КРЫМ. ОЧАГИ ПРАВОСЛАВИЯ
Дарующая материнство
Синий деревянный православный крест ярко выделился на крупнокладочной стене храма иконы Божией Матери «Бахчисарайская». Вход плавно перерос в колокольню, которая была ещё в стадии постройки и планировала расти ввысь, потому что по углам её верха указывали на небо персты арматурин.
Стены небольшого храмового помещения заняли старательно собранные списки и литографии икон редких образов Божией Матери неземной красоты, бесконечной любви и вселенской печали. При переводе взгляда от одной иконы к другой сердце приближалось к познанию истины, которую всегда несла в себе православная вера. Прогресс не затмил человеколюбия - смысла существования планеты.
Наклонила голову в трепетной надежде и сложила молитвенно руки на груди Богородица Самарская: на фоне далёкого распятия лик Божией Матери «Дарующая материнство» выходил из плоскости иконы и сиял золотисто-жёлтым освещением надежды на продолжение православия. Взгляд Богородицы устремился на чрево молившейся женщины, и в святых глазах светилось зарождение новой жизни. Губы Божией Матери были сжаты, но волны беззвучного моления исходили от образа и растекались вокруг. Чуть выше висела старинная икона сидящей на престоле Богородицы с малышом на коленях. У её ног стояли с обеих сторон два маленьких человека.
«Бахчисарайская» Дева Мария в жемчужном ореоле держала на коленях малыша, смотревшего вдаль и внимательно ловившего дыхание грешного мира. Взгляд Его божественной Матери светил печальной укоризной в уголках губ. Она просила отбросить сомнения в вере.
Малыш, стоявший на столе, опирался на плечо матери. Длинные пальцы Богородицы держали невесомый длинный стебель синей лилии, и возникавший силуэт креста мимолётно проскальзывал вдоль неувядаемого цвета. В том же сюжете в этой церкви находилась узнаваемая копия газетного образа чудотворной иконы «Неувядаемый цвет» из Фаворского храма. Икона была вознаграждена подвеской с украшениями из благородного металла. Чудесное успокоение исходило от узнаваемых ликов Богородиц - Казанской и Иерусалимской.
Редкие и разные иконы Богородицы неотрывно притягивали общей одухотворённостью и вызывали в памяти галерею Ликов Святой Девы Марии разных стран в Назарете возле храма Благовещения.
Из массивной деревянной рамы с резными цветами, Праворучница взглядом уводила мысли в сторону, и их путь озаряли блеск глаз и улыбка Богомладенца. Другой синеглазый малыш в белой длинной рубахе с лучами вокруг головы стоял в полный рост и доверчиво смотрел прямо в сердце. Он оторвался от материнских рук и, опершись коленями, встал на свой путь, но мать держала его незримой нитью красоты печали.
Старательная скромность убранства постепенно раскрывала неисчерпаемый мир и неустанный труд в приумножении благодати. Заботой настоятеля обрели своё место святые мощи. Алтарь компактно заняли литографические иконы в рамках. Ровным рядом висели иллюстрации праздничных событий Евангелия.
Огонёк очага православия теплился, разрастался и согревал веру.
В крымском селе Скворцово в конце 90-х на руинах школы родилась православная община в честь «Бахчисарайской иконы Божией Матери». Всем миром собирались средства на возрождение очага православной веры. По ступеням, по частицам церковь восстанавливала дыхание жизни в новом веке. Всем миром велась стройка стен, окон, алтаря. Вырастала колокольня. Православный Крест церкви в Скворцово стал символом его Воздвижения.
2016, 19 июля, Крым, Скворцово.
Храм Константина и Елены
Установленный в начале прошлого века придорожный храм скромно ожидал прихожан. Он находился в белом одноэтажном доме с обрамлёнными тёплым золотом витражными окнами, соединёнными золотой радугой над входом. Овальное двухступенчатое крылечко указывало на дверь под полукруглым жёлтым навесом. Арки над окнами держались белыми колоннами. Царственные Константин и Елена воздвигали Крест в киоте, обрамлённом маленькими колоннами, завершившимися треугольником под парапетной дугой.
Снаружи в углу между домом и златоглавой колокольней, стояли каменные вазоны с цветами; во всю стену была прикреплена икона тех же святых в позолоченной узорной раме. На смежной стене белел круглый горельеф полётом ангела с длинными локонами, крылья и волны платья которого направлялись вниз, раскрытые ладони тянулись вверх, ступни ног и ладони разрывали круг. Над белым ангелом вывески на двух языках поясняли: «Греческая церковь святых Константина и Елены освящена в году 1917, восстановлена в году 1999 Благодаря фиилисовой помощи, которую оказали национальный банк Греции под управлением Феодороса Каралзаса и общества «Друзья Музыки» под председательством Христоса Ламбракиса».
Церковь встретила непривычными изображениями евангельских сказаний и объявлением «За разговоры в храме во время службы посылаются скорби». Лик Богородицы просвечивал сквозь переплетение колючих ветвей. Христос благословлял детей. Царственные страстотерпцы молили взглядами о мире. Иконы в рамках заполнили розово-голубую нишу алтаря за невысокими Царскими вратами. Киоты возле алтаря сияли белизной и позолотой.
