Крым. Очаги православия

Ирина Жгурова
КРЫМ. ОЧАГИ ПРАВОСЛАВИЯ


Дарующая материнство

Синий деревянный православный  крест ярко выделился на крупнокладочной  стене храма иконы Божией Матери «Бахчисарайская». Вход плавно перерос в колокольню, которая была ещё  в стадии постройки и планировала  расти ввысь, потому что  по углам её верха указывали на небо персты арматурин.
Стены небольшого храмового помещения заняли старательно  собранные  списки  и литографии икон редких  образов Божией Матери неземной красоты, бесконечной любви и вселенской печали. При переводе взгляда от одной иконы к другой сердце приближалось  к познанию истины, которую всегда несла в себе православная вера. Прогресс не затмил человеколюбия -  смысла существования планеты.

Наклонила голову в трепетной надежде и сложила молитвенно руки на груди Богородица Самарская: на фоне далёкого распятия лик Божией Матери «Дарующая материнство» выходил из плоскости иконы  и сиял золотисто-жёлтым освещением надежды на продолжение православия. Взгляд Богородицы устремился  на чрево молившейся женщины, и в святых глазах светилось  зарождение новой жизни.  Губы Божией Матери были сжаты, но волны беззвучного моления исходили от образа и растекались вокруг. Чуть выше висела старинная икона сидящей на престоле Богородицы с малышом на коленях.  У её ног  стояли с обеих сторон два маленьких человека.

«Бахчисарайская» Дева Мария в жемчужном ореоле держала на коленях малыша, смотревшего вдаль и внимательно ловившего дыхание грешного мира. Взгляд Его божественной Матери  светил печальной укоризной в уголках губ. Она  просила отбросить сомнения в вере.
Малыш, стоявший на столе, опирался на плечо матери. Длинные пальцы Богородицы держали невесомый длинный стебель синей лилии,  и возникавший силуэт креста мимолётно проскальзывал вдоль неувядаемого цвета. В том же сюжете в этой церкви находилась узнаваемая копия газетного образа чудотворной иконы «Неувядаемый цвет» из Фаворского храма. Икона была вознаграждена подвеской с украшениями  из благородного металла. Чудесное успокоение исходило от узнаваемых ликов Богородиц - Казанской и Иерусалимской.
Редкие и разные иконы Богородицы неотрывно притягивали общей одухотворённостью и вызывали в памяти галерею  Ликов Святой Девы Марии разных стран  в Назарете возле храма Благовещения.
Из массивной деревянной рамы с резными цветами, Праворучница взглядом  уводила мысли в сторону, и их путь озаряли блеск глаз и  улыбка Богомладенца.  Другой синеглазый малыш в белой длинной рубахе с лучами вокруг головы стоял в полный рост и доверчиво смотрел прямо в сердце. Он оторвался от материнских рук и, опершись коленями,  встал на свой путь, но мать держала его незримой нитью красоты печали.

Старательная скромность убранства постепенно раскрывала неисчерпаемый мир и неустанный труд в приумножении благодати. Заботой настоятеля обрели своё место святые мощи. Алтарь компактно заняли литографические иконы в рамках. Ровным рядом висели иллюстрации праздничных событий Евангелия.
Огонёк очага православия теплился,  разрастался и согревал веру.
В крымском селе Скворцово в конце 90-х на руинах школы родилась православная община в честь «Бахчисарайской иконы Божией Матери». Всем миром собирались средства на возрождение очага православной веры. По ступеням, по частицам церковь восстанавливала дыхание жизни в новом веке. Всем миром велась стройка стен, окон, алтаря. Вырастала колокольня.  Православный Крест церкви в Скворцово стал  символом его Воздвижения.
2016, 19 июля, Крым, Скворцово.



Храм  Константина и Елены

 Установленный в начале прошлого века  придорожный храм  скромно ожидал прихожан. Он находился в белом одноэтажном доме с обрамлёнными тёплым золотом витражными окнами, соединёнными золотой радугой над входом. Овальное двухступенчатое крылечко указывало на дверь под полукруглым жёлтым навесом. Арки над окнами держались белыми колоннами. Царственные Константин и Елена воздвигали Крест в киоте, обрамлённом маленькими колоннами, завершившимися треугольником под  парапетной дугой.
 Снаружи в углу между домом и златоглавой колокольней, стояли каменные вазоны с цветами;  во всю стену была прикреплена  икона тех же святых в позолоченной узорной раме. На смежной стене белел круглый горельеф полётом ангела с длинными локонами, крылья и волны платья которого направлялись вниз,  раскрытые ладони тянулись вверх, ступни ног и ладони разрывали круг. Над белым ангелом вывески на двух языках поясняли: «Греческая церковь святых Константина и Елены освящена в году 1917, восстановлена в году 1999 Благодаря фиилисовой помощи, которую оказали национальный банк Греции под управлением Феодороса Каралзаса и общества «Друзья Музыки»  под председательством Христоса Ламбракиса».

