Созданная для жестоких кавалерийских атак

Нил Мямлин
               
               
    В императорской армии Поднебесной, которой приходилось отражать набеги гуннов, были особые пехотинцы, вооружённые двухметровыми мечами. Такой мечник, обладавший, как правило, исключительной физической силой, одним ударом разрубал всадника вместе с лошадью. - Зрелище, достойное Голливуда…
            
    А может ли обычный кавалерист сотворить то же самое обычной шашкой?
            
    Век двадцатый. 1939 год. Недавно отгремели бои у озера Хасан. На киностудии «Мосфильм» снимается комедия «Девушка с характером». Согласно сценарию, посетитель вагона-ресторана, японец, просит официантку объяснить, что такое окрошка. Героиня Валентины Серовой показывает ему: «А, это когда на мелкие части рубят». «Окрошку, пожалуйста, не надо!» - с внезапно изменившимся лицом говорит японец, - «Я позже буду кушать. У меня плохой аппетит». Какой намёк пытался вложить сценарист в этот диалог?
               
    Маршал Будённый уделял очень много внимания ремонтному коневодству и селекционной работе. Сейчас это пытаются изобразить чуть ли не как причину всех наших поражений в сорок первом. Но, не будем забегать вперёд.
Что такое идеальная кавалерийская лошадь? Это выносливость, масса и высокий рост. Масса требуется для опрокидывания и рассеяния противника, выносливость нужна для длительных маршей в условиях походной бескормицы, а длинные ноги - для стремительных бросков и преодоления препятствий.
И ещё. Основное оружие у кавалеристов - рубящее: сабля, шашка, палаш… А рубящий удар удобнее наносить сверху вниз, а не снизу вверх.
            
    После Гражданской войны перед руководством РККА встал вопрос о реконструкции конного парка. Выносливые и неприхотливые дончаки не обладали удовлетворительным ростом. Проблему решили скрещиванием с чистокровной английской. Так в начале 30-х годов в Красной Армии появилась и произвела фурор новая лошадь - мощная и крупная, которую сразу окрестили «будёновской».
               
    А в японской армии кавалерия считалась слабейшим родом войск. Во время русско-японской войны, пустившей на дно российскую эскадру, японская конница не проявила особой доблести. Её избегали пускать в дело. - Невероятно, но жители страны Будо пасовали перед простой казачьей шашкой…
             
    И непонятно, какими соображениями руководствовались во время хасанских событий японские «стратеги», решившие бросить свой 101-й кавалерийский полк против нашего 121-го. - Выстроившиеся в тот августовский день на берегу озера Ханка японцы на карликовых лошадках выглядели пародией в сравнении с советскими конниками на громадных «будёновцах». 
    Японские лошади были почти на полметра ниже в холке, что не оставляло шансов в лобовом столкновении. Фехтовальные ухищрения японцев при такой разнице высот становились малоэффективны, златоустовский же клинок приобретал поистине «проливную силу». Однако, японцы не пожелали учесть столь важное обстоятельство. Это была первая ошибка. 
    Наши кавалеристы построились на сопке. Японцы образовали каре у подножия. Это была вторая ошибка.
    Когда прозвучал сигнал к атаке, лава устремилась вниз по склону, набирая скорость и охватывая фланги противника. В считанные мгновения японцы были окружены. Началось жуткое избиение одной стороны другой - истошные крики, фонтаны крови, хлюпающее месиво из разрубленных конских и человеческих туловищ…
Японцы предпримут отчаянные попытки вырваться из окружения, но тщетно. Истина, известная ещё крестоносцам – на поле боя доминирует более рослая и сильная лошадь.
    «…Приказ дали – мы шашки вынули, фуражек ремешки на подбородок натянули и поехали рубить… Первого я смял. Налетел на второго. Как махнул - развалил надвое вместе с лошадью… А когда кольцо сомкнулось, пошла такая бойня, что не хватит никаких слов - земля превратилась в жижу, кони ходили чуть не по колена в крови… Сбили япошек в кучу. Они орут, кидаются на нас с выпученными глазами, а мы их пластаем. Тех, кого шашкой не достать, кололи пиками – много в тот день пролилось японской крови… В живых не осталось ни одного - хотели их командира в плен взять, забежали в палатку, но он завизжал, выхватил шашку и вспорол себе брюхо; остальные офицеры тоже покончили собой…»
             
    Брутально? Не более, чем то, что сделают с новейшей историей неблагодарные потомки в перестроечные годы…
            
    Классик маневренной войны, имеющей кардинальный принцип - «двигаться быстро, уничтожать поодиночке», Семён Михайлович Будённый по определению не мог быть ретроградом.
    Понимая не хуже нынешних умников, что лошадь не конкурент мотору, равно как и шашка - автоматическому оружию, и, в то же время, трезво оценивая уровень технического оснащения Красной Армии, он рассматривал кавалерию как временную альтернативу мотопехоте, которую тогдашний ВПК был просто не в состоянии родить.
            
    121-й кавполк в 1940 году реорганизуют в мехкорпус - конники переквалифицируются в танкистов, пересев на Т-34, только начавшие сходить с конвейера.
            
    Будёновская лошадь провоюет всю Отечественную - в обозе, в разведке, на передовой…
      
    Последовавшее после войны упразднение кавалерии отправит под нож создававшееся десятилетиями племенное поголовье. К счастью, в высоких кабинетах вспомнят, что equus caballus это не колбаса, а достижение цивилизации…
      
    Будёновская порода жива, мощный генетический потенциал продолжает работать в спорте. А ханкайское побоище останется одним из примеров сражений, которые выиграла лошадь.