Молодой герой Георгий в изящном конском полёте с лёгкостью поражал копьём пасть извивавшегося зелёного дракона с розовыми крыльями и брюшком. В страхе прятались за стены воины, убегала с оглядкой миниатюрная коронованная девушка в царской одежде.
Храм был построен греческими переселенцами во времена русско-турецких войн, спасших русских солдат. Бережно чтимая греками икона святых Константина и Елены после мироточения стала чудотворной и осталась в одноимённом храме. После советских невзгод храм вернулся в греческую общину, сохранивших свои обычаи.
2016, 19 июля, Крым, Чернополье.
Топловская обитель
Путь к монастырю лежал по горам. Издалека была видна высоко поднятая рука жёлтого башенного крана над возрождавшимся гигантом. Возле стройки расположились церковная лавка и ограда у кладочного обломка, на котором был установлен портрет и памятная доска «Руины Свято-Троицкого собора, взорванного в 1928 году». Сквозь очки встречали паломников глаза серьёзной монахини в чёрном одеянии с большим крестом на груди - «Святая преподобная Параскева игумения Топловская Строительница Топловской обители. Молитвенная свеча души ея Обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая мати наша». У подножия руин стояли кашпо с ярко-красными цветами.
Массив краснокирпичного храма был далёк от готовности, но уже восхищали его необъятные размеры, величие и размах ограждённого строительства. Сияла белизной архитектурная отделка на красно-кирпичных стенах. Главу стройки покрыла паутина из лесов, вертикальных стоек и площадок для строителей. Храм, видимый отовсюду, приобретал прекрасный облик - как на плакатах с проектом ступенчатого златоглавого здания с белой отделкой и зелёными кровлями. Там же можно было узнать историю монастыря и просьбу: «Молитвенно просим помощи в восстановлении храма».
«…В 1894 году было совершено торжественное освящение места и закладка Собора в честь святой Живоначальной Троицы. С любовью к Господу и людям заботились в обители о возведении величественного Храма, который строился четырёхпрестольным. Верхний Храм вмещал три престола: главный – в честь Святой Троицы, южный – Успения Божией Матери и северный – в честь Святого Архистратига Михаила. В нижнем Храме – престол в честь Святой Преподобномученицы Параскевы. Собору уже оставалось увенчаться крестами на куполах, но преградой стали новые безбожные порядки – в 1928 году великая святыня Топловской обители была разрушена.
… Взрыв был совершён в день Успения Божией Матери, по исчислениям даты смерти строительницы Троицкого Собора - матушки Игумении Параскевы – (Родимцевой), сердце которой не выдержало такого удара. Осиротевшие сёстры уже самостоятельно вынуждены были защищать монастырь, следствием чего стали аресты, допросы и расстрелы… 11 июля 2010 года состоялось прославление Преподобной Параскевы (Родимцевой) Игумении Топловской, которая ныне со всеми сёстрами-мученицами возносит у престола Божьего молитвы и ждёт, когда нашими общими стараниями будет возведён в совершенство величественный Собор в честь святой Троицы, и воистину будет радовать людей свет золотых куполов и молитвенный призыв Топловских колоколов».
Ограждённая дорожка повела вниз к кладбищу в тенистой роще. Среди множества захоронений выделялись арматурные кресты безымянных мучениц-монахинь. Другая тропа привела к указателю Источника Георгия Победоносца через полтора километра. На фотоплакате девушки в белых одеяниях окунались в купель, ограждённую кирпичами. Подобный указатель обещал через пять километров увидеть источник Трёх Святителей - купель среди природных камней, в которую картинно входил молодой человек в длинной рубахе. Сопровождаемая зарослями дорожка долго вела в гору, оставив внизу нижние тропы среди стволов и их мудрые кроны. На высоких стойках возник плакат с ликом Георгия Победоносца и молитвой к нему: «Яко пленных освободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче, великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим».
Над булыжниковой стенкой с водным краном возвысился жёлтый крест. Паломники подставляли пластиковые бутылки под священные струи. Мужчина с детской коляской обвязал себя цветастой распашной юбкой, так как шорты на территории обители не благословлялись. Под навесом у входа в купальню продавались церковные товары и белые рубашки; вода в купели мягко обнимала благодатной прохладой и позволяла лёгкое окунание. Процесс погружения совершался по правилам православной этики. К прозрачной воде по лесенке сходили женщины с крестами под светлыми рубашками и трижды полностью погружались, промолвив: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».
Обширную территорию горного монастыря украсили ухоженные клумбы и цветники, благоуханием радовали розы. Благодарным сердцем воспринимались православные действующие храмы: розовая с зелёной кровлей и мозаичными святыми женами на стенах возле входа Церковь святой преподобномученицы Параскевы Римской; голубая темнокупольная Церковь во имя иконы «Всех Скорбящих Радости», украшенная ростовой мозаикой Богородицы во всю стену. Украшали вход в храм вазоны с цветами. Ожидала своего часа небольшая звонница колокольни, большие купола стояли на досках под навесом. Уютный сквер с фонтаном и тенью склонившихся ветвей давал возможность отдохнуть от горных переходов и жары. На него смотрела окнами зелёная монастырская гостиница с цветущим балконом.
Крымское село Тополевка восстановило Свято-Троицкий-Параскевиевский монастырь.
19 июля 2016, Крым. Топловская обитель.