Сказка об ослике, водопроводе и умном мальчике

Ольга Рос
  «Есть только одно благо - знание, и только одно зло – невежество» ©(Сократ)
               
В те стародавние времена, когда Античные мифы еще не стали устным народным творчеством, а только-только начинали становиться историей, когда еще жили на земле те, кто видел богов Олимпа своими глазами, а все науки назывались одним красивым словом – «Философия»… так вот, в те самые времена жил-был один очень предприимчивый человек.

Жил он в большом и процветающем городе. А в те самые времена во всяком уважающем себя городе считалось престижным развивать науки и искусства. Этот город славился среди других своей философской (научной) школой. И еще он был славен тем, что в нем был водопровод. Конечно, это был совсем не такой водопровод, к которому мы привыкли: из металлических и пластиковых труб, с кранами в каждой квартире. Вы же помните, что история эта произошла так давно, что некоторые из живущих людей еще помнили «в лицо» всех олимпийских богов? Так давно, что в мире еще не было не только пластика или металлических труб, но даже и квартир. И все же, водопровод в этом городе был. И владел этим водопроводом наш с вами предприимчивый знакомый.

Вместо металла и пластика водопровод был построен из обожженной глины, а вода в него подавалась с помощью специального механизма с большим воротом (не тем, что пришивают к одежде, а тем, который вращается при помощи рукояти и поднимает грузы, ну или воду из озера в водопровод). Ворот, конечно, крутился не сам (вы же понимаете, что и моторов тогда тоже не было). Так вот, чтобы ворот крутился, к его рукояти был привязан обыкновенный ослик. Ослик шел по кругу, приводя в движение механизм, ворот вращался, вода поступала в водопровод и спускалась по нему с горы до самого города, а там все, кто не хотел подниматься за водой к горному озеру, покупали ее у хозяина водопровода.

И все бы хорошо, да только ослику надоедало бегать по кругу, и он норовил остановиться, постоять, посмотреть по сторонам: нет ли где-то рядом чего-нибудь вкусного, или просто отдохнуть... Вот и приходилось предприимчивому гражданину нанимать какого-нибудь местного мальчишку, чтобы он следил за осликом, и заставлял его ходить по кругу.

Но мальчишкам тоже быстро надоедало водить по кругу упрямого ослика, они отвлекались, ослик останавливался, и вода переставала поступать в город. Хозяин нанимал нового мальчишку, но несколько дней спустя история повторялась. Так было до тех пор, пока однажды к хозяину не пришел мальчик с сумкой на плече, полной папирусов.
- Я пришел к тебе на работу.
- Ты знаешь, что нужно делать?
- Да. Следить, чтобы с обеда и до вечера ослик не останавливался, а вода непрерывно поступала в водопровод.
- Что это у тебя в сумке?
- Сочинения Аристотеля.
- Зачем они тебе?
- Читать. Я заработаю денег и поступлю в философскую школу, буду изучать науки, а может быть даже стану ученым.
- Чтение отвлечет тебя, ослик остановится, вода перестанет поступать, а мне нужно, чтобы вода поступала непрерывно.
- Ослик не остановится!
- Хорошо, я буду платить тебе за каждые три дня работы, но если за эти три дня вода хоть раз не поступит в водопровод вовремя, я не заплачу тебе за все три дня!
- Идет. Но если ослик не остановится ни разу, ты повысишь мне плату на одну монету в день за следующие три дня.
- Договорились.

Прошло два дня. Вода исправно поступала в водопровод, торговля шла бойко, но хозяина занимал вопрос: неужели мальчишка ни разу не отвлекся от работы? И он решил подняться к озеру и посмотреть, как идет работа.

Когда он поднялся по тропинке, мальчик, подставив солнцу свои загорелые пятки, лежал на песке возле озера и читал папирус. Ослик не спеша шел по кругу, а перед самым его носом на обыкновенной удочке висела самая обыкновенная морковка!
«Так просто?! И мне больше не нужен мальчишка, чтобы следить за осликом!» - подумал хозяин.
- Ты обманул меня!
- В чем? Разве ослик остановился? Или я не говорил тебе, что буду читать?
- Я заплачу тебе за три дня, я даже заплачу тебе за приспособление с морковкой, но завтра можешь не приходить.
- Хорошо, - ответил мальчик, - я возьму только за работу, приспособление можешь взять себе просто так. Когда ослик остановится, ты знаешь, где меня найти. Только тогда тебе придется заплатить мне не на одну, а на две монеты больше.

Мальчик взял деньги за работу и ушел вниз  по дорожке к городу. Хозяин пропустил мимо ушей его замечание и, радостно потирая руки, подсчитывал, сколько денег он сэкономит на этом своем новом приобретении. И напрасно: еще не наступил вечер следующего дня, когда вода прекратила поступать в водопровод. Это могло означать только одно: мальчик был прав - ослик опять остановился.

Хозяин отправился к озеру. Когда он поднялся, ослик, не обращая внимания на висящую перед носом морковку, стоял и спокойно жевал колючую траву, принесенную откуда-то ветром. Пришлось хозяину опять нанимать мальчишек. Но ему было жалко платить больше денег, потому он не пошел искать того же, а решил нанять других. Однако, мальчишки опять отвлекались, ослик останавливался, вода то текла, то нет… помучившись два дня и посчитав убытки, он отправился искать юного философа.

- Я пришел за тобой. Можешь приходить завтра на работу.
- Ты заплатишь мне на две монеты больше за каждый день?
- Да, но только если за следующие три дня ослик не остановится ни разу.
- Не пойдет. Я хочу, чтобы ты платил мне за отработанный день каждый вечер.
Торговец подумал и ответил:
- Хорошо, я согласен. Но если ослик в какой-то из дней остановится, я не заплачу тебе за этот день ничего!
Мальчик улыбнулся и согласился.

Прошла неделя, ослик ни разу не остановился, мальчик получал оплату за работу каждый день. Несколько раз хозяин приходил проверить, как идет работа, и каждый раз он заставал одну и ту же картину: мальчик читал папирус, ослик в какой-то забавной панамке на голове послушно шел за морковкой, ни на что не отвлекаясь…

Прошло несколько месяцев, подходила осень. Однажды хозяин не выдержал и спросил у мальчика:
- Скажи, почему у тебя ослик идет за морковкой, а когда тебя нет, перестает ее замечать?
Мальчик ответил:
- Я поступил в философскую школу и хочу оставить работу. Но на оплату школы мне не хватает 50 монет. Я продам тебе свой секрет за 50 монет прямо сейчас или буду дальше использовать его, пока наберу достаточно денег.
Хозяин подумал и согласился. Он отсчитал мальчику монеты, а мальчик подошел к ослику, снял с его головы ту самую «странную панамку» и протянул ее хозяину.
- Все дело в этом. Я назвал это приспособление «шоры». Мир большой, яркий и интересный. В нем постоянно происходит что-то новое, всегда есть на что отвлечься, даже если ты – ослик. Когда вокруг целый мир, пройдет день-два и ослик найдет более интересное занятие, чем бегать за морковкой. Но когда я ограничиваю ему обзор, он видит не дальше собственного носа. Его уже ничего не отвлекает от морковки, которую я ему туда повесил…  и он идет за ней до бесконечности.

- Ответь мне на еще один вопрос: зачем тебе учиться, да еще и платить за обучение? Деньги считать ты уже умеешь, и получше многих. Продать то, чему тебя там научат, нельзя. Значит это пустая трата времени и денег! На заработанные деньги ты мог бы открыть свое торговое дело.
- Все очень просто: когда я учусь, я расширяю свой кругозор. Если я перестану развиваться, узнавать то новое, что происходит в мире, это будет сродни тому, что я добровольно одел на себя шоры. А я не хочу всю жизнь быть осликом, бегущим за недосягаемой морковкой, кем-то подвешенной перед моим носом!

Вот тут можно было бы сказать, что мальчик неплохо разбирался в психологии, но, как мы помним, из наук тогда была только Философия. Да и ту он еще даже не начал изучать… однако, он был умным мальчиком и твердо знал: «настоящее - следствие прошлого и причина будущего», и если ты хочешь, чтобы твое будущее было лучше настоящего, позаботься об этом «здесь и сейчас».

С тех пор прошли века. Философия давно перестала быть единственной наукой. Давным-давно нет на свете ни мальчика, ни хозяина водопровода. Да и от самого водопровода остались только черепки, интересующие разве что археологов… но, хотя нам и не известно, где и когда произошла эта история, и мы даже не знаем доподлинно, была ли она на самом деле, или ничего подобного никогда не случалось… однако, мы знаем наверняка: и тогда, и сейчас есть только один способ заставить кого-то быть послушным осликом, бегущим за недосягаемой морковкой, - надеть на него шоры, ограничить его кругозор. С той только разницей, что у ослика не было выбора, а человек делает этот выбор сам…

PS. А зачем учиться вам?