Церковь встретила непривычными изображениями евангельских  сказаний и  объявлением  «За разговоры в храме во время службы посылаются скорби». Лик Богородицы просвечивал сквозь  переплетение колючих ветвей. Христос благословлял детей. Царственные страстотерпцы молили взглядами о мире.  Иконы в рамках заполнили  розово-голубую нишу алтаря за невысокими Царскими вратами.  Киоты возле алтаря сияли белизной и позолотой.
Молодой герой Георгий в изящном конском полёте с лёгкостью поражал копьём пасть извивавшегося зелёного дракона с  розовыми крыльями и  брюшком. В страхе прятались за стены воины, убегала с оглядкой миниатюрная коронованная девушка в царской одежде. 
Храм был построен греческими переселенцами во времена русско-турецких войн, спасших русских солдат. Бережно чтимая греками икона святых Константина и Елены  после мироточения стала чудотворной и осталась в одноимённом храме. После советских  невзгод храм вернулся в греческую общину, сохранивших свои обычаи.
2016, 19 июля, Крым,  Чернополье.




Топловская обитель

Путь к монастырю лежал по горам.  Издалека была видна высоко поднятая рука жёлтого башенного крана над возрождавшимся гигантом. Возле стройки расположились церковная лавка и ограда у кладочного обломка, на котором был установлен портрет  и памятная доска «Руины Свято-Троицкого собора, взорванного  в 1928 году». Сквозь очки встречали паломников глаза серьёзной  монахини  в чёрном одеянии с большим крестом на груди - «Святая преподобная Параскева игумения Топловская Строительница Топловской обители. Молитвенная свеча души ея Обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая мати наша».  У подножия руин стояли кашпо с ярко-красными цветами.

Массив краснокирпичного храма был  далёк от готовности, но уже восхищали его необъятные размеры, величие и размах ограждённого строительства. Сияла белизной архитектурная отделка на красно-кирпичных стенах. Главу стройки покрыла паутина из лесов, вертикальных стоек и площадок для строителей.  Храм, видимый отовсюду,  приобретал прекрасный облик  - как на плакатах с проектом ступенчатого златоглавого здания с белой отделкой и зелёными кровлями. Там же можно было узнать историю монастыря и просьбу: «Молитвенно просим помощи в восстановлении храма».

«…В 1894 году было совершено торжественное освящение места и закладка Собора в честь святой Живоначальной Троицы. С любовью к Господу и людям заботились в обители о возведении величественного Храма, который строился четырёхпрестольным. Верхний Храм вмещал три престола: главный – в честь Святой Троицы, южный – Успения Божией Матери и северный – в честь Святого Архистратига Михаила. В нижнем Храме – престол в честь Святой Преподобномученицы Параскевы. Собору уже оставалось увенчаться крестами на куполах, но преградой стали новые безбожные порядки – в 1928 году великая святыня Топловской обители была разрушена.
… Взрыв был совершён в день Успения Божией Матери,  по исчислениям даты смерти строительницы Троицкого Собора  - матушки Игумении Параскевы – (Родимцевой), сердце которой не выдержало такого удара. Осиротевшие сёстры уже самостоятельно вынуждены были  защищать монастырь, следствием чего стали аресты, допросы и расстрелы… 11 июля 2010 года состоялось прославление Преподобной Параскевы (Родимцевой)  Игумении Топловской, которая ныне со всеми сёстрами-мученицами  возносит у престола Божьего  молитвы и ждёт, когда нашими общими стараниями будет возведён в совершенство  величественный Собор в честь святой Троицы, и воистину будет радовать людей  свет золотых куполов и молитвенный призыв Топловских колоколов».

Ограждённая дорожка повела вниз к кладбищу в тенистой роще. Среди множества захоронений выделялись арматурные кресты безымянных мучениц-монахинь. Другая тропа привела к указателю Источника Георгия Победоносца через полтора километра. На фотоплакате  девушки в белых одеяниях окунались в купель, ограждённую кирпичами. Подобный указатель  обещал через пять километров увидеть  источник Трёх Святителей  - купель среди природных камней, в которую картинно входил молодой человек в длинной рубахе. Сопровождаемая зарослями дорожка долго вела в гору, оставив внизу нижние тропы среди стволов и их мудрые кроны. На высоких стойках возник плакат с ликом Георгия Победоносца и молитвой к нему:  «Яко пленных освободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче, великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим».

Над булыжниковой стенкой с водным краном возвысился жёлтый крест. Паломники подставляли пластиковые бутылки под священные струи. Мужчина с детской коляской обвязал себя цветастой распашной юбкой, так как шорты на территории обители не благословлялись.  Под навесом у входа в купальню продавались церковные  товары и  белые рубашки; вода в купели  мягко обнимала благодатной прохладой и позволяла лёгкое окунание. Процесс погружения совершался по правилам православной этики. К прозрачной воде  по лесенке сходили женщины с крестами под светлыми рубашками и трижды полностью погружались, промолвив: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Обширную территорию горного монастыря украсили ухоженные клумбы и цветники, благоуханием радовали розы. Благодарным сердцем воспринимались православные действующие храмы: розовая с зелёной кровлей и мозаичными святыми женами на стенах возле входа Церковь святой преподобномученицы Параскевы Римской; голубая темнокупольная Церковь во имя иконы «Всех Скорбящих Радости», украшенная ростовой мозаикой Богородицы во всю стену. Украшали вход в храм вазоны с цветами. Ожидала своего часа небольшая звонница колокольни,  большие купола стояли на досках под навесом. Уютный сквер с фонтаном и тенью склонившихся ветвей давал возможность отдохнуть от горных переходов и жары. На него смотрела окнами зелёная монастырская гостиница  с  цветущим балконом.
 Крымское село Тополевка восстановило Свято-Троицкий-Параскевиевский монастырь.

19 июля 2016,  Крым. Топловская обитель.