хотя они и грешники), мы не венец соплетаем, но приносим закланного за грехи мира Христа за них и за себя, умилостивляя человеколюбца Бога».
      Приступать к причащению подобает часто: «не лишайте себя сих священных и духовных Тайн ради духовной скверны».
   
      Пророчества Кирилла Иерусалимского об Антихристе и Конце Мира

    В  одной из проповедей Кирилла Иерусалимского, с которой он обратился к слушателям в 347 году, то есть еще до того, как стал епископом города:
          " Антихрист будет ненавистником идолов, так как он сам захочет восседать в храме бога. И что же это за храм?
           Храм евреев, который был разрушен. Для чего говорим мы это?
          Для того, чтобы не думали мы, будто он будет милостив к нам. Ведь если придет он как мессия евреев и захочет, чтобы евреи поклонялись ему, чтобы тем самым везде более обмануть их, то во главе своих забот он поставит храм и намекнет им, что он из рода Давида и хочет отстроить храм, основанный Соломоном.
          Однако придет Антихрист тогда, когда, по словам Спасителя, не останется от еврейского храма камня на камне; когда время, или нужды строительства или другие причины разрушат его окончательно и сбросят все его камни, не только те, которые в его внешних стенах, но и те, которые в его стенах изнутри.
         Тогда явится он со всеми предзнаменованиями и во всем своем ложном великолепии, разрушая образа, и прикинется сначала человеколюбцем, а затем проявит всю свою жестокость, и, в особенности, к божьим святым".

                О Конце  МИРА

    «А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут.
      После них одиннадцатый восстанет антихрист, и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства.

      Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных, имея в своей власти.
       Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и, обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас, Христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся.

.                (конец ч.18)