Петр Ершов и Александр Пушкин

Андрей Иванович Ляпчев
Пётр Павлович Ершов, – автор чудесной сказки «Конёк-Горбунок», – родился в 1815 году в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. (Ныне – село Ершово Ишимского района Тюменской области.) Отец его, Павел Алексеевич Ершов, был чиновником и по делам службы часто переезжал вместе с семьёй. Чтобы дети могли нормально учиться, в 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая к родственникам матери в Тобольск, где они поступили в гимназию…
Тобольск – старейший культурный центр Сибири. При впадении реки Тобол в Иртыш на высоком прибрежном плато стоит Тобольский кремль – единственный за Уралом. В кремле – Софийский собор, возведенный в 1683-1686 годах. Сейчас это старейшее каменное здание в Сибири… В старой книге «Путешествие по Сибири г-на Трутнева», изданной в 1802 году, автор рассказывает о Тобольске: «Первое, что представилось взору моему, есть гора, увенчанная огромными каменными зданиями, и с величием, подобающим гордой столице Сибири, взирающая на полдень. Она, казалось, состоит из двух гор, соединенных огромнейшими каменными воротами, над коими построен дом для Архивы… далее церкви и проч. Кажется, что сии здания нарочно и в одно время строены для того, чтоб дать блистательный вид украшаемой ими горе. Какая симметрия! Какая пропорция!» Есть в Тобольске что-то сказочное, что-то «родственное» сказке о Коньке-Горбунке, хотя сама сказка создавалась, в основном, в Санкт-Петербурге…
К тому времени, когда подростки окончили гимназию, отцу удалось перевестись в Петербург. Семья снова вместе и в 1831-1835 годах Петр Ершов учится на философско-юридическом отделении Санкт-Петербургского университета. Во время учебы он сближается с профессором русской словесности Петром Александровичем Плетневым, близким другом Пушкина. (Именно Плетневу Пушкин посвятил свой роман в стихах «Евгений Онегин».) Профессор знакомит Ершова с Александром Сергеевичем Пушкиным и Василием Андреевичем Жуковским…
1834 год – «звездный час» Ершова! Молодой студент пишет поэму-сказку «Конек-Горбунок». Среди первых читателей рукописи – Жуковский и Пушкин. Интересное совпадение: Пушкин на 16 лет моложе Жуковского и на 16 лет старше Ершова. Когда-то Жуковский поддерживал молодого Пушкина, теперь Пушкин поддерживает Ершова. По свидетельству Александра Филипповича Смирдина, знаменитого издателя и книгопродавца, прочитав сказку Пушкин «удостоил ее тщательного пересмотра» и заново переработал первые четыре стиха...
Сказка «Конек-Горбунок» и её автор Пушкину очень понравились. Ершов бывал в гостях у Пушкина. Сохранились свидетельства об одном из их разговоров. «Да вам и нельзя не любить Сибири, – сказал Пушкин Ершову, – во-первых, это ваша родина, во-вторых, – это страна умных людей».
В декабре 1834 года сказка опубликована отдельным изданием. А вскоре после окончания университета Ершов возвратился в Тобольск и больше они с Пушкиным не виделись. Но по возвращению в Сибирь Ершову довелось познакомиться с двумя лицейскими товарищами Пушкина, ссыльными декабристами.
Иван Иванович Пущин («Большой Жанно»), живший на поселении в Ялуторовске, в 1841 году передал через Ершова в журнал «Современник» неизданные стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный» и «Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок».
А в марте 1846 года в Тобольск прибыл Вильгельм Карлович Кюхельбеккер («Кюхля»). Он болел туберкулезом, почти ослеп… Среди тех, кто ухаживал за Кюхельбеккером, был и Ершов, много и постоянно читавший вслух для Кюхельбеккера. И это тоже живая связь между Пушкиным и Ершовым…
******
Но всё-это, так сказать, «официальная версия». А есть ещё и «алтернативная версия». (Альтернативные версии по самым разным вопросам весьма популярны.) Согласно альтернативной версии настоящим автором «Конька-Горбунка» является… Пушкин, а Ершов – это подставное лицо…
Но зачем?
Владимир Козаровецкий, один из эпигонов альтернативной версии, объясняет это так: «Под своим именем Пушкину ее невозможно было не только опубликовать, но даже и показать своему высочайшему цензору – царю. "Кит державный", "перегородивший" "море-Окиян" и наказанный за то, что уж десять лет как "без Божия веленья проглотил он средь морей Три десятка кораблей", в лице императора не проглядел бы и пушкинское "требование" освободить декабристов: "Если даст он им свободу, То сниму с него невзгоду". И мог ли не увидеть себя Бенкендорф (а сказку на цензуру царю пришлось бы передавать через него) в "хитром Спальнике"?...»
Не правда ли, «убедительно»?
Убедительно для тех, кто когда-то учился в школе и «помнит», что Николай Первый – это «реакционер, тиран и деспот», а Бенкендорф – это «палач, сатрап и держиморда». (Примерно так…)
Я не собираюсь прославлять здесь покойного императора Николая Павловича и шефа корпуса жандармов Александра Христофоровича Бенкендорфа. Но в 1834 году ни один мыслящий человек не разглядел бы в «Коньке-Горбунке» карикатуру на этих людей…
Какое «море-Окиян» и кому перегородила Россия в 1834 году? Как был «наказан» за это российский Император? Никакое, никому и никак! Господин Козаровецкий высказывает «намеки тонкие на то, чего не ведает никто». «Требование» освободить декабристов… Так их осудили за конкретные действия, которые по законам любой страны не могли быть расценены иначе, чем государственное преступление. А Бенкендорф, в отличие от «хитрого Спальника», ложных доносов не выдумывал, служил Государю честно. «Мог ли не увидеть»? А я скажу: никак не мог увидеть того, чего не было…
Чтобы «увидеть» в Ките и Спальнике Николая Павловича с Бенкендорфом нужно быть невежественным человеком, стесняющимся признаться в собственном невежестве.
«Альтернативную версию» можно исчерпывающе охарактеризовать одной поговоркой: «Ни уму, ни сердцу». А «официальная версия» в конкретном случае и умнее, и добрее, и красивее…

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987. – 192 с.
Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л.: Детская литература, 1981. – 270 